Педагоги Урала и Сибири — о реформах и утечке мозгов

В Барнауле ректоры ведущих педагогических вузов обсудили перспективы развития высшего педобразования в России

23 марта 2016 в 09:01, просмотров: 1380

Ректоры ведущих педагогических вузов из Москвы, Новосибирска, Красноярска, Челябинска, Тобольска, Башкирии и Алтайского края на прошлой неделе в Барнауле обсуждали перспективы развития высшего педобразования в России. В контексте модернизации, создания опорных вузов и падения зарплат учителей эксперты рассуждали о будущем профессии.

Педагоги Урала и Сибири — о реформах и утечке мозгов

Не снизят набор

В 2015 году, по оценкам экспертов, педвузы набрали более качественных абитуриентов. Конкурс на места оставался стабильным, а интерес к некоторым направлениям за последние несколько лет даже вырос. Представители высших учебных заведений утверждают, что ощутили некий приток желающих освоить профессию.

Настоящий бум в Челябинске пришелся на профиль учителей начальных классов. Как отметил ректор Челябинского государственного педагогического университета Владимир Садырин, в 2015-м это направление стало самым популярным. Вуз набрал студентов на 40 бюджетных мест, еще 62 человека выразили желание учиться на договорной основе. Интерес к педобразованию проснулся у тех, кто планировал изучать языки. Отдельные группы вуз решил формировать для смежных направлений: профильная область знаний, будь то математика, физика или биология, осваивается параллельно с более глубоким изучением иностранного языка.

На 2016-й ректор сделал не менее оптимистичный прогноз: несмотря на снижение зарплат учителей, профессия не потеряет своей привлекательности. В то же время признал наличие рисков: в сложившихся условиях коммерческие наборы в педагогических вузах могут пострадать.

По данным «МК», в среднем заработные платы учителей в Алтайском крае за последний год снизились на 20%. Как ранее сообщали в региональном ГУ образования и молодежной политики, зарплата остается на уровне сентября 2015-го. В дошкольном образовании — 12,9 тысячи рублей, в общем — 17,41 тысячи. Снижение выплат в некоторых учебных заведениях в ведомстве объясняют, в частности, ссылаясь на перераспределение учеников.

«Профессия учителя никогда не была высокооплачиваемой. Поэтому говорить о том, что снижение зарплаты повлияет на приход в вузы и в профессию педагогов, нельзя, — заявила заместитель начальника регионального ГУ образования и молодежной политики Ольга Бутенко. — Если меняется заработная плата в образовательной организации, у молодого педагога она не должна снижаться. Для этого в крае предусмотрены доплаты от 10% до 30% в первые три года работы учителя».

Отстоять педвузы

Набор в педвузы — еще не показатель фактического пополнения кадрового резерва школ и гимназий. Проблему утечки молодых учителей из профессии высшие учебные заведения страны пытаются решить с помощью целевых наборов.

Не у каждого региона есть возможность предоставить молодым кадрам сотни тысяч «подъемных», считает Алексей Герасев, ректор Новосибирского государственного педагогического университета. По его словам, в отсутствие материальных стимулов распределение выпускников регулирует рынок, на котором действует единый закон спроса и предложения.

«Территорию за Уралом всегда поддерживало государство, в том числе большей доступностью высшего образования. Поступить здесь было проще. Эта преференция удерживала людей и позволяла готовить и совершенствовать кадровый потенциал. Сейчас мы создали единую «линейку» — ЕГЭ, что сформировало канал утечки молодежи в европейскую часть России. В Новосибирске обозначился устойчивый тренд, когда из ведущих статусных лицеев и гимназий выпускники едут в вузы Москвы и Питера. Вы думаете, они вернутся? Ответ очевиден», — отметил Герасев.

Он также с осторожностью оценил перспективы присоединения педагогических университетов к опорным вузам и обозначил свою позицию по предварительным результатам и перспективам модернизации педобразования.

«Те территории, которые опрометчиво поддались некоторым призывам реформаторов, лишились профильных вузов. Сейчас в этих регионах колоссальная нехватка специалистов. Присоединение шло к классическим вузам. Нельзя сказать, что они готовят педагогов некачественно. Они «заточены» на обучение будущих исследователей. В педвузах другие традиции. Если регионы лишаются таких «школ», они теряют качество человеческого капитала, подрывают ресурсную базу для всех отраслей. Нет учителя — значит, нет хороших выпускников школ, и во все вузы поступают более слабо подготовленные абитуриенты. Регион в целом проседает», — подытожил Герасев.

Эксперты сошлись во мнении, что главным шагом на пути модернизации педобразования должна стать его самостоятельность. Профессиональному сообществу совместно с заказчиками нужно самим разобраться с проблемами в отрасли.





Партнеры