Барнаульский врач рассказал о том, почему рак — неслучайная болезнь

Сергей Варламов: «Онкозаболевание можно определить, просто взглянув на пациента»

Сергей Варламов — онколог-уролог с профессиональным стажем 28 лет, член правления «Российского общества онкоурологов», доктор медицинских наук, который в свое время стоял у истоков образования алтайского онкоурологического отделения. В традиционной рубрике «МК» «Красота и здоровье» он рассказал о том, почему рак не терпит скептиков и как с ним бороться.

Сергей Варламов: «Онкозаболевание можно определить, просто взглянув на пациента»

У истоков службы

— Сергей Александрович, как так вышло, что вы посвятили себя онкоурологии? Что в этом направлении медицины такого, что заставило остаться в нем на всю жизнь?

— Хирургия — направление, в котором не бывает мелких вмешательств, а онкоурология на тот момент была нами мало изучена, чем и привлекала. И мне повезло, позвали на работу в Алтайский краевой онкоцентр. Тогда он был на улице Матросова (Барнаул. — «МК».). Несколько лет я провел в отделении общей онкологии, где были сосредоточены больные с самыми разными заболеваниями. Потом главный врач онкодиспансера профессор Александр Лазарев предложил мне пойти в едва созданное отделение онкоурологии. Таких на тот момент в России было всего восемь, при том что за Уралом базировались лишь два, а третье открылось у нас. В то время в Барнауле такого профиля не было — больные с онкоурологическими заболеваниями проходили лечение в отделениях общего урологического профиля. Выполнялось вмешательство, а химиотерапия, лучевая и лекарственная терапия продолжались в условиях диспансера. Нужно было сконцентрировать пациентов в одном учреждении, чтобы была возможность лечить и наблюдать их.

Мы начали с 40 коек. Оказывали помощь в приспособленных условиях. Это не сравнить с тем, что есть у нас сейчас. Тогда в палате лежало и по пять-семь человек. Сложно было, но тем не менее нам удалось вывести медицинскую помощь на определенный уровень.

— Кто были ваши учителя?

— Мой первый наставник по жизни — это профессор Александр Лазарев. У него я учился общему пониманию проблемы. Конечно, много ездил по другим лечебным учреждениям. Специализацию проходил в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина у профессора Бориса Матвеева, который очень много сделал для онкоурологии. В отделении онкоурологии МНИОИ им. П.А. Герцена у одного из самых именитых отечественных ученых Игоря Русакова учился специальности. Также я член правления «Российского общества онко-урологов».

Переменчивая постоянная

— Пациент 20 лет назад и сегодня — это разные люди?

— Тогда рак предстательной железы выявлялся в три раза реже. Когда человек заболел, с ним что-то случилось или стало плохо, выяснялось, что у него рак. Прошло 20 лет, и примерно у 70% больных онкологию диагностируют еще на том этапе, когда болезнь протекает бессимптомно.

А еще у нас, говоря о раке, много внимания уделяют Семипалатинскому полигону. Я хочу сказать, что у тех, кто недавно заболел, причиной он может быть только в 5-6%.

— Рак предстательной железы — самый распространенный вид среди урологических онкозаболеваний?

— Именно. За последние 10 лет в Алтайском крае его стали регистрировать в три раза чаще. В 2006 году было примерно 400 первичных больных, в 2015 уже 800 с лишним. На втором месте рак почки, а на третьем — мочевого пузыря.

Мужчинам не очень повезло. Рак почки у нас встречается в три раза чаще, чем у женщин, рак мочевого пузыря — в четыре раза. Как правило, это связано с характером работы. Чаще проблемы у тех, кто трудится на промпроизводствах, особенно если это связано с нефтепродуктами, у водителей-дальнобойщиков тоже.

— Количество больных увеличилось, потому что рак стал встречаться чаще или потому, что медицина шагнула вперед?

— Оба фактора имеют место. Мужчины стали жить дольше, а рак предстательной железы, развивается у пожилых людей. Возраст — это одна из основных причин гормональных изменений и мутаций. Мы можем точно сказать, что у мужчины, которому исполнилось 80 лет, в 100% случаев можно обнаружить раковые очаги. Они не обязательно будут причиной смерти, могут иметь хронический характер, но то, что это уже сложившаяся опухоль, у которой злокачественные очаги, совершенно точно.

— Большинство ваших пациентов — это мужчины?

— Приблизительно 70% мужчины и 30% женщины. Последние часто попадают к нам с опухолями почки. Это динамично развивающееся заболевание. Конкретных причин, способствующих его развитию, пока не определено. Известно, что есть ряд мутаций в генах, приводящих к образованию опухолей, и часто происходят они у больных с индексом массы тела больше 30. Предрасположены и те, кто длительно принимает лекарства для коррекции артериального давления. В этих случаях риск возникновения рака почки тоже увеличивается.

Позитивный настрой

— Люди очень часто откладывают поход к врачу, потому что надеются, что все само пройдет. Ваша специализация предполагает раскрытие личных, порой интимных моментов жизни. Наверное, часть ваших пациентов до последнего оттягивают визит к вам и вашим коллегам?

— Таких моментов предостаточно. Пока еще у населения нет понимания, что эта болезнь может нормально и эффективно лечиться. В подавляющем большинстве случаев рак удается перевести в состояние хронического заболевания и лечить его как сахарный диабет, продлевать человеку жизнь не на месяц, а на годы, а часто десятки лет.

— То есть рак не так уж и страшен?

— Большую часть онкозаболеваний можно определить, просто взглянув на пациента — осмотреть глаза, полость рта, щитовидную железу. Если хотя бы это проведено, то опухоль можно диагностировать. Зачастую ее «видно», но это должен делать грамотный медицинский персонал. Это реально помогает бороться с болезнью еще на этапе, когда у человека первая стадия, или даже когда болезнь только начала зарождаться. Эти элементарные вещи, банальный осмотр может дать человеку шанс на гораздо более благоприятный прогноз. Тот же рак предстательной железы изучен очень подробно. Мы знаем, что эта болезнь носит торпидный характер и очень медленно развивается. Более того, причиной смерти чаще всего не будет. Пациент даже не нуждается в сильно токсичном лечении.

— Рак — болезнь, поражающая взрослых и детей, богатых и бедных, приверженцев здорового образа жизни и тех, кто всю жизнь гамбургеры запивает горячительным. Часто сталкиваешься с мнением, что это случайная болезнь, которая не выбирает…

— Рак — это далеко не случайная болезнь. Считается, что только 10% онкологических заболеваний обусловлены случайными факторами, остальное — либо вредные привычки, либо генетические поломки, на которые мы изначально повлиять не можем. Если в «программе» заложено сломаться в такой-то период жизни, то эта «катастрофа» в организме произойдет. Есть еще профессиональные «вредности». Остальное — продукт нашей жизни. Все знают, что пить, курить и неправильно питаться вредно, но продолжают так делать.

Вот вам пример. На операцию поступил мужчина с подтвержденным диагнозом — опухоль правой почки. Планировалось удалить опухоль, сохранив почку. Мы знали, что у пациента есть цирротические изменения в печени от злоупотребления алкоголем, но приняли решение оперировать. И уже на операционном столе выяснилось, что у него в брюшной полости есть жидкость, причиной чего как раз является цирроз. Мы вынуждены были отказаться от операции. То есть вредные привычки могут не только спровоцировать рак, но и осложнить его лечение.

— Нередко больные ищут причины болезни в себе. Приходится слышать версии, что недуг развился из-за «неправильных мыслей» или отношения к жизни. Влияет ли настрой самого человека на исход лечения?

— Бывает всякое. К примеру, у моего пациента 37 лет были явно агрессивные опухоли, в том числе большое образование в почке с выходом в почечную вену и нижнюю полую вену. Это тот случай, когда сам очаг находится в кровотоке. Это крайне опасно. Говоря простым языком, опухолевые клетки отлетают и в большинстве случаев где-то останавливаются, какие-то из них приживаются в организме, находятся в ткани легкого, головном мозге. Начинает развиваться рак. Но бывает, как в случае с этим пациентом, проходит год, два и десять лет, а клетки сохраняются в «сонном» состоянии и на жизнь человека никак не влияют.

Встречаются обратные ситуации. Небольшой очаг в молочной железе уже на первых этапах «разлетается», и человек погибает за месяцы. Наверное, и правда, многое зависит от внутреннего настроя. Вообще пессимистический настрой в лечении — не очень хорошо. Человек должен бороться.

— Что бы вы посоветовали в целях профилактики рака?

— Здоровый образ жизни. В день нужно по 40 минут ходить пешком, не курить, не злоупотреблять спиртным. Очень важно, чтобы человек следил за своей массой тела. Тут дело даже не в том, как питается человек: есть люди, которые ничего не едят, но полные, а есть наоборот. Необязательно жестко ограничивать себя в еде, важно следить за весом. Если он в пределах нормы, то и проблем со здоровьем будет меньше. Еще посоветовал бы пить зеленый чай без сахара, поменьше кофе и вина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Сергей Варламов: «Онкозаболевание можно определить, просто взглянув на пациента»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру