Будни спецназа УФСБ России по Алтайскому краю

5 июня краевому спецназу исполнилось 20 лет

Согласно устоявшемуся стереотипу, любой офицер спецназа ФСБ России — непременно сотрудник «Альфы» — легендарного подразделения антитеррора. Правда в этом есть, так как региональный спецназ ФСБ скроен по «альфовскому» лекалу. 5 июня спецназу УФСБ России по Алтайскому краю исполнилось 20 лет. Наши собеседники — его сотрудники Константин и Денис. Это опытные бойцы, работающие в подразделении с момента его основания. У обоих большой опыт: они не раз выезжали в командировки на Северный Кавказ. В чем отличие спецназа ФСБ от спецподразделений других ведомств, в каких операциях участвовали ребята с нашего региона, и как проходит отбор в их систему? Ответы на эти вопросы — в сегодняшнем материале «МК».

5 июня краевому спецназу исполнилось 20 лет
Фото: пресс-служба УФСБ России по Алтайскому краю

Мышление важнее кулаков

— Как возник спецназ ФСБ в Алтайском крае? В чем отличие вашего подразделения от знаменитой «Альфы»?

Константин: «В середине 1990-х, после трагических событий на Северном Кавказе, когда боевики практически беспрепятственно совершали рейды по югу России, а по стране вспыхивали межнациональные и межэтнические конфликты, было принято решение: для борьбы с набирающим силы и масштаб терроризмом создать в крупных регионах России собственные отряды спецназа. Масштабы страны просто физически не позволяли «Альфе» и «Вымпелу» быстро оказываться на месте очередного ЧП».

Денис: «К трем «историческим» группам в Хабаровске, Екатеринбурге и Краснодаре добавились новые региональные отделы специальных операций. Свою «прописку» они получили в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Красноярске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске... Всего насчитывалось 12. Их главными задачами стали борьба с терроризмом, освобождение заложников и силовое обеспечение контрразведывательных операций территориальных управлений ФСБ России. То есть классическая «альфовская» тема. Дальнейшее формирование этой грандиозной структуры привело к тому, что в каждом субъекте РФ появились отделы, отделения или группы специального назначения, своего рода «мини-Альфы». Осложнение оперативной обстановки в стране потребовало такой кардинальной меры и от Алтайского территориального органа безопасности».

Константин: «Датой образования мобильного и боеспособного спецподразделения в нашем регионе стало 5 июня 1996 года. На тот момент в Управлении существовала внештатная группа по обезвреживанию террористов — группа «А», сформированная еще на основании приказа начальника Управления КГБ СССР по Алтайскому краю. Группа предназначалась для пресечения террористических и экстремистских акций на территории Алтайского края, связанных с захватом заложников, объектов государственного и политического управления, транспорта и связи, а также обезвреживания вооруженных террористов и участников преступных группировок. Вот эта внештатная группа как раз и была выделена в самостоятельное антитеррористическое спецподразделение. На сегодняшний день нас 11 человек».

— Какие задачи приходится выполнять сотрудникам спецподразделения?

Денис: «С начала деятельности спецподразделения и по сей день сотрудники практически ежегодно направляются в служебные командировки для участия в операциях на Северном Кавказе. Проведение силовых операций, связанных с захватом или задержанием лиц, находящихся в разработке оперативных подразделений, создание безопасных условий для работы оперативников и следователей, локализация угроз, возникающих в отношении сотрудников Управления ФСБ — без ложной скромности могу заявить, что все это мы выполняем на высоком профессиональном уровне. Опыт показал, что именно такой отряд может противостоять экстремистам, действующим жестко, внезапно и агрессивно».

Константин: «Высокий профессионализм, умение работать как по оперативным задачам, так и по стратегическим, наличие специалистов, способных решить любую боевую задачу. Наша сильная сторона — разносторонность и умение выполнить поставленную цель в любых условиях».

— Ваш боец — больше солдат, четко исполняющий приказы, или думающий оперативник?

Константин: «Скорее второе. Ставка делается не только на смелость и выносливость, но и на оперативный интеллект и смекалку, высокое общее развитие. Важны сила духа, умение терпеть, непоколебимость. Но и соображать нужно. Некоторые говорят, мол, спецназ только кирпичи умеет об голову ломать. На самом деле это не так, оперативность мышления важнее скорости кулаков, особенно в условия психологического пресса».

Хладнокровие и смекалка

— Какими навыками и умениями должен обладать сотрудник спецназа ФСБ для выполнения успешной боевой задачи? Как проходит отбор новичков?

Денис: «Высокий уровень физической подготовки и интеллекта, умение работать в коллективе, преданность делу, готовность успешно преодолевать трудности при выполнении задачи, склонность к обучению и владение навыками выживания, владение оперативно-боевыми тактическими навыками».

Константин: «Стараемся брать молодых ребят, потому что если пригласить сотрудника другого ведомства переводом, то будет тяжело переучивать его под наши задачи. Везде разный подход. Пройти отбор очень трудно, большинство отсеиваются на психологических проверках, даже мастера спорта. Из ста человек предварительное «сито» пройдут не больше пяти. Обязательно нужна служба в армии, отменное здоровье, навыки стрельбы и рукопашного боя и многое другое. Проверка физической подготовки проходит по определенным критериям: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Сейчас вернулась более справедливая балльная система. Если, например, ты где-то не успеваешь в беге, то можешь компенсировать недобор отличными силовыми показателями. Ведь не бывает людей, лучших во всем. После комплекса упражнений претендента ждет полноконтактный пятиминутный спарринг с одним из наших сотрудников. И это не просто избиение. В Чечне мы часто работали с коллегами из других ведомств — хорошие ребята, но у некоторых действительно отбитая голова. Разговаривали с командиром, а он, мол, зачем им соображать? Я ставлю задачу — они ее выполняют, сам за них подумаю. У нас несколько иные критерии в спарринге. Как претендент защищается, как проводит атаки. Ведь один кандидат безвольно опустит руки или будет стоять терпеть в глухой защите, а другой будет отбиваться, идти в атаку. Значит, не боится, есть у него сила воли и характер».

— Можете вспомнить недавние крупные операции?

Константин: «Недавно задержали граждан одной из среднеазиатских республик, которые входили в состав международной ОПГ, занимающейся продажей наркотиков. Оба были пойманы с поличным при попытке сбыть пять килограммов героина в спортивной сумке. Они планировали обменять наркотик на два дорогих автомобиля общей стоимостью 10 млн рублей. Наркотики были ввезены в край для дальнейшей продажи в нашей стране. Задержание происходило ночью на трассе. Несмотря на то, что противники подготовились, выставили наблюдение, их удалось задержать».

Денис: «Мне запомнился случай задержания одного спортсмена, мы его между собой прозвали «Рэмбо». Он мастер спорта по борьбе, создал церковь на смеси национализма и религии. Снимал видео, вовлекал в свою структуру молодежь, обучал их единоборствам, стрельбе и проповедовал учение. Пошли его брать. Он скрывался в доме в деревне. Заходим туда — никого нет. Но, по нашей информации, он точно в этом доме. Начали проверять подвал, спускаемся — там темно. Посветив фонарем, обнаружили, что посередине комнаты куча земли, прикрытая досками, которые слегка поднимаются и опускаются. Это наш объект зарылся в землю и дышит там. Техникой задержки дыхания, видимо, еще не овладел. (Смеется). И вот доски зашевелились, он медленно встает, комья земли с него падают. Мы, конечно, были наготове, держим его на прицеле. У нас была информация, что он вооружен и отлично владеет техникой метания ножей. Но самоконтроль нас не подвел, взяли его без единого выстрела».

— А бывало, что злоумышленники отстреливались от вас, оказывали сопротивление?

Константин: «Отстреливались только в командировках на Северном Кавказе. В основном все понимают, что у них нет шансов, и сдаются. Здесь иногда пытались драться. Одного бугая мы задерживали на вокзале, и сработал эффект внезапности. Я ударил неожиданно локтем сходу, тот упал, а его уже и повязали. Он потом кричал: «Сними наручники, давай один на один с тобой выйдем».

А еще было интересное задержание, тоже на вокзале. Вновь здоровый мужик. Мы рассредоточиваемся по городу, а мне передают информацию: он в нескольких метрах, сидит в такси на пассажирском сидении. Я подумал, если сейчас начну его из машину вытаскивать, пойдет заваруха, а кругом народ. Вот тут и нужны не кулаки, а смекалка. Открываю дверь, падаю на заднее сиденье и тычу двумя пальцами ему в спину: «Руки вверх, а то прям здесь тебя пристрелю». Он испугался, положил руки на приборную панель, тут и наручники щелкнули».

— Подводя итоги 20-летней работы подразделения, какие основы можно выделить?

Константин: «Период становления спецподразделения подтвердил его жизнеспособность. Несмотря на сложности, которые выпадали на нашем пути, проведена огромная кропотливая работа. Успехи в оперативно-служебной деятельности значительные, и это только начало. Потому что каждый из нас отдается работе без остатка. Несколько поколений состава подразделения — отлично подготовленные бойцы с выдержкой и крепким внутренним стержнем, профессионалы своего дела, для которых работа — жизнь, один стремительный, опасный, но, в то же время, прекрасный миг, а коллектив — родная семья, основывающаяся на чувстве долга и товарищества».

СПРАВКА «МК». С 1996 года по настоящее время спецподразделение УФСБ России по Алтайскому краю провело 12 спецопераций, 582 оперативно-боевых мероприятия, задержано 570 лиц, подозреваемых к причастности к совершению различных преступлений. В ходе осуществления с участием спецподразделения мероприятий изъято 92 кг взрывчатых веществ, несколько десятков единиц оружия, почти 9 800 различных боеприпасов, более 500 кг наркотических веществ. Среди наград, которых сотрудники подразделения удостоены за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специальных заданий: орден Мужества, медали «За заслуги перед Отечеством», «За отвагу», Суворова, Жукова, медаль ФСБ России «За участие в контртеррористической операции».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: По «альфовскому» лекалу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру