Эксперт ВШЭ обозначил векторы развития юго-востока Алтайского края

Александр Курячий: «Это будет совсем другой регион»

Туризм, кооперация в сельском хозяйстве и инновационная промышленность — такие приоритеты для развития юго-востока Алтайского края обозначили на экспертно-экономическом совете в региональной администрации. Разработкой зональной стратегии занимался Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». По мнению экспертов, будущее территории — селяне.

Александр Курячий: «Это будет совсем другой регион»

Аграрная точка роста

Экономика Юго-Восточной зоны не отличается от общей картины по краю. Ее высокая эффективность в Зональном районе соседствует с незначительным уровнем в большинстве удаленных районов. Существенный фактор — наличие рабочей силы. В ближайшие годы нужно быть готовым к сокращению численности населения в работоспособном возрасте в связи с тем, что в активную фазу вступают родившиеся в 90-е годы — период демографической ямы. Нагрузка на трудоспособных жителей увеличится в полтора раза. Естественное снижение их количества фиксируется во всех территориях, в том числе в Бийске — втором по привлекательности месте для инвестиций. Такие данные привел в докладе Александр Курячий, ведущий эксперт Центра прикладных исследований и разработок Высшей школы экономики, проанализировав региональную статистику.

В 2015 году на развитие экономики и социальной сферы Юго-Восточной зоны из регионального и федерального бюджетов направлено, по информации губернатора Алтайского края Александра Карлина, 8 млрд рублей. Традиционно юго-восток — это пищевая и перерабатывающая промышленность, биофармацевтический рынок и туризм. Одной из основных точек роста должен стать агропромышленный комплекс. Сейчас больше половины сельскохозяйственной продукции в крае производится в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Переформатирование селян в фермеров, создание крупных ассоциаций — кооперативов — в этом заключается перспектива для Алтайского края, считает Курячий. «Это даст многократный рост экономических показателей, будет совершенно другой регион и уровень жизни», — утверждает он.

Кооперация, по оценке эксперта ВШЭ, очень недооцененный в России институт. В мире в рейтинге крупнейших пищевых производителей за последние годы произошли изменения. Первые места транснациональные корпорации уступили японскому сельхозкооперативу с самими крупными оборотами в мире. Региону стоит двигаться по пути Японии, Новой Зеландии и США: создать крупный кооператив с вертикально выстроенной производственной цепочкой, которая вела бы натуральную сельхозпродукцию от производителей к переработке и доставке конечному потребителю. Таким образом, фермер получает добавленную стоимость от всех этапов. Залог успеха такого объединения — большие объемы брендированной продукции, в случае Алтайского края — мед, продукция зерноводства, сыры.

С ним солидарен и губернатор региона, утверждающий, что кооперация всегда присутствовала в крае в большей или меньшей мере. «Кооперативы активно работают: закупают сельхозпродукцию у мелких фермеров, крестьян ЛПХ, выпускают конкурентоспособную продукцию, она представлена на выставках. Потенциал не утрачен, но нуждается в развитии», — подчеркивает он.

Особенно тема актуальна для предгорных, далеких территорий, где создавать крупные животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия экономически не всегда оправданно. Кооперативы вполне бы ложилась в контекст местной социально-экономической картины.

Развитие сельхозпотребкооперации предусмотрено в качестве одного из направлений господдержки развития аграрного комплекса в целом, напоминает глава региона. «Мы всячески поддерживаем кооперативы, и у нас есть примеры очень эффективной работы отдельных предприятий. Эту практику мы предлагаем для развития в других территориях — кроме Тальменского и Топчихинского, где они работают. Здесь проявить заинтересованность должны муниципалитеты в сельских территориях», — отмечает он.

Инновации и туризм

Еще один локомотив социально-экономического развития юго-востока края, по оценке эксперта ВШЭ, инновационная промышленность, центр которой находится в Бийске. Курячий обосновал необходимость создать в крае Фонд инновационных инициатив с аналитическим центром и структурой, которая будет доводить идеи до реальных рыночных продуктов, а также определять перспективы и затраты на внедрение разработок.

Другая точка роста для региона — туризм. У Алтайского края, по словам эксперта, потенциально есть все условия для того, чтобы стать ключевым российским курортом. На пути к этой цели — увеличение количества мест размещения в гостиницах и развитие инфраструктуры, повышение качества услуг, работа над транспортной доступностью для всех регионов России. В настоящее время один из главных недостатков — дорогие авиаперелеты. Эксперт отметил три направления развития отрасли в Юго-Восточной зоне: Белокуриха, Алтайский район и Бийск — как транзитный город с богатой историей.

Концепцию стратегии в ближайшее время будут дорабатывать. Для муниципальных образований Бийской зоны она станет ориентиром при разработке муниципальных стратегий.

СПРАВКА «МК». Юго-Восточная зона края — Бийск, Белокуриха; районы: Алтайский, Бийский, Быстроистокский, Ельцовский, Зональный, Красногорский, Петропавловский, Смоленский, Советский, Солтонский, Солонешенский, Целинный. Стратегия развития подготовлена в рамках реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. В крае уже приняты стратегии Северо-Западной и Северо-Восточной зон.

МНЕНИЕ «МК»:

Олег Махнаков, председатель снабженческо-сбытовых сельхозпотребкооперативов:

«Одна из задач кооперативов — сбалансировать закупочную цену на продукцию фермеров. Мы сглаживаем цены, в частности на молоко, устраняя пиковые значения: зимой — 25 рублей, летом — 12 рублей. У нас литр круглый год стоит 15-16 рублей. Нужно понимать, что перекупщики искусственно завышают стоимость сырья в холодное время года из-за его нехватки. То, что зимой они переплачивают, возвращают летом.

Кроме того, кооператив выравнивает ценовые колебания, выводит на рынок натуральную продукцию, которую не может производить крупная агропромышленная фирма. Задача такой ассоциации мелких производителей — создать конвейер в сельском хозяйстве, непрерывную цепочку от выращивания продукции до переработки и продажи. В настоящее время часть владельцев ЛПХ и фермеров используют кооперативы только как каналы сбыта сельхозпродукции. Наряду с кооператорами в селах осталась работа и для перекупщиков.

Ключевая проблема малого количества кооперативов в крае в сравнении с регионами-лидерами — в их низкой популяризации. Доносить до людей информацию и обучать — задача региональной и местных властей.

Условия создания ассоциаций фермеров сегодня приемлемы для предпринимателей. Возможно, на пользу пошла бы отмена для кооперативов налога на прибыль. Но, с другой стороны, излишняя забота может привести к тому, что на рынок станут приходить псевдокооперативы. Если грамотно подойти к вопросу, даже при действующем законодательстве налоговая нагрузка будет небольшой. Скорее я бы обратил внимание на то, что кооперативам по-прежнему дают дорогие кредиты. Если члены такой ассоциации могут получить займы под 15,66%, то кооператив — под 20-21%.

У крупнейших зарубежных кооперативов — многолетняя история, уходящая за пределы двух-трех поколений. Не стоит рассчитывать на быстрый рост и алтайским кооператорам».

ИЗ ДОСЬЕ:

По данным управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, с начала года до 27 мая было зарегистрировано пять письменных обращений от владельцев личных подсобных хозяйств по поводу снижения закупочных цен на сырое коровье молоко (с 20-16 рублей за литр относительно зимнего периода до 15-14 рублей в мае месяце). Жалобы поступили из Чарышского, Локтевского, Михайловского, Краснощековского и Усть-Пристанского (коллективная жалоба, подписана 81 жителем) районов Алтайского края.

В ведомстве отмечают, что ценопад в этом году начался значительно позже предыдущего. В 2015 году первые сигналы поступили в феврале-марте, а существенно цены упали в апреле. На 1 июня 2015 года в Управление поступило 33 обращения из 17 районов края. Закупочные цены на сырое коровье молоко снижались с 18-19 рублей за литр относительно зимнего периода до 10 рублей в отдельных районах края. До «исторического минимума» — 8-9 рублей за литр с 17-18 рублей — они опускались в 2014 году. Тогда антимонопольщики получили 25 заявлений от жителей 14 районов края.

По каждому обращению управлением проводится анализ причин снижения закупочных цен сборщиками молока на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: Александр Курячий: «Это будет совсем другой регион»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру