Житель Барнаула в одиночку пересекает континент на велосипеде

Путешественник отправился в велотур к самой южной точке Евразии — мысу Пиай в Малайзии

29-летний путешественник из краевой столицы, отправившийся в велотур к самой южной точке Евразии и Азии — мысу Пиай в Малайзии, преодолел половину пути. Он не претендует на лавры Федора Конюхова, но уже прославился в Сети, публикуя репортажи «с колес» и выходя на связь с малой родиной в радиоэфирах. О путешествии по странам и континентам с минимальными затратами, искусстве выживания в диких условиях рассказал корреспонденту «МК» турист, предприниматель и экс-следователь Игорь Рева.

Путешественник отправился в велотур к самой южной точке Евразии — мысу Пиай в Малайзии

Испытания погодой

— Игорь, как вы вообще решились так кардинально поменять жизнь и отказались от службы в силовых структурах?

— Велопутешествия всегда были моим хобби, а профессию получал по совету родителей. После окончания вуза долгое время работал, получал награды за раскрываемость, но морального удовлетворения не было, только нервотрепка. Это работа с особым контингентом — убийцы, насильники. Но даже они освобождаются, а ты остаешься, как будто сам отбываешь срок. Так случилось, что однажды я переоценил взгляд на такую «стабильность» и уволился.

Бизнесом начал заниматься еще в Омске, потом в Барнауле. С годами пришел к выводу, что только зарабатывания денег мало. Во время выезда на очередную «велопокатушку» по Барнаулу познакомился с организаторами таких туров, нашел общие темы. Мы обменялись опытом, провели несколько совместных мероприятий и решили работать вместе — заниматься велотурами, прокатом велосипедов и сервисом.

— Как возникла идея пуститься в дальнее путешествие? Почему именно эти точки маршрута были выбраны?

— Считаю, что каждый мужчина должен в жизни преодолевать испытания. Одни «сажают дерево», другие покупают новые машины, а кто-то пытается превзойти сам себя. Отправиться в дальнее путешествие на велосипеде было моей мечтой! Рассматривалось несколько вариантов маршрута. Хотелось поехать в Индию, но там непременно возникли бы сложности с визами, а значит, дополнительные затраты. Плюс ко всему это тяжелое место во всех смыслах: антисанитария, воровство, бедность. Никто бы уж точно не помог незнакомцам.

На идею проехать по Азии натолкнула встреча со студентом-путешественником из Австралии. На велосипеде он преодолел Китай, Монголию, Горный Алтай, а для того, чтобы осуществить этот план, взял академический отпуск в вузе. Когда, если не сейчас? Жизнь коротка и проходит мимо нас. Эта встреча, наверное, разбудила те чувства, которые вызывали желание путешествовать еще в юности.

Почему именно до самой южной точки материка? Потому что я не знаю, можно ли вообще доехать до нее на велосипеде. Маршрут был выбран необычный. Долго ехать по России скучно, поэтому сразу двинулись через Горный Алтай на Монголию: хотелось посмотреть на страну «живьем». Сейчас я еду по Китаю (интервью от 7 октября), главная цель — увидеть карстовые горы. Детали маршрута меняются каждый день: встречаю новых людей, русские, живущие в Китае, обо мне узнают из соцсетей и приглашают в гости.

— За плечами уже половина маршрута, и с недавних пор вы едете один. Как удается в первый раз переносить одиночное и длительное путешествие?

— Адаптации к жизни «на колесах» не было. Но если обычно, по Горному Алтаю, я «наматывал» по 250 км за время велотура, а сами поездки длились не больше пяти дней, то теперь все иначе. Это первое масштабное путешествие. Дней десять приходило осознание — просыпаешься со стойким непониманием, что происходит.

Так сложились обстоятельства, что выехали мы вдвоем с напарником, а теперь продолжаю путь один. Он вернулся на родину по семейным обстоятельствам. По плану я должен вернуться через три месяца после старта, но теперь сроки сдвинулись. Не скрою, было страшно оставаться на маршруте одному. Сейчас понимаю, что, наверное, в таких сложных путешествиях, когда приходится выживать, одному даже лучше: только ты принимаешь решения и несешь за них ответственность.

По диким местам

— Как меняется климат по мере продвижения и осложняет ли это путешествие?

— В Горном Алтае, неподалеку от Семинского перевала, температура под утро опускалась до трех градусов. На высоте от одной до двух тысяч метров при холодном ветре мы замерзали. Но, когда вставало солнце, становилось даже жарко. В горах особенно важно следовать графику: нужно успеть проехать за день не меньше 100 км, а поскольку солнце заходит быстро — поторопиться найти ночлег. Не очень-то комфортно принимать ванну в горной реке! К концу дня, когда ты измотан после долгого пути, приходилось перебарывать себя.

Но это было ничто по сравнению с Монголией! Здесь тяжелее всего и в моральном, и в физическом плане. Ночью даже замерзала вода в велосипедных фляжках! Хотя спальники рассчитаны на минус 14 градусов, оставаться в палатках не решались. Поставить их в голой степи было невозможно из-за жуткого ветра. Иногда приходилось внаглую проситься ночевать в юртах.

Китайский город Урумчи встретил по-осеннему теплой погодой. А сойдя с поезда в Сучжоу, мы оказались уже в условиях, похожих на тропики. Сейчас еду по жаре, на термометре +39 градусов. Очень тяжело, уходит много воды. Несколько дней назад так случилось, что на пути не было торговых точек, и я питался только мандаринами. Результат уже заметен: за последние недели сбросил 15 кг.

— Какие места удивили больше всего и как вас встречает местное население?

— Каждое запоминается по-своему. Монголия для меня пока самое дикое место. Хотя люди здесь очень доброжелательные, если в дороге что-то пойдет не так, полагаться придется только на себя. На горизонте — сотни километров без населенных пунктов и горы. Плюс ко всему ветер, дождь, очень крутые перевалы, намного выше, чем в Горном Алтае.

Большие проблемы с водой, доступной заменой которой служат арбузы. Ими нас часто угощали местные жители. После очередного такого приема напарник заработал пищевое отравление, у него поднялся жар. Мы в это время были на перевалах, и добираться до ближайшего поселка с медпунктом пришлось целый день. О медучреждении там напоминали только плакаты о гигиене. Врач принимал нас в юрте, напоил, как водится, чаем, послушал, дал несколько таблеток. Ту ночь мы провели в неотапливаемом помещении и замерзли сильнее, чем на улице.

Повсеместно тут вопиющая антисанитария, и есть что-то можно только при условии, что ты не видишь, как это готовится.

Трудности перевода

— Как удается преодолевать культурный и языковой барьер?

— Первое время сложно давалось общение с китайцами. Язык жестов здесь не работает, в Китае он совсем другой. Не помогут и русско-китайские переводчики, они чаще всего врут. Сейчас я выхожу на контакт через соцсеть для китайцев со встроенным переводчиком. Строится все примерно так: найти доступную интернет-сеть, добавить китайца в приложение на телефоне и начать с ним диалог. Тогда можно договориться о скидке, бесплатном ночлеге и еде.

Казусы случаются, конечно, сплошь и рядом! Это как в анекдоте: летели два крокодила — один на север, другой красный! Ты пытаешься переспрашивать, но переводчик снова выдает какую-то ерунду: «Мои друзья хотят с тобой играть», — постоянно выскакивает эта фраза, и пока я так и не понял, что она означает. В крайних случаях просто идешь на кухню, открываешь тарелки и показываешь пальцем, что ты хочешь.

И с китайцами, и с монголами можно договориться на английском. Но понять его тоже довольно тяжело из-за сильного акцента. Сами китайцы часто ведут себя как дети — убегают, завидев незнакомца. Но, если идешь с ними на контакт, они готовы сделать все и очень доброжелательны.

— Вы ведете подсчет трат с начала маршрута? И есть ли какой-то лимит, рассчитанный на путешествие?

— За два месяца ушло 15 тысяч рублей. Большая часть была потрачена на железнодорожный билет и доставку велосипедов из Урумчи в Сучжоу. На Алтае за день уходило от нуля до ста рублей, в Монголии все дороже, но здесь часто нас кормили в юртах. В Китае расходы еще возросли: для нас здесь все дорого из-за курса доллара. Но теперь, когда еду один, меня все чаще кормят, селят на ночь бесплатно и даже дают деньги в дорогу. Поэтому бывает, что иду «по нулям». 

Были случаи, когда приходилось снимать отель за свой счет, но я таких затрат избегаю. Говорю, что есть деньги только на еду, и зачастую меня заселяют бесплатно. Или разрешают хотя бы расположить палатку около кафе, если это пригород. Однажды ночевал на заправке. Владельцы таких точек разрешают принять душ, подключиться к электросети, воспользоваться Интернетом, который есть здесь почти везде. Ночами успеваю сделать видеоотчеты или опубликовать фоторепортажи для тех, кто следит за моим путешествием.

Случалось оставаться на ночь в «необычных» местах. В один из дней я ехал по трассе уже затемно. Так и не добравшись до очередного поселка, был вынужден поставить палатку на трассе за недостроенным домом. Ночь проспал крепко, так как до этого не засыпал вообще, монтируя сюжет. Уже утром увидел, что вокруг палатки на земле полно змей, так же как на самой трассе!

— Не жалеете в такие моменты, что отправились в опасную и длительную поездку?

— За два месяца многое потерял, в том числе друга, который, вернувшись домой, сказал, что намерен продолжать бизнес один. Формально на данный момент я безработный. В дороге есть время хорошо обдумать, что делать дальше. Но даже в самые тяжелые моменты, когда мы не знали, что делать от голода, холода, не жалел. Все встает на места. Сейчас самое сложное — переживать разлуку с семьей, с любимой женой. Родные меня поддерживают и первыми читают мои посты, смотрят видео и очень гордятся. Думаю, что перемены в жизни за время путешествия пойдут на пользу. В плане карьеры — точек роста всегда много. Моя главная цель здесь и сейчас — доехать до самой южной части материка. Ради этого хочется вставать с восходом солнца, садиться на велосипед и ехать только вперед!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Один в Азии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру