Алтайские поисковые отряды подняли останки десятков красноармейцев

Мероприятия проходят в рамках всероссийской акции «Вахта памяти»

Великая Отечественная война — трагедия, которая так или иначе коснулась каждой русской семьи. И несмотря на то, что со Дня Победы прошел 71 год, миллионы солдат до сих пор числятся без вести пропавшими. Бойцы алтайских поисковых отрядов в рамках всероссийской акции «Вахта памяти» подняли из земли останки погибших героев.

Мероприятия проходят в рамках всероссийской акции «Вахта памяти»

Сохраняя истории

Все началось, когда еще не отгремели залпы войны. Красноармейцы с Алтайского края и их товарищи из других регионов СССР в 1944 году стали заниматься извлечением останков сослуживцев, а также восстанавливать их имена. В 1946 году к поискам подключился Николай Орлов, легендарный поисковик из Новгорода. Он стал первым, кто отправился на болота, где сгинули тысячи советских солдат. Вслед за ним появились красные следопыты, и уже в 60-х тысячи школьников, в том числе алтайских, стали посещать места боевых действий. Среди наших «пионеров» — гимназия № 42, школа № 69, лицей № 3. Но, ярко начавшись, поисковое движение с наступлением 90-х почти сошло на нет. В 2000-х в него будто вдохнули новую жизнь: на Алтае возникли поисковые отряды «Алтай» и, чуть позже, «Память». Потом стали образовываться еще и еще. Всего, по данным за 2016 год, в Алтайском крае семь поисковых объединений. Эти отряды активно участвуют в поисках и возвращают имена и славу десяткам пропавших солдат.

В этом году алтайские поисковые отряды провели восемь экспедиций, которые прошли в Новгородской, Смоленской, Тверской областях, республиках Карелия и Крым.

«В экспедициях побывало 65 бойцов от Алтайского края, 54 из которых школьники и студенты из Барнаула, Краснощековского, Ребрихинского и Косихиснкого районов. Наши ребята приняли участие в поднятии 88 останков красноармейцев, 14 из которых «в самостоятельном поиске», — рассказала о результатах Галина Буймова, специалист по работе с молодежью отдела гражданского и патриотического воспитания Краевого дворца молодежи.

Руками школьников и студентов восстановлены десятки историй простых алтайских военнослужащих. В этом году они нашли три солдатских медальона и подписанную личную вещь, по которым сейчас устанавливается личность ее хозяина. Его имя станет известно в ближайшие дни, и, скорее всего, это станет началом «возвращения» еще одного героя домой. Этим летом такие «встречи» уже были. Благодаря ребятам из отрядов личные вещи пропавших без вести бойцов были переданы родственникам в Смоленский и Романовский районы, город Яровое, а вместе с ними и информация о том, как погибли их близкие.

Крымская битва

В Республике Крым в этом году впервые работали бойцы отряда «Поиск» из Краснощековского района. Они — единственные из всего Сибирского федерального округа, кому посчастливилось вести раскопки на полуострове. Отряду досталась территория в Бахчисарайском районе, близ деревни Холмовка.

«В годы войны там были жестокие бои за Севастополь. Оборона города длилась 240 дней. Когда в январе 1942 года приморская армия атаковала немцев, наши дошли до деревни Холмовка, но попали в окружение. В течение недели мужественно сражались. Все они до сих пор считаются пропавшими без вести, — разъясняет Оксана Мац, заместитель руководителя поискового отряда «Поиск» Краснощековского района. — Место, в котором мы работали, никем раньше не обследовалось. Только зимой этого года по немецким архивным документам определили, что там велись военные действия. До нас поисковиков там не было, но мне казалось, что после Великого Новгорода меня уже ничего не может поразить. Когда я в первый раз зашла в лес, увидела всюду останки бойцов, белые кости, торчащие из-под листвы, — поняла, что ошибалась».

Раскопки в Крыму были сложные. Погода не просто не баловала, а превосходила все ожидания — даже местные жители говорили, что на их памяти такого дождливого лета не было очень давно. Несмотря на это, ни один школьник или студент ни разу не сказал, что устал, хотя раскопы доходили до 25 метров. И по итогу они фактически сделали невероятное — подняли 15 бойцов. К сожалению, все солдаты оказались безымянными, но, возможно, их имена все же удастся восстановить. Помимо этого, отряд привез на Алтай много «ценного».

«Я привезла с собой кусочек сахара 1942 года. Он, несмотря на столько лет, очень хорошо сохранился! А еще — бутылку шампанского. Она не простая. Когда немцы блокировали подходы к Севастополю, единственной «водой» было шампанское. Им поили солдат, заливали раны, стирали бинты и даже варили с ним кашу», — рассказывает Мац.

Надежда не угасает

Старейший отряд края «Алтай» отпраздновал 15-й юбилей летней поездкой на раскопки в Смоленскую область. Кстати, для бойцов это уже десятая вахта. За такой немаленький срок они успели принять участие в раскопках на местах боев алтайских дивизий (№ 107, 178, 312. — «МК».).

«За 10 экспедиций наш отряд поднял 170 воинов, вместе с которыми мы обнаружили 13 медальонов и три подписные вещи. Мы определили имена троих погибших солдат. К сожалению, они оказались не нашими земляками, но тем не менее это вклад в общее дело поисковой работы», — подчеркнул Евгений Щербанов, руководитель экспедиции краевого поискового отряда «Алтай».

Вахта носила имя Алексея Маресьева. В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Героя Советского Союза, и в память о великом воине каждый участник раскопок получил значок с его портретом. Ими ребята очень гордятся. Вместе с нашими бойцами впервые работали школьники из Луганска. Так совпало, что во время раскопок алтайский отряд поднял солдата, который оказался родом с Украины. Его останки сразу же передали соотечественникам, чтобы те предали его родной земле. Всего за 10 дней работы отряд поднял 18 бойцов, восемь из которых совместно с местными отрядами.

«Семерых мы подняли всего за день из одного захоронения. Это был очень интересный раскоп. Там были обнаружены личные вещи, в том числе гвардейский значок, подписная ложка, по которой идет работа. И у нас получилось определить уже два имени, но мы будем еще все перепроверять, потому что не имеем права напрасно тревожить родственников», — резюмировал Щербанов.

Есть и другая проблема. Очень многие родственники солдат Советской армии сменили место жительства, фамилии, а многих уже и самих нет в живых, поэтому найти для героев родных бывает крайне сложно. Вот и сейчас в личном архиве алтайских поисковых отрядов уже не один месяц значится несколько имен. Бойцы очень надеются найти кого-то из родственников воинов, погибших в Карелии.

Имена, которые не забыты

Среди них Александр Кривошеин 1903 года рождения из поселка Калинино Калманского района. Известно только, что у него была жена Елена. Отряды рассчитывают найти и его одногодку Тихона Свиридова. Поисковики выяснили, что до войны он жил в Быстроистокском районе, в деревне Ново-Курск, а еще у него был сын Леонид. Также мало информации о Дмитрии Федорове из поселка Монавский Усть-Пристанского района. В истории с Алексеем или Александром (точного имени восстановить не удалось. — «МК».) Полухиным все еще более грустно. Предположительно, он родился в 1921 году в селе Новая Комариха (сейчас это поселок Беловский Алтайского района. — «МК».). Этот человек был настоящим героем, но в ноябре-декабре 1941 года погиб при обороне Москвы. С этого же времени значился в числе без вести пропавших. После войны, в 1947 году, родные через районный военкомат, пытались найти его, но безуспешно. Останки воина обнаружили в апреле 2016 года, но в этот раз «потерялись» родные. Солдат Василий Ширшов из села Паутово Петропавловского района также числился среди без вести пропавших, пока буквально пару недель назад в районе Кременки Калужской области его случайно не обнаружили искатели монет. При нем была фляжка, патроны и медальон, по которым поисковики и определили личность. Известно, что в 1958 году отец Роман Ширшов пытался отыскать сына и даже писал министру обороны СССР. На тот момент родители военнослужащего жили в городе Салаир Кемеровской области. Все там же, в районе Кременки, подольские поисковики подняли останки Никифора Фролова. Предположительно, он был сослуживцем Василия Ширшова и родился в Новой Покровке Быстроистокского района.

Еще один солдат — Иван Шабунин, уроженец села Байкалово Омской области, но призван был из Калманки Алтайского края. Удалось установить, что у него был сын Николай.

Похожая история и у бойца Ивана Чапайкина из Новосибирска, который был призван из Змеиногорска. Там же проживала его жена Анна или Нина, которая пыталась найти мужа в 1949 году.

Если вы узнали кого-то из этих людей или знаете тех, кто, возможно, знаком с их родными, — свяжитесь с поисковыми отрядами. Все это не просто фамилии, это чьи-то родные люди, которых не переставали ждать 71 год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: Вахта памяти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру