Девушка из алтайского села переехала во Францию и стала ученым

Элла Шишенина поделилась с «МК» невероятной историей успеха

Принято считать, что сменить страну в одно мгновение могут только обладатели толстых кошельков. Обычная сельчанка Элла Шишенина доказала обратное. В 2011 году, когда ей было всего 21, собрала чемоданы и улетела… в Париж. Сейчас занимается наукой в одном из самых престижных вузов мира, работает с крупной нефтяной компанией и много путешествует. Невероятной историей успеха девушка поделилась с «МК».

Элла Шишенина поделилась с «МК» невероятной историей успеха

Шаги в большую науку

Эллу Шишенину часто называют Золушкой. Она не обижается, потому что ее история многим кажется сказочной: простая сельская жительница из небогатой алтайской семьи вдруг стала французским ученым!

Оказывается, во всем «виновата» ее учительница Лидия Дедова, которая преподавала математику в родной средней школе райцентра Мамонтово. Педагог так интересно рассказывала об уравнениях, что привила ученице любовь к ним на всю жизнь. Так, в девятом классе школьница победила в районной олимпиаде, а потом участвовала в краевой. На уровне региона она не заняла призового места, но зато узнала о наборе в летнюю физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете (НГУ) и сразу же подала туда заявку. Девушку приняли, а после обучения она поступила уже в летнюю школу специализированного научно-учебного центра НГУ. Это стало ее первой серьезной победой. Там учатся дети со всей страны и из-за рубежа. Образование по точным наукам очень серьезное, практически университетская программа, поэтому выпускные экзамены отличникам засчитали, как приемные в НГУ. В числе лучших была и Элла Шишенина.

«Экзамены действительно сложнее, чем сами вступительные в вуз. Так я поступила на механико-математический факультет в НГУ. Там же окончила магистратуру по специальности «математика и математическое моделирование», — вспоминает она. — У меня хорошая база, нравилось заниматься наукой и хотелось перспектив именно в прикладной, нефундаментальной науке, расти и набираться опыта. У нас в России очень крутые классические вузы, но было желание применять теорию на практике, а для этого нужны особые специализации».

Во время учебы Элла параллельно работала инженером в институте нефтегазовой геологии и геофизике СО РАН. Так возникла мысль об учебе за рубежом, ведь в Европе прикладное образование — одно из самых популярных.

Хочу во Францию!

«Нравится мне испытания себе устраивать, — шутит Шишенина. — Стала искать визу в Европе по специальности «прикладная математика». Критерии простые: специализация, престижный диплом по окончании вуза и обязательное финансирование, потому как родители уже на пенсии и, конечно, мою учебу за границей не потянули бы».

Вариантов с такими условиями оказалось немного, но зато какие! Среди подходящих остались два университета: Universiteit Utrecht в Голландии и École Polytechnique во Франции — известная во всем мире высшая политехническая школа инженеров. Девушка решила, что попытает счастье в Париже, и сделала все, чтобы поступить в престижный вуз.

Наша героиня рассказывает, что по приезду во Францию особых трудностей не возникало, хотя язык она до этого не изучала. Европейская страна приняла ее как родную. Французы оказались очень похожи на русских и с удовольствием объясняли все тонкости жизни в чужом для нее краю.

«Когда приехала, знала только два слова: круасан и бонжур. Периодически говорила глупости, но у меня хороший английский, а еще я люблю людей и общение. Это здорово помогало. Потом была языковая стажировка, и ничего — все подтянула. Тут все только от человека зависит. И мне везло, будем так говорить. Мне вообще везет на протяжении жизни», — с улыбкой вспоминает собеседница.

Трудности были, но совсем не с языком. В вузе, который выбрала Элла, обучаются дети из 20 стран мира, и каждый год набирается 500 человек, из них 400 — французы. В 2010-м, когда она подавала документы, конкурс на место составлял 1 400 человек. Интересно, что критериями отбора были не только знания, но и хорошая физическая подготовка. Зачисляли лучших из лучших. И только к декабрю 2010 года стало ясно, что алтайская выпускница понравилась приемной комиссии. Правда, испытания на этом не закончились. Начался отбор студентов, которым полагалось финансирование — правительственная стипендия во Франции. И с этим испытанием наша землячка успешно справилась. Стипендия хорошая, ее хватало, чтобы жить месяц, путешествовать и даже привозить подарки близким. Элла объездила всю Европу — побывала в Лондоне, Барселоне, Амстердаме. Кажется, не жизнь, а сказка, но не все так просто.

«Учиться тяжело. Я окончила НГУ с красным дипломом, а тут изначально оказалась в четвертой сотне по результатам, потом немножко поднялась. Ритм занятий очень высокий, обучение на французском языке, курсы абсолютно разные: от химии до квантовой механики, от экономики до информатики», — делится воспоминаниями Шишенина.

Работа мечты

На последнем курсе студентка прошла стажировку во всемирной известной французской нефтегазовой компании Total, четвертой по объемам добычи сырья в мире. Предприятие ведет операции в 130 странах. Девушка хорошо показала себя в компании и сейчас у нее контракт на докторское исследование в «Total» (в городе Хьюстон США), совместно с INRIA Bordeaux-Sud-Ouest (Национальный институт исследований в информатике и автоматике) во Франции, поэтому Элла временно живет на две страны (США и Франция).

«По большому счету я занимаюсь численным решением систем дифференциальных уравнений. Eсть множество способов восстановления состава среды в нефте-газоразведке, одним из самых распространенных являются сейсмические методы, над которыми мы работаем в моей команде. Проще говоря, если есть источник с известной начальной калибровкой, испускающий сейсмические волны в жидкую или твердую среду и массив детекторов, которые фиксируют «возвращение» этих волн на поверхность в результате различных преломлений, рассеиваний, поглащений на границах слоев с разными плотностями и другими характеристиками. Сам процесс распространения волн в среде можно описать системой дифференциальных уравнений. Решая обратную задачу с известными известными начальными и конечными данными, можно с достаточной точностью восстановить состав среды, то есть как-бы просканировать ее. Разработкой новых высокоскоростных численных методов решения таких задач и занимается моя команда», - рассказывает Элла Шишенина.

Можно подумать, что она работает непосредственно с нефтяными или газовыми объектами, но это не так. Все операции выполняются в офисе, где есть и русские ученые. Их немного, поскольку представительство Total есть в России, и нашим соотечественникам проще жить в своей стране. В высшей школе русских намного больше — в основном это ребята, прилетевшие по программам обмена. К ним относятся хорошо.

«Политическая обстановка напряженная, но ни разу не было, чтобы собеседник, услышав, что я из России, отнесся ко мне с антипатией. Наоборот, все пытаются вспомнить несколько русских слов, а если вдруг мерзну, то удивляются: я из Сибири, а значит, должна по снегу в бикини ходить, — смеется наша землячка. — Уезжать не хочу, но и домиком обзаводиться не спешу. Францию люблю, это одна из немногих стран, где чувствую себя как дома. У меня двойное гражданство, так что остаться или уехать могу в любой момент. Мне часто говорят: «Нельзя любить две страны одновременно». Я люблю».

Элла — тот редкий человек, который смог личным примером доказать: все мечты сбываются, надо только верить, не сворачивать с заданного маршрута и помогать судьбе, периодически прилагая усилия для исполнения желанного.

СПРАВКА «МК». Во Франции такие крупные компании, как «Total», могут заключать контракты с исследовательскими центрами (ИЦ). В итоге фирма получает высококлассного специалиста, ИЦ - финансирование, а ученые — контракт в компании, который куда выгодней, нежели докторская стипендия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 14 сентября 2016

Заголовок в газете: Мамонтово — Париж!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру