Алтайский предприниматель не может заставить муниципалитет вернуть долги

Это поставило его на грань банкротства

Директор строительной фирмы не может получить полагающиеся ему по решению суда деньги с администрации района. Глава муниципалитета ссылается на огромные долги, которые достались району от бывшего руководителя. Предприниматель доведен до отчаяния, ведь невыплата денег означает его банкротство.

Это поставило его на грань банкротства

Денег нет

В ноябре 2012 года ООО «БелКом» выиграло аукцион на строительство спорткомплекса в селе Хабары Хабарского района Алтайского края. Цена контракта — более 2,2 млн рублей. Заказчиком выступала администрация района, точнее АКГУП «Алтайстройзаказчик», наделенный правом совершать юридические и иные действия от имени и за счет муниципального заказчика. Срок окончания работ — июль 2013 года. Контракт должен был оплачиваться за счет средств краевого и местного бюджетов. Одним из подрядчиков выступал «БелКом».

«Как только зашел на объект в декабре, глава администрации района (Михаил Калиновский. — «МК».) начал сразу торопить меня, — вспоминает директор «БелКом» Виктор Белоконев. — Когда я сделал работы примерно на миллион рублей, то попытался получить часть денег. К тому времени уже многое было готово: отделка, ограждения, лыжный склад. Плюс мною были куплены строительные материалы. Говорю: выплатите мне часть денег, ведь средства на счет поступили. На что начальник АКГУП «Алтайстройзаказчик» Вадим Золотарев сказал, что это не мои деньги, а другого подрядчика, работающего на объекте. Мол, глава администрации района хочет выплатить их тебе, но я этого не допущу».

После этого «БелКом» продолжил работы на объекте летом. А тревожных звоночков становилось все больше. По словам Белоконева, в «Алтайстройзаказчике» ему в неофициальной беседе сообщили, что денег он вряд ли дождется, поскольку муниципалитет не платежеспособен, свою долю отдать не сможет, а краевые средства ушли другому подрядчику.

«Я этому не поверил, пришел к Калиновскому, — продолжает Белоконев. — Тот сказал мне: «Как все сделаешь, так и рассчитаюсь». Весной 2013 года завершаю работы, опять прихожу в администрацию района. Там документы у меня не принимают, ничего не подписывают. Собираю комиссию на приемку, она приезжает все смотрит и принимает сданный объект без нареканий. Говорят, мол, иди выбивай деньги — и с тех пор все встало».

Примерно через полгода Белоконев подал иск в Арбитражный суд Алтайского края и выиграл. Суд обязал принудительно взыскать с администрации Хабарского района 1,43 млн рублей в пользу «БелКом». Но и после возбуждения исполнительного производства предприниматель не может получить эти деньги, поскольку взять с районной администрации нечего. К тому моменту Калиновский уже покинул свой пост, а новый глава администрации, по словам Белоконева, ничего вразумительного сказать не смогла.

«Она предложила мне составить график платежей по две-три тысячи рублей в месяц, когда есть возможность, — возмущен строитель. — Я подсчитал, что при таком раскладе деньги получу через 60-70 лет. Отправил исполнительный лист в районное казначейство с требованием арестовать счета и заставить заплатить принудительно. Два месяца казначейство им дает на добровольное погашение, после чего арестовывают счета и пишут, что они пусты. Затем обращаюсь в краевую прокуратуру, они спускают запрос в районную, а те — приставам. Последние отвечают, что взять с администрации нечего. Писал губернатору и прeзиденту, но результатов нет».

Неприкасаемая администрация

Взять с Хабарского района вроде как действительно нечего. Их проблемы начались еще несколько лет назад, когда по результатам нескольких проверок краевых ведомств выявили серьезные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности муниципалитета. В итоге деятельность главы администрации района Михаила Калиновского была оценена как неудовлетворительная, и он ушел в отставку.

«Мы не рассчитались с «БелКом» в связи с отсутствием финансовых средств, — пояснил «МК» Михаил Калиновский. — Администрация края урезала нам финансирование в 2012 году. У нас образовались долги за уголь, в первую очередь мы гасили их. «БелКом» выполнил все работы качественно, нас все устраивало, но получилась такая ситуация. Считаю, что должны быть другие рычаги воздействия по взысканию, есть другие счета, куда поступают деньги. В конце концов, работники администрации ведь зарплату получают. Здесь должны грамотно сработать судебные приставы, и действующий глава администрации должен проявить расторопность. Эти деньги ведь никто не своровал и не спрятал. Все открыто и налицо. Нужно решать проблему, ставить ее перед вышестоящим руководством, подключать депутатский корпус».

Из документов, предоставленных Белоконевым, следует, что заказчик — администрация района — выплатил по данному контракту 850 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Остальную сумму за выполненные работы (доля районного бюджета) райадминистрация не оплатила.

«По трехстороннему соглашению нас курировал «Алтайстройзаказчик», мы хотели отправить деньги, пришедшие с края, на счета «БелКом», но Золотарев распорядился зачислить их другому подрядчику, — отмечает Калиновский. — Мы не стали разбираться, оставили это на их усмотрение. А в 2013 году уже не смогли «разрулить» эту ситуацию. Средств не было, год надо было закрывать и принимать новый бюджет с дефицитом».

Белоконев в своей жалобе прeзиденту пишет: «Я всегда считал, что муниципальные заказчики — гарант законности, пока не столкнулся с противоположным. В моем случае администрация Хабарского района «неприкасаема». На нее не распространяется решение краевого Арбитражного суда, перед ней бессильна краевая прокуратура. Из всех инстанций приходят отрицательные ответы, получается, что на региональном уровне никто не может заставить администрацию Хабарского района выполнить постановление судебных приставов. Прошу вас как последнюю инстанцию принять меры для выполнения администрацией Хабарского района Алтайского края требований муниципального контракта и решения Арбитражного суда».

В отношении бывшего директора «Алтайстройзаказчика» Вадима Золотарева в конце 2015 года было возбуждено уголовное дело по подозрению в превышении должностных полномочий.

«Мы не задерживаем средства, потому что финансирование осуществляют муниципальные или государственные заказчики, если работы выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией и качественно, наша организация — промежуточное звено: получили — отдали, — подчеркнул в разговоре с «МК» Валентин Бобылев, заместитель руководителя «Алтайстройзаказчика». — Пускай директор «БелКом» придет ко мне, и мы все обсудим в рабочем порядке».

Нам стыдно перед ним...

Глядя на все эти объяснения, впору задуматься, что должность главы администрации Хабарского района не зря за глаза называют расстрельной. В 2014 году нынешний руководитель муниципалитета Ирина Гордаченко в СМИ говорила, что не хочет участвовать в конкурсе на замещение этой вакантной должности. Она называла эту работу «петлей на шее», поскольку «у главы нет достойного бюджета, иных способов как-то влиять на ситуацию в районе» и «от него по большому счету мало что зависит».

«У нас долгов 77 млн рублей, в первую очередь уголь и электроэнергия, — рассказала «МК» Ирина Гордаченко. — С нами судятся ресурсоснабжающие организации, арестовано имущество, компьютеры, автомобили. Четыре месяца администрация района работает без транспорта, а были два УАЗа и две «Волги» 2005 года выпуска с пробегом 300 тысяч километров. Больше с нас нечего взять: мебель еще советских времен, а кредит нам никто не даст. За год моей работы мы погасили немало долгов, в том числе по зарплате. У нас отопительный сезон в разгаре. Долг перед «БелКом» признаем и со временем рассчитаемся. Честно говоря, мне стыдно перед ними, понимаю, что теперь я несу ответственность, но отдавать нечем. И не могу сказать, когда удастся расплатиться».

Виктор Белоконев поделился с «МК» соображениями о крайних мерах. Он на них, конечно, идти не собирается, но начинает задумываться, что они — единственно верные. «Получается, администрация района — такой орган без ответственности, на который, как я понял, никто не может воздействовать, даже прeзидент, — сокрушается Виктор Иванович. — Меня это убивает. В первую очередь новый глава администрации района должен написать заявление в правоохранительные органы: «Я принял хозяйство с такими-то долгами, прошу рассмотреть работу прежнего руководителя». Откуда они накопились, куда он дел деньги и можно ли вернуть хотя бы часть? Но ничего этого не делается, пришел новый глава — «ничего не знаю, долги не мои, платить нечем». Из законных путей у меня остается только ЕСПЧ, а из незаконных — взять ружье и пойти в районную администрацию. Я слышал, что они гасили некоторые долги, брали кредит. На следующий год им выделили финансирование, они получают налоги с земли и бизнеса. С того же стадиона, который я построил. Мне знакомые юристы советуют: поговори с главой администрации района один на один, предложи откат 50% от выплаченной суммы долга, может, тогда они быстро захотят отдать. Но я за такое сам могу уехать на долгие годы. Придется закрывать свою фирму, ведь я фактически банкрот. Полтора миллиона для меня существенная сумма».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Взять ружье и пойти…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру