Сергей Омельченко: «АНИТИМ пропитан новаторским духом, и его никак не выветрить»

Инновационные разработки алтайского НИИ оценили на федеральном уровне

14-16 июля впервые на Алтайской земле состоялся Всероссийский день поля. Его программа охватила широкий спектр актуальных тем современного АПК. Он стал демонстрацией результатов и перспектив реализации программы импортозамещения в сельхозмашиностроении. В Сибирском агропарке была представлена масштабная экспозиция сельхозтехники — почвообрабатывающей, посевной и кормозаготовительной. Значительная доля сельхозмашин произведена в Алтайском крае ведущими местными сельхозмашиностроителями, входящими в региональный кластер аграрного машиностроения.

Инновационные разработки алтайского НИИ оценили на федеральном уровне

Уникальная реальность

Центром притяжения экспертов и гостей Всероссийского дня поля традиционно стала площадка единственного в своем роде в России примера симбиоза науки и производства — Алтайского научно-исследовательского института технологии машиностроения (АНИТИМ) площадью 300 кв. м. На ней были представлены уже зарекомендовавшие себя с лучшей стороны механизмы и инновационные, порой уникальные в мировом масштабе разработки. О подробностях участия в мероприятии, новинках и дальнейших перспективах развития предприятия корреспонденту «МК» рассказал генеральный директор ОАО «АНИТИМ», сопредседатель Алтайского кластера аграрного машиностроения (АлтаКАМ) Сергей Омельченко.

— Сергей Владимирович, с какими результатами вы подошли к, пожалуй, главному событию года для алтайских машиностроителей — Всероссийскому дню поля?

— Работаем в плановом режиме, без потрясений. Организовали производство дисков для дисковых борон с применением формовки и одновременной закалки в штампе (при формовке диска одновременно происходит его обработка). Главное достоинство проекта — совмещая две технологии в одну, получаем гарантированное качество. В России по этой технологии никто не работает, да и о зарубежных аналогах мы пока не слышали.

Это большой плюс для дисковой бороны «Звезда», которая успешно продается мелкими сериями. Особо стоит подчеркнуть, что она была разработана и пущена в производство благодаря грантовой поддержке губернатора Алтайского края Александра Карлина в 2014 году. «Звезда», кстати, на прошедшем Дне поля не только находилась на стационарной площадке, но и участвовала в демонстрационном показе.

Новинка этого года — инновационный проект по термоконтактному плакированию, то есть соединению двух несоединяемых металлов методом сварки взрывом, трением. Как результат — отличное качество и приемлемая себестоимость продукции. Как и в предыдущем случае, для России эта технология уникальна. При производстве применяются тысячетонные чеканочные прессы, у нас их два, то есть в производственном процессе используются одновременно две линии.

— На каком этапе реализации этого проекта вы находитесь?

— Идет отработка опытных образцов, и в первом квартале 2017 года она должна закончиться. Все наши новинки, как и другую продукцию, можно было посмотреть на Дне поля.

— Еще чем вы удивили экспертов и гостей Поля?

— Показали первые образцы раскатанных дисков. Если раньше его кромка фрезеровалась на токарном станке, при этом разрушалась структура металла, то теперь она получается накатанной. Тоже уникальная технология, по крайней мере я еще с таким не встречался.

— Каковы общие принципы и цели разработки этих новинок?

— Мы отбираем все лучшее из подобных отечественных и импортных технологий, синтезируя российский и зарубежный опыт. В результате получается уникальный продукт, по качеству не уступающий, а то и превосходящий аналоги и значительно, порой в два-три раза, уступающий им в цене.

— Помимо новинок и уже зарекомендовавшей себя «Звезды», что еще представил АНИТИМ?

— Всю гамму выпускаемой прицепной и навесной почвообрабатывающей техники. Это наша основная специализация, и, соответственно, все усилия ученых и производственников направлены именно на реализацию этих задач. Наряду со «Звездой», аналогов которой в России пока нет, были представлены средняя борона «Мечта», тяжелая зубовая борона «Победа» (из пяти модификаций крупного формата и двух коротких — для МТЗ-80), культиватор «Алтай».

— Какие тактические и стратегические цели вы преследовали, приняв участие в этом форуме?

— На других посмотреть, себя показать. Цели неизменны: как компания-производитель сельскохозяйственного оборудования мы заинтересованы в расширении рынков сбыта, а значит, в увеличении объемов продаж и росте капитализации нашего предприятия, и в тактическом, и стратегическом плане. Пока преждевременно говорить о каком-то моментальном эффекте, но уже есть кое-какие наметки. Мероприятие и нашу площадку, в частности, посетили многочисленные дилеры, перспективное сотрудничество с которыми может быть долгосрочным и взаимовыгодным.

Задача номер один — снижение издержек

— Если от Дня поля перейти к повседневной деятельности предприятия, какова динамика основных экономических показателей за первые полгода по сравнению с отчетным периодом прошлого года?

— По объемам производства и продаж картина вроде бы радужная — плюс 30%. Но отнимаем реальную инфляцию и повышение цен, и в натуральном выражении получается пять процентов. В этом году, кстати, мы цены еще ни разу не повышали (в прошлом — три раза). Так что в августе планируем повышение стоимости продукции.

— Насколько расширилась география ваших рынков сбыта?

— Мы поставляем нашу продукцию в 36 регионов России, а также в Республику Казахстан. В основном юг России, где собирается до 85% российского урожая (Ставрополье, Ростовская область и т. д.). В этом году хорошо «выстрелил» Краснодарский край, осваиваем Приморский край (Владивосток). Даже в Архангельск отгружали продукцию, что стало для меня откровением.

— Каковы основные достоинства и конкурентные преимущества вашей техники и технологий, как традиционных, так и инновационных?

—Мы в продукции пытаемся добиться того, чтобы на любом поле, в любых условиях она работала. И, когда получается качественный продукт, он, как правило, может работать и по чернозему, и по суглинкам, и по влажной, и по сухой почве. Главное конкурентное преимущество АНИТИМа — разумное соотношение цены и качества продукции. Мы никогда не говорим, что у нас лучше, но всегда можем сказать, что у нас не хуже.

И всевозможные испытания, в том числе в экстремальных обстоятельствах, и сравнительные, даже с импортными аналогами, доказывают, что в равных условиях наша техника надежнее зарубежной. При всем при этом не уступает по кондициям и выигрывает в цене. Мы за качество отвечаем.

— С какими проблемами приходится сталкиваться и какие пути их решения вы видите?

— Главная проблема — рост цен на металл: до 80% на некоторые позиции, арматура и вовсе подскочила на 90%. А у нас в себестоимости продукции от 40% до 60% — это металл. Если он подорожал на 50%, посчитайте, на сколько должна вырасти стоимость нашей конечной продукции. Но… Увеличим цену в два раза, никто у нас ничего не купит.

В этих условиях, — они у всех участников рынка равные, — когда не просто выживать, необходимо и развиваться, чтобы сохранить и упрочить позиции в конкурентной среде. Поэтому путь только один — снижение издержек за счет внедрения инновационных технологий. Которые позволяют получить лучшее качество по наиболее приемлемой цене.

Залог успеха — в интеллектуальном потенциале

— За счет чего вам удается опережать конкурентов в плане внедрения инновационных, порой уникальных разработок?

— Мы прилежно следуем традициям нашего института. Главный залог успеха — наш интеллектуальный потенциал, люди.

АНИТИМ пропитан новаторским духом, и его никак не выветрить. Институт — он и есть институт. Привыкли мыслить немного по-другому, чем чистые производственники.

— В продолжение кадровой темы — испытываете ли вы проблемы со специалистами?

— Да, определенные трудности испытываем с технологами, которых, образно говоря, днем с огнем не сыщешь. Кадрами занимаемся постоянно. И не только инженерно-техническим составом: и токарями, и фрезеровщиками, и кузнецами, и термистами.

— Чем вы можете их привлечь?

— Достойная заработная плата — не ниже, чем средняя по отрасли. По сравнению с прошлым годом параллельно с ростом производительности труда выросла и зарплата — на 12%. Оптимальные условия работы, быта и отдыха: все социальные программы мы сохранили в достаточном объеме.

Еще очень важный аспект: несмотря на внедрение новых технологий и, как следствие, снижение издержек и оптимизацию производственного процесса, никаких сокращений не планируется. Все высвобождающие специалисты находят, при желании, применение в других областях нашей деятельности.

— Всероссийский день поля — уже история. Каковы прогнозы на «урожай»: какими задачами планируете заниматься дальше?

— Не все зависит от нас, но надеемся на лучшее. Что внешние факторы на нас сильно не повлияют, что санкции не снимут. Будем стараться минимизировать риски. Предпосылок к ухудшению экономической ситуации нет. Как только объявляем о повышении цены с определенной даты, так накануне происходит пик продаж. Второй пик — традиционно к концу года. Надеемся, что эти традиции нарушены в этом году не будут.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру