Алтайские торговые сети стали подстраиваться под «худой» кошелек покупателя

Эксперты рынка рассказали о том, как изменился подход к клиенту

Непростая экономическая ситуация наложила отпечаток на политику продвижения товара. Часть потребителей, раньше покупавших понравившийся продукт, стали смотреть на его цену, а те, кто менее обеспечен, — сократили расходы на еду. В рамках традиционной рубрики «МК-тест» эксперты рынка рассказали о том, как изменился подход к клиенту.

Эксперты рынка рассказали о том, как изменился подход к клиенту

Без купюр

Осенью 2015 года, когда доллар резко вырос, люди кинулись покупать все, что могло помочь (или казалось, что могло) сохранить скопленные средства, затем, после того как у России возникли напряженные отношения с Турцией и были введены продуктовые санкции, покупатели ровным строем отправились за мандаринами и скупали их ящиками. Ситуация «стабилизировалась», когда люди свыклись с мыслью, что доллар за 70 — это просто доллар за 70, и поняли, что фруктов на прилавках меньше не стало.

Однако и цены на продукты расти не перестали. Так, инфляция в Алтайском крае за январь — май 2016 года составила 2,6%. При этом, по данным Алтайкрайстата, за май цены выросли на 0,4%. Более всего с начала года подорожали непродовольственные товары: рост цен составил 3,6%. Продукты питания за тот же период выросли в цене на 2,4%. С учетом колебаний часть покупателей корректирует продуктовую корзину. Магазины, которые раньше были уверены, что их товар купят, больше не могут знать это наверняка. Коммерсанты оказались вынуждены реагировать.

Так, часть сетей сделала ставку на социальную ориентированность. В условиях, когда кошелек покупателя худ, одна из алтайских продуктовых компаний расположила в торговых залах полки взаимопомощи. Их суть заключается в том, что любой желающий может помочь незнакомцу и оставить в импровизированном шкафу молоко, хлеб, крупы — словом, то, что может пригодиться другому человеку с меньшим доходом. Идея оказалась востребована, и теперь на полках можно встретить и предметы бытовой химии, и даже одежду.

В «Марии-Ра» сообщили, что стараются учитывать интересы покупателей и сдерживать рост цен настолько, насколько это возможно. Например, в марте этого года в сети перестали брать копейки, округляя сумму за покупку в пользу покупателя. Также большое внимание уделяют нуждающимся категориям граждан. Ассортимент подбирается с учетом потребности различных слоев населения.

Торговая сеть оказывает различную благотворительную помощь, проводит спортивные мероприятия для населения, где каждому участнику полагаются призы от партнеров, выдаются денежные сертификаты на. Последним мероприятием стал «День ходьбы» в Барнауле. 2 500 участников получили призы на сумму 330 тыс. рублей», — добавили в компании.

Маркетинговый трюк

Однако не все торговые сети прибегают к таким социальным инструментам исключительно из бескорыстных побуждений — есть тут и коммерческая выгода, считают маркетологи.

«Любой магазин намеренно идет на расходы, связанные с рекламой, поэтому определенная группа товаров всегда устанавливается с дисконтом. Это делается для того, чтобы, приходя за конкретным товаром (с дисконтом), я попутно купил себе и еще что-то якобы подешевле. Цель — увеличение объема покупок и узнаваемость. Психология человека такова, что каждый товар ассоциируется с так называемыми «булочками» в мозгу. Если потребитель что-то купил в магазине и ему понравилось, то он всегда будет ходить в него. Если у вас спросить, какая паста самая лучшая, вы, скорее всего, назовете ту, которую рекламируют, либо ту, что у вас дома. С «социальными программами» принцип тот же: магазин просто приучает потребителя к своему товару», — объяснил Сергей Бочаров, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга.

Есть и отрицательные примеры корректировок в маркетинговой политике. Так, в сентябре разгорелся скандал с участием магазинов сети «Светофор». В управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю тогда поступило 36 обращений от потребителей. Людей возмущала установленная администрацией минимальная стоимость покупки в 300 рублей.

Как сообщает сайт Роспотребнадзора по Алтайскому краю, это нарушение требований ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В связи с этим в отношении юридического лица были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, выданы предписания об устранении выявленных нарушений. К счастью, таких примеров не много.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Лучший друг — магазин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру