Владимир Шкалов: «Главное качество успешного борца — честолюбие»

Пятикратный чемпион мира по самбо рассказал о борьбе — на татами и в жизни

13-й международный фестиваль дзюдо Сибирского федерального округа прошел в Барнауле накануне Дня России. В начале нулевых ежегодные соревнования по восточному боевому искусству стартовали под началом Владимира Шкалова — идейного вдохновителя, пятикратного чемпиона мира по самбо, вице-президента Федерации дзюдо России, ныне — председателя совета ветеранов ЦСКА. О прошлом и настоящем турнира, а также о борьбе — на татами и в жизни — в интервью с российским и алтайским чемпионом.

Пятикратный чемпион мира по самбо рассказал о борьбе — на татами и в жизни
Фото: крайспортуправление

Гибкий путь к победе

— Владимир Дмитриевич, очередной, 13-й по счету турнир по дзюдо прошел накануне. Как изменился он и география его участников за эти годы?

— Первые чемпионаты собирали больше тысячи участников. Соревнования тогда проходили в один день. Сейчас спортсменов меньше — 700-900, зато турнир мы можем проводить два дня, включая утешительные соревнования и совместные тренировки. В этом году в Барнаул приезжали ребята из 11 регионов России и трех стран ближнего зарубежья: Казахстана, Киргизии и Узбекистана — всего около 700 спортсменов разных возрастов. Для тех, кто не может выехать на соревнования в Европу, этот фестиваль многое значит и дает свои плюсы: здесь они оттачивают мастерство. Примерно половину участников традиционно обеспечиваем питанием и размещаем. Многие ребята за годы фестиваля прошли большую школу: выступали здесь, а сейчас уже как известные спортсмены сражаются за взрослую сборную и всегда вспоминают о нас с благодарностью. Приятно, что не забывают фестиваль алтайские звезды — мастера спорта России по дзюдо Вера Давыденко, Иван Нифонтов.

— В одном из интервью вы говорили о том, что самбо и дзюдо, а также воля к победе в боях всегда равнялась для вас воле к жизни. В чем заинтересованы молодые ребята, те, кто сегодня приходит в этот вид спорта?

— Активнее в спортивные секции молодежь потянулась после того, как Иван Нифонтов стал чемпионом мира. Часто родители отдают ребенка в дзюдо или самбо, чтобы он не слонялся, не связывался с плохой компанией. Немаловажно, что это одни из самых материально доступных видов спорта. Когда в 70-х начинали мы, у нас не было ничего. Надевали старые пиджаки, подвязывали кушаки и в носках боролись. Помню, когда получил звание чемпиона Сибири, мне подарили курточку и борцовки. Это был стимул идти дальше.

В борьбе нет и такого крупного материального стимула, как в футболе, хоккее или боях без правил, куда со временем уходит часть спортсменов. Нужно признать, что на серьезном уровне в дзюдо остаются единицы, те, для кого во главе спортивный принцип — быть первым, а главное качество — честолюбие.

Всем бы хотелось, чтобы у молодых появилась какая-то общая идея, которая, к примеру, раньше объединяла пионеров в «Зарнице». Нам нужны крепкие здоровые ребята. В этом плане сейчас на подъеме армия, становится более многочисленным движение «Юный армеец». Престиж службы серьезно поднялся в глазах призывников в свете успешных операций наших войск в Сирии.

— Спорт, в частности дзюдо, был и остается социальным лифтом для молодежи?

— Да, можно сказать, что это так — и тогда, и сейчас. Я и мои сверстники приходили в борьбу, будучи простыми ребятами. Двор на Черемушках в Барнауле был не самым благополучным. Спорт в то время стал для многих целеустремленных ребят возможностью превзойти среду и себя. Что чувствует спортсмен, который стоит на олимпийском пьедестале? Это сродни покорению вершины горы. Понимаешь, что выше тебя никого в этом спорте нет.

Для меня определяющим моментом в жизни стало приглашение в ЦСКА. Заметили благодаря победе в первом чемпионате советского союза по самбо в Барнауле. Я выступил и стал вторым. Армейцы из ЦСКА тогда решили меня забрать — сначала в спортивный клуб в Новосибирск, потом в Москву. После службы в ЦСКА присвоили звание офицера, я стал начальником команды самбо-дзюдо. Для человека из провинции это уже было большим делом. В 80-х, когда невозможно было даже прописку получить, дали квартиру в Москве.

И сейчас для тех, кто работает на уровне, есть поддержка. И все-таки на месте спортсменов я бы не стал забывать об образовании. Хорошо, если ты хочешь попробовать стать олимпийским чемпионом. Но не забывай, что после 30, когда большой спорт останется позади, на горизонте только один путь — тренерство. Не всем этого бывает достаточно. Почему в США нет белых легкоатлетов? Потому что все они доходят до университета, показывая хорошие результаты, а потом выбирают образование. Перед ними встает альтернатива: учиться и стать кем-то или бегать всю жизнь. У афроамериканцев, особенно у тех, у кого по 12 детей, другого выбора, кроме как уйти с головой в спорт, нет.

— Своих детей большим спортом увлечь удалось?

— Сын выбрал учебу в Англии, хотя всегда увлекался легкой атлетикой, был крепкий парнем. В бытность студентом играл в регби за университет. Там хорошую спортивную подготовку дают в вузах, и вообще спорт в образовании поставлен на уровне, несравнимом с нашим.

— Насколько спортивные травмы и потеря здоровья сопоставимы с победами и не приходилось ли, «будучи не в форме», попадать в неловкие ситуации?

— Бывает всякое, такова специфика спорта! Просто тренироваться надо лучше. Детей в дзюдо начинают учить с азов страховки — как правильно упасть, чтобы не покалечиться. Сейчас спорт стал очень ранним, в секциях занимаются дошкольники трех-пяти лет. Но лучше сначала занять ребенка акробатикой. Пусть привыкнет, растянется, а уже оттуда — в любые другие виды спорта.

На татами случалось и руки ломать, и даже бороться, несмотря на переломы. Из-за частых падений развился некроз почки, была операция и удаление. В бытность офицером ЦСКА все это компенсировала хорошая зарплата — 400 рублей при средней в 150. В те годы семью нужно было кормить, поэтому...

Важно понимать, что большой спорт калечит. Если будешь жалеть — результата не достигнешь. В тренерстве этот подход активно педалируется. Особенно много жесткости в спортивной гимнастике, куда раньше попадали воспитанники детдомов. В самбо и дзюдо в 70-х все только начиналось, поэтому как таковых тренеров в этом спорте не было. Преподавать приходили совсем молодые ребята, чуть старше 20 лет. Когда я попал в юношескую, затем в молодежную сборную СССР, уже сам привозил в Алтайский край дзюдо.

Виды на Рио

— Где в России школы самбо и дзюдо сейчас наиболее сильные?

— У регионов разные уровни благополучия. В столице очень большие школы, такие как «Самбо-70». Сейчас в ней занимается 15 000 учеников. Лучшие спортсмены из регионов рано или поздно оказываются там. В Алтайском крае подготовка тоже весьма сильная за счет хорошего тренерского состава. Если другие регионы выигрывают благодаря тому, что их представляют приезжие тренеры и борцы, то у нас свои герои, мы их не покупаем.

В мировом масштабе нет мастеров, равных японцам. Со знаменитым дзюдоистом Ясухиро Ямасита довелось бороться на чемпионате мира. Будучи четырехкратным чемпионом мира по дзюдо, олимпийским чемпионом, он не проиграл ни одной схватки за всю свою историю. Сейчас он публичная личность, посол мира в Японии. В финале чемпионата мира я за него держался. Проиграл, конечно. Наверное, это мой самый сильный соперник. Хотя на пути к чемпионатам мира слабых противников не бывает.

Дзюдо занимаются в 200 странах мира, почти столько же конкурентов в легкой атлетике. Около 70-80 из них традиционно претендуют на медали — такого соперничества нет ни в одном другом виде спорта. Это при том, что на всех разыгрывается семь золотых медалей, две-три из которых априори зарабатывают японцы. Периодически победы на чемпионатах достаются Франции, Германии, Корее, Грузии, Азербайджану, Казахстану, Бразилии и России, конечно.

— Есть сейчас у нас очевидные звезды дзюдо? Какие в связи с этим у вас ожидания от предстоящих летних Олимпийских игр?

— После того, что было в Лондоне — три золотые, серебряная и бронзовая медали, выигранные российскими спортсменами, — более высоких результатов ждать не приходится. Не потому что у нас дефицит талантов. Просто другие — сильные. Думаю, даже близко не подойдем к таким показателям. В 2012-м просто так совпало, и японцы не взяли ни одного золота.

— Достаточно ли дзюдо и самбо сейчас поддерживается властью и есть ли будущее у этих видов спорта в регионах?

— Это больной вопрос. Федерация дзюдо выходила на диалог с Анатолием Рахлиным (тренер по дзюдо, среди его учеников — президент РФ. — «МК».), мы неоднократно обсуждали перспективы спорта с представителями власти в крае. Как можно не заниматься развитием спорта, в котором мы — в числе чемпионов мира? Все равно, что не развивать легкую атлетику, когда у нас есть такие люди, как Сергей Шубенков. В крае преподают отличные тренеры, и Федерация дзюдо готова всячески содействовать развитию этого спорта. Нужен зал, в котором дети могли бы вдохновляться примерами спортсменов и совершенствовать свое мастерство. Как-то же нужно двигаться вперед! Здесь все обещают построить клуб единоборств. К сожалению, пока все только забалтывается. От Совета ветеранов ЦСКА мы продолжим лоббировать эту тему, заниматься развитием детского спорта, организацией спортивных фестивалей. В противном случае часть потенциально талантливых ребят ждет улица.

P.S: 16 июня в ДЮСШ в селе Алтайское прошел турнир по дзюдо среди детско-юношеских спортивных школ, юношей 2001-2003 г.р, организованный обществом развития спортивных видов единоборств «Отечество» (Санкт-Петербург), при поддержке вице-президента Федерации дзюдо России Владимира Шкалова. В турнире стенка-на-стенку приняли участие пять команд: представители спортивных клубов - «Спарта», «Витязь», «Скиф», сборная команда Новосибирской области «Отечество» и команда Алтайского района. Первое место завоевали дзюдоисты из Новосибирска,  второе — СК «Витязь», третье — СК «Спарта». Победители увезли с турнира кубки, медали, грамоты и денежные вознаграждения. Почетным гостем турнира стал президент международного фонда дзюдо Аркадий Романович Ротенберг. Организаторы соревнования выражают слова благодарности Евгению Вдовину и компании «Медтехника» (Москва).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: О борьбе. На татами и в жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру