Сирота из Бийска поведала шокирующую историю жизни в приемной семье

Местная жительница приговорена к колонии за истязание удочеренного ребенка

Ежегодно сотни детей в Алтайском крае становятся жертвами преступлений. Пожалуй, наибольшее возмущение вызывают преступления опекунов в отношении сирот — детей, по определению обделенных родительской любовью. И дело тут даже не в тех, кто принял на себя ответственность за детскую судьбу, чтобы реализовать свои преступные намерения (есть выражение «в семье не без урода»). Множество вопросов возникает к тем, кто позволил им взять на себя подобные обязательства, и к лицам, которые должны контролировать положение приемного ребенка в семье, но по каким-то причинам не исполнили профессиональные обязанности.

Местная жительница приговорена к колонии за истязание удочеренного ребенка

Два дня на улице

Наиболее красноречивый пример — уголовное дело, возбужденное в отношении 46-летней бийчанки. Следственный отдел по Бийску СУ СК РФ по Алтайскому краю уже завершил расследование. Женщина предстала перед судом по обвинению в том, что она с марта 2012 года по июль 2015 года (более трех лет!) истязала удочеренную родную племянницу. И сообщение в правоохранительные органы поступило не от органов опеки, а от совершенно незнакомых, но неравнодушных горожан.

Вечером 19 июля 2015 года в Бийске женщина гуляла с детьми. Во время прогулки они заметили, что по улице идет маленькая девочка (на вид лет 10), одетая в грязную одежду. Вокруг глаз у нее были синяки. Изначально Вера боялась рассказать о своих несчастьях, но через некоторое время, сотрясаясь дрожью и плача, поведала трагичную историю. 11-летняя сирота рассказала, что мама умерла, а ее отдали сначала в детдом. Затем девочку забрала к себе родная тетя, которая ее регулярно била и очень плохо к ней относилась. Синяки на глазах — это тоже результат «общения» с опекуншей: женщина ударила ребенка поварешкой.

Боясь очередного избиения, Верочка убежала из дома. Два дня она ночевала на улице в шалаше, питаясь одной ягодой. Но даже голодная смерть страшила ее меньше, чем возвращение в «родной» дом.

«Били за то, что смотрела телевизор»

Бийчанке стало жалко несчастного ребенка, и она уговорила девочку переночевать у нее. Гостья произвела на хозяйку жилища очень хорошее впечатление: воспитанная и вежливая. Например, когда дочка женщины попросила у нее бутерброд, голодный ребенок, не раздумывая, протянул лакомство. Когда начала отмывать девочку от грязи, Виктория обнаружила у нее на руках многочисленные ушибы и ссадины, а над коленями — целые полосы синяков. На вопрос о происхождении травм Вера ответила, что это следы от ударов тети, которая била ее по любому поводу: за то, что смотрела телевизор, не помыла посуду или не убралась в своей комнате. Осознавая, что подобное обращение с детьми совершенно недопустимо, многодетная мать вызвала полицию.

Сотрудники правоохранительных органов, взяв с женщины объяснение, направились к опекунше. Сироту посадили в служебный автомобиль. Когда он подъехал к дому, где жила приемная мать, 11-летняя девочка сильно заплакала, легла на пол машины и стала слезно просить ее спрятать. Затем у хозяйки жилища спросили, где Верочка, на что женщина им в грубой форме ответила: «Она сбежала… (ненормативная лексика), мы ее ищем».

Во время медосмотра эксперты обнаружили 20 повреждений на теле и голове несовершеннолетней, нанесенных механическим путем: на спине, бедрах, предплечьях, плечах, голенях, коленках, локтях, тазе, веках глаз, челюсти и ушах. Со слов потерпевшей, они появились после избиения тетей.

То, что рассказала девочка следователям, просто шокирует. В 2010 году, по решению органов опеки и попечительства, она была помещена в приют, так как мама не исполняла обязанностей по ее воспитанию. Затем Веру передали в детский дом. В 2011 году мать умерла. На следующий год опеку над ней оформила тетя, забрав ее домой.

Сначала было все хорошо: опекунша заботилась о ней, не била, однако бывали случаи, когда кричала на семилетнюю девочку, если она что-нибудь не делала. Ребенку даже выделили свою комнату и отдали в музыкальную школу учиться играть на фортепиано и скрипке. Игрушек было немного, в основном, только те, которые ранее подарила Верочке родная мама. В новой семье ей покупали кукол только на дни рождения.

«Пять суток коленями на фасоли»

Но хорошее отношение со стороны опекунши продлилось недолго. Начиная примерно с 2013 года она стала ее бить из-за того, что школьница не всегда выполняла определенные требования: убраться в квартире, почистить овощи, постирать свои вещи. Было очень больно: доставалось и поленом, и ремнем, и даже шваброй. При этом несчастная хорошо запомнила, что, когда она плакала и умоляла остановиться, удары становились сильнее, ведь тетя предупреждала, что если услышат соседи, то она накажет еще больнее. Девочка боялась этого и старалась плакать негромко.

С течением времени наказания только ужесточались, а поводы становились все незначительнее. Тяжелее всего приходилось на каникулах, когда отсутствовал риск, что следы побоев заметит кто-нибудь из школы. Так, летом 2014 года ребенка отпустили погулять на улицу до 20:00. Так как у нее не было ни сотового телефона, ни часов, школьница пришла домой около 21:00. Приемная «мать» сорвала на улице несколько прутов и стала ими избивать провинившуюся. Женщина не прекращала ударов, пока не сломала о тело девочки все прутья. Но и этого ей показалась мало. В качестве следующего «орудия» наказания она использовала полено. Даже видя, что у несчастной голова в крови, опекунша не прекращала экзекуции.

После избиения она поставила Веру в угол коленями на фасоль и приказала стоять так всю ночь. Ей было очень больно, но попросить опекуншу отменить наказание она не осмелилась, так как боялась, что избиение снова продолжится. Ночью девочку несколько раз проверяли, спит она или нет. При этом к ней старались подойти очень тихо, чтобы застать врасплох и снова наказать.

Утром ребенка выпустили из угла, чтобы навести порядок в доме. После выполнения задания вновь поставили коленями на фасоль. Вечером заставили постирать вещи, а затем вернули в угол. Со слов потерпевшей, так продолжалось пять дней: работа — стояние на фасоли — работа, и далее по кругу с перерывом один раз в день для приема пищи.

Кормили Верочку тем, что оставалось после еды семьи. В основном это были тушеные овощи. Мясо ей доставалось крайне редко. Например, когда жарили шашлык, сироте давали всего два-три кусочка. Даже кошке бросали пять-шесть кусков, но приемная дочь никогда не просила добавки, потому что боялась, что ее станут за это бить. И у нее были на это основания: по ее словам, примерно с 2014 года тетя ее физически наказывала практически ежедневно, в основном, доставалось ремнем, поварешкой или поленом.

«Тетя едва не убила»

По словам потерпевшей, однажды приемная опекунша ее вообще едва не убила. Летом 2014 года она отпустила девочку погулять. Вера вернулась домой около 20:00. Опекунше, которая на тот момент была пьяна, показалось, что ребенок вернулся слишком поздно. Она подошла к несчастной, взяла ее за волосы и стала мотать из стороны в сторону. В этот момент у «провинившейся» резко пошла из носа кровь, прямо на пол.

Когда волосы отпустили, школьница поскользнулась на бурой жиже, упав на кровать. Выпившая опекунша села ей на тело, коленями прижав к кровати руки несовершеннолетней, и стала душить подушкой. Девочка уже задыхалась, когда кто-то позвал тетю. Она отпустила рыдающую племянницу.

10 июля 2015 года (снова лето, и уверенность, что в школе никто не увидит побоев) случился еще один красноречивый случай. В этот день, прежде чем уйти на работу, детоистязательница сказала мужу, чтобы он собрал ягоду в саду. Через некоторое время мужчина позвонил ей, сообщив, что смородины нет, так как приемная дочь ее съела. На самом деле девочка не срывала ни единой ягодки, так как знала, что ходить без разрешения в огород, а тем более что-то брать, ей категорически запрещено. В обед этого же дня, вернувшись домой с работы, тетя начала колотить несчастную поварешкой. «Будешь знать, как брать чужую ягоду!» — кричала она.

На побег из дома Верочка решилась 17 июля 2015 года. За день до этого женщина снова избила девочку поварешкой из-за того, что не обнаружила на месте ее тарелки. Хотя та не брала посуду, потому что знала: без разрешения ей запрещено не то что кушать, но даже просто взять что-либо из еды. За этим всегда следовало физическое наказание, поэтому к столу она подходила без приглашения, только чтобы собрать грязную посуду, так как очень сильно боялась избиения.

На следующий день ребенок проснулся около 7:00, убрался дома, затем начистил картошки и лука. Резать овощи не стала, так как к приходу тети они могли испортиться. Дядя, увидев, что племянница не порезала лук, сразу позвонил и нажаловался жене. Последняя сказала сироте по телефону, что, когда придет домой, будет ее бить поварешкой. Девочка, в страхе перед очередным избиением, решила спасаться бегством.

Таковы показания потерпевшей. Обвиняемая, ее муж и сын утверждают, что девочка все это выдумала. Тем не менее доказательства, собранные следственным отделом по Бийску СУ СК РФ, признаны достаточными для вынесения обвинительного приговора 46-летней бийчанке. За истязание несовершеннолетней (п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ) ей избрано наказание в виде 3 лет 1 месяца колонии общего режима. Она взята под стражу в зале суда.

Девочка изъята из-под опеки тети. Сейчас она пребывает в социальном учреждении для сирот. Стоит отметить, что к дисциплинарной ответственности привлечены должностные лица, которые не обеспечили эффективность профилактических работ в этой семье. В частности, специалисту отдела опеки и попечительства администрации Бийска объявлен строгий выговор за недостаточный патронаж опекаемой и отсутствие профилактической работы в приемной семье потерпевшей.

P. S. Имя потерпевшей изменено.

Автор благодарит помощника руководителя краевого СУ СК РФ по взаимодействию со СМИ капитана юстиции Яну Кирпиченко за предоставленную информацию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: Семейная тирания

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру