Биограф известного алтайского поэта дописывает книгу воспоминаний о нем

Леонид Бахаев: «Мерзликин поставил меня на крыло»

Леонид Бахаев — наибольший, пожалуй, знаток не только творчества, но и жизни известного алтайского поэта Леонида Мерзликина. В эксклюзивном интервью корреспонденту «МК» он вспоминает совместное детство, рассказывает о деятельности по увековечиванию памяти друга и коллеги.

Леонид Бахаев: «Мерзликин поставил меня на крыло»

Незаурядная личность

— Леонид Федорович, когда состоялось ваше знакомство с поэтом?

— Встретились в пятом классе, в 1947 году. Вместе окончили белоярскую семилетку. Был незаурядной личностью, весельчак, балагур, весьма общительный и воспитанный, признавал и умел ценить дружбу.

Уже тогда Леня писал стихи… Наше детство и школьные годы пришлись на тяжелое, голодное время Великой Отечественной войны. Беспечность детства нашего поколения отняла война. Но остались и другие впечатления, впоследствии ставшие строками. Поэтическая сторона деревенской жизни, одушевленной природы, любви стали его излюбленными мотивами, силой и славой. Стихи он начал писать еще школьником, а первое опубликованное его стихотворение появилось на страницах краевой молодежной газеты «Сталинская смена» в 1950 году, когда Мерзликин оканчивал седьмой класс.

— Как он учился? Какие наиболее яркие воспоминания о нем?

— Хорошо, особенно давались ему гуманитарные дисциплины. Был в редколлегии стенгазеты, где печатались и его стихи. Нас пытался вовлечь в школьные мероприятия…

Помнится такой пример. Леня писал так много стихов, что помещал их в тетрадях, иллюстрировал своими рисунками и раздаривал нам, особо девчатам. Мне он подарил также однажды рукописный сборник стихов, который, к сожалению, не сохранился. Он уже тогда был кумиром в нашей среде.

— Семилетка закончилась, и какие жизненные пути вы выбрали с другом?

— Я поступил в железнодорожное училище в Барнауле, а Мерзликин в 1951 году — в Алтайский краевой культпросветтехникум, который в 1951-1954 годах располагался в районном центре Троицкое. Вся атмосфера в культпросветшколе того времени дышала искусством: были духовой и струнный оркестры, ставились спектакли, концерты, изучали историю искусств. И в здании школы, и в общежитиях постоянно звучали баяны, балалайки, домбры, мандолины. Замес нашей дружбы оказался настолько крепким, что завязалась переписка: и армейская (1954-1957 годы), и московская 60-х годов, когда он уже учился в литинституте.

— Что она вам давала?

— Очень многое. Во-первых, общение, дружеский обмен новостями, а они были насыщены разнообразием. Во-вторых, что не менее важно лично для меня, он расширял мое мировоззрение, передавал свой опыт по русской словесности, стихосложению, правил мои опусы-вирши, ставил меня «на крыло». Так я постепенно стал рабкором местных, краевых и центральных газет («Труд»), журналистом и литератором…

От юриспруденции к литературе

— Вы биограф поэта, занимаетесь пропагандой его творчества. Как вы к этому пришли?

— Будучи адвокатом, в 1972 году вступил в «Общество знаний РСФСР», а когда определяли тематику моих выступлений, я назвал юриспруденцию и литературу. Так приобщился к пропаганде поэзии Леонида Мерзликина. Более полно стал этим заниматься на БАМе (Байкало-Амурская магистраль. — «МК».), где я работал юрисконсультом: проводил там Малые Шукшинские чтения, декадники поэзии о Мерзликине и других алтайских поэтах. Разработал лекции, возглавлял и рабкоровский пост.

Биографом поэта стал в 2000 году, когда организовал литературный салон имени Мерзликина, создал архивно-поисковую секцию и вплотную занялся его биографией и поиском экспонатов.

— Что представляет собой литсалон?

— В 2015 году отметили 15-летие салона и 80-летний юбилей поэта. В октябре же прошлого года создали молодежную поэтическую студию «Перо поэта». Школьники у нас толковые, грамотные, пишут хорошие стихи. Провели первый конкурс.

Выпускаем и свою газету «Крутоярье», выступаем в школах, организациях, готовим и издаем авторские и общие книги (уже более 60), в частности, издали новую книгу «Душевные строки», куда вошли произведения 35 авторов.

Время создавать музей

— В чем еще заключается ваша деятельность?

— Каждый сентябрь проводим краевые Мерзликинские чтения. Кроме того, собираем ежемесячные отчеты литсалонцев (творческая лаборатория), встречи с поэтами Алтая и т. п. С февраля 2013 года в городской газете «Наш Новоалтайск» выходит моя авторская рубрика «Мерзликинское наследие» — архивные материалы из фонда литсалона по Мерзликину.

Работая с записными книжками поэта, нашли неизвестные стихи и никогда не публиковавшиеся частушки. На личные средства втроем, племянница поэта Нина Степановна Барыбина, мой внук Алексей Бахаев и ваш покорный слуга, приобрели кабинетный бюст Леонида Мерзликина работы скульптора Николая Звонкова.

Недавно писатель Алла Балабина из Горняка выслала краткие воспоминания и несколько фотографий с поэтами Мерзликиным и Нечунаевым, когда они в 70-х годах были в творческой командировке по Локтевскому району. Из Новокузнецка уже в этом году поэт Раевский выслал фото с поэтами Балачаном, Мерзликиным и Трегубовым, которые участвовали на литвечерах в их городе в 1991 году. Редкие снимки Мерзликина обещает и журналист Виктор Ащеулов, большой друг многих артистов и писателей Алтая. Мы рады принять любые экспонаты.

— Задумывались о создании музея поэта?

— Только литсалон собрал немало редких экспонатов, коих более ста. А солидный фонд Мерзликина в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая? Его намерены передать в будущий Мерзликинский музей при положительном решении этого вопроса. Есть много материалов по Мерзликину в отделе краеведения в Центральной городской библиотеке имени Леонида Семеновича Мерзликина Новоалтайска. Практически готовы поддержать эту идею и его близкие, друзья и знакомые.

— Да при таком наличии материалов, личного многолетнего знакомства можно и книгу написать…

— Она уже пишется несколько лет, почти готова… Кто бы помог ее издать. Библиотеки и школы давно спрашивают. Параллельно над «Хроникой жизни и творчества Мерзликина» работаю, это большой и ответственный труд, многолетний, собираю документы, уточняю даты, сверяю с достоверными фактами, перепроверяю… Это непросто, но надо.

Справка «МК». Леонид Семенович Мерзликин родился 18 августа 1935 года в селе Белоярск Чесноковского района Алтайского края. Окончил культпросветшколу в селе Троицком, служил в армии, работал в калманской районной газете. Первые стихи опубликованы в 1950 году в краевой молодежной газете. В 1959 году поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1964 году. Тогда же в Москве, в издательстве «Молодая гвардия», вышел первый поэтический сборник «Купава» (1963).

Автор 15 поэтических книг, в том числе «Россия» (1965), «Таисья» (1967), «Ивушка» (1973), «Просека» (1981), «Зимняя роза» (1987), «Заря пылает» (1990). Сборник «Избранное» был издан посмертно. Кроме стихов разных лет, в сборнике опубликована его лучшая поэма «Млечный путь» о соотношении в человеческой жизни хлеба насущного и красоты. Много печатался в периодических изданиях — журналах «Москва», «Сибирские огни», «Алтай», «Барнаул», газетах «Литературная Россия», «Алтайская правда» и др. Тонкий лирик. Совершенно свободная от идеологических советских штампов, его поэзия обладает неповторимой интонацией, мягкой, доброй, с легким юмором. Лирический герой — деревенский мужик, на вид несколько наивный, но со здравым, собственным пониманием мира и жизни. Лауреат краевой литературной премии им. В.М. Шукшина (1988), муниципальной премии Барнаула 1995 года. Умер и похоронен в Белоярске.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 20 апреля 2016

Заголовок в газете: Леонид Бахаев: «Мерзликин поставил меня на крыло»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру