Жительница Барнаула пытается оспорить кабальные договоры по кредитам

От милой улыбки кредитного консультанта в банке до жесткого пресса со стороны коллекторов

Лариса Шишенко на себе испытала методы работы коллекторов после невозможности платить по кредиту. Ее подкосила смерть дочери, после которой она пережила инсульт и два инфаркта, потеряв работу и потратив все деньги на лекарства. Банк не захотел предоставить отсрочку или реструктуризировать долг и подал в суд. В свою очередь Фемида отказала просьбам заемщицы расторгнуть ее договор с кредитно-финансовым учреждением, предоставить ей детальную информацию о платежах и возместить моральный ущерб. Как от милой улыбки кредитного консультанта в банке дойти до жесткого пресса со стороны коллекторов, разбирался корреспондент «МК».

От милой улыбки кредитного консультанта в банке до жесткого пресса со стороны коллекторов
Фото: Алексей Меринов

Ради надежды на жизнь

Лариса Шишенко взяла кредиты в трех банках. Условия изначально были невыгодными для заемщика. Судите сами — свыше 35% годовых и переплата более чем в два раза. Но на тот момент женщина согласилась. Деньги были очень нужны на лечение дочери. К этому времени она перепробовала все средства, обращалась ко множеству врачей, но надежда на успешный исход таяла. Последним вариантом оставалась клиника в Израиле. Когда встает вопрос о жизни или смерти ребенка, можно пойти на многое, да и в то время Лариса не подозревала, что ее главные беды впереди. А пока у нее была достойная стабильная работа и, самое главное, надежда, что дочка поправится.

Но черная полоса не закончилась. Дочь умерла, что стало настоящим ударом для матери. Известие о смерти ребенка окончательно подорвало ее здоровье. Сначала Лариса перенесла инсульт, затем инфаркт, а вскоре еще один. Пришлось делать сложную операцию на головном мозге. Многие, пережив инсульт, уже даже не могут нормально двигаться или говорить, не то что работать. Но Шишенко честно пыталась. Если взглянуть на ее больничные листы, то можно увидеть, как она то выходила на работу, то вновь уходила из-за тяжелой болезни. В конце концов пришлось уволиться и заняться оформлением инвалидности. Естественно, начались проблемы с выплатами кредита. Последовали звонки из служб безопасности банков. Сначала вежливые, потом все более жесткие и резкие, уже от коллекторов. К ней домой стали приходить крепкие парни, крайне настойчиво рекомендовавшие вернуть долг.

Страх и болезненная реакция на общение с коллекторами по-человечески вполне понятны. Чуть ли не каждую неделю СМИ публикуют какой-нибудь шокирующий случай из практики собирателей долгов. Отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей их деятельность, привлекает в коллекторский бизнес все больше сомнительных личностей, взыскивающих проблемные кредиты по методам лихих 90-х.

«Лариса Шишенко — скромная и стеснительная женщина, воспитывалась в советское время, где ей привили очень ответственное отношение к долгам: если уж занял, то сделай все, но отдай, — так характеризует заемщицу Александр Чижевский, директор антиколлекторского агентства ZONT. — Она крайне остро переживает эту ситуацию, очень хочет вернуть деньги, но из больниц не выходит. Со своей стороны мы предложили юридическую помощь и пытались полюбовно договориться с банками, отправили письма с целью урегулировать вопрос в досудебном порядке. Предлагали войти в положение, предоставить клиенту какую-то отсрочку, кредитные каникулы или реструктуризацию долга. В общем, все, что допускается законодательством. Но на все наши предложения банки ответили категорическим отказом».

Суд на стороне банка

Юристам ничего не оставалось делать, как обратиться в суд в надежде, что договор будет расторгнут на основании статьи 451 ГК РФ «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств». Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или заключался бы на значительно отличающихся условиях.

«На сегодняшний день у меня значительные финансовые трудности, в силу которых нет возможности исполнять взятые на себя по договорам обязательства, — указывает в исковом заявлении банку «Восточный» Лариса Шишенко. — Трудности связаны с существенным снижением моего дохода из-за плохого состояния здоровья. С 29 июня 2015 года я постоянно нахожусь в отпуске по нетрудоспособности. Перенесла несколько операций, одна из которых связана с инсультом. В ближайшее время предстоит перенести еще несколько оперативных вмешательств, связанных устранением закупоренности сердечных сосудов и последствий операции на головном мозге из-за инсульта.

По заключениям врачей, мне противопоказан труд, в противном случае моя жизнь — под угрозой. Данные обстоятельства известны банку, так как я отправляла туда претензию о расторжении договора. Однако она оставлена без удовлетворения».

В заявлении Шишенко просила не только расторгнуть ее договор с банком, предоставить детальную информацию о долге, процентах, платежах, но и выплатить моральный ущерб. Юристы, консультирующие женщину, считают, что основания для расторжения договора есть. Другими словами, если бы она на момент подписания договора предвидела смерть дочери, инсульт и два инфаркта, этот договор не был бы подписан. Но банки и районный суд не согласились с этими доводами.

«Представитель ответчика ПАО «КБ «Восточный» в судебное заседание не явился, извещен, ранее направил письменный отзыв, в котором просил в иске полностью отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя, указывая, что банком надлежащим образом исполнены все обязательства перед заемщиком, все требования закона, банк отвечал на все заявления истца, — отмечается в решении Железнодорожного районного суда Барнаула. — Изучив в совокупности представленные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Шишенко Л.Н. оставить без удовлетворения».

Отказать в предоставлении сведений...

Почему банк не согласился на реструктуризацию долга, пересмотр условий кредитного договоры или его отмену? Известно ли банку о тяжелой болезни Шишенко? Эти вопросы мы попытались задать банку. Корреспондент «МК» обратился с официальным запросом в КБ «Восточный» и лично убедился, как непросто получить там информацию. Ни по одному из телефонов пресс-службы, указанных на сайте банка, после неоднократных звонков так и не подняли трубку. Письмо, отправленное на электронный адрес пресс-службы, осталось без ответа. В кол-центре автоответчик настойчиво предлагал выбирать пункты меню, не соединяя со специалистом. Думали, может уже написать в их группу в соцсетях... Наконец специалист ответил, но затруднился назвать хоть один работающий телефон пресс-службы, посоветовав воспользоваться формой обратной связи на сайте банка, что и было сделано. К слову, в Барнауле, действует лишь одно отделение этой организации, зарегистрированной в Благовещенске.

Через несколько дней на электронную почту пришел ответ. «Рассмотрев ваш запрос, сообщаем следующее: согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом, — говорится в письме. — В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Поскольку из направленного запроса невозможно установить, кем вы являетесь по отношению к лицу, сведения о котором запрашиваются, а также не идентифицирован предъявитель данного запроса, не приложены соответствующие документы, подтверждающие наличие полномочий для получения сведений, составляющих банковскую тайну, банк вынужден отказать в предоставлении запрошенных сведений. Одновременно обращаем внимание, что по запросу суда необходимая информация будет предоставлена в соответствии со ст. 57 ГПК РФ».

Сейчас доход Шишенко составляет пять-семь тысяч рублей в месяц, фактически она живет на обеспечении второй дочери, поскольку ей ежемесячно надо покупать лекарства по цене четыре-пять тысяч рублей. Ее юристы отмечают, что подобные решения выносятся по шаблону и отработанной схеме. Судьи не хотят создавать прецедентов.

«С помощью СМИ мы хотим достучаться до судей, которые сейчас работают с кредитными процессами, — подчеркивает Александр Чижевский. — Очень хочется, чтобы они вникали в каждую конкретную ситуацию, были более человечны и не боялись создавать прецедент. По большому счету одним неосторожным жестом судья может «бросить» больного человека на растерзание коллекторов, что еще больше ухудшит его здоровье. От долга Лариса не отказывается, просто хочет, чтобы банки пошли ей на встречу, реструктуризировали долг и составили график посильных платежей».

Мы не готовы взять на себя ответственность по оценке работы суда. «МК» лишь приведет ответ на запрос от Железнодорожного районного суда Барнаула за подписью помощника судьи, ответственного по работе со СМИ Светланы Щербицкой. «На ваш запрос сообщаем, что гражданское дело по иску Шишенко Л.Н. к ПАО «Восточный» о защите прав потребителей, рассмотрено Железнодорожным районным судом г. Барнаула 16 марта 2016 года. По делу вынесено решение, в котором суд оставил исковые требования Шишенко Л.Н. без удовлетворения. 18 апреля 2016 года представитель истца Шишенко Л.Н. подал апелляционную жалобу на решение суда. На данный момент вышеуказанное решение не вступило в законную силу. Рассмотрение жалобы назначено на 7 июня 2016 года в апелляционной инстанции Алтайского краевого суда». По информации «МК», краевой суд оставил решение нижестоящей инстанции без изменений, но пока оно не вступило в силу, поскольку Лариса Шишенко будет оспаривать его вплоть до Верховного суда РФ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: На растерзание коллекторам

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру