Трудовые будни взрывотехников ФСБ

Специалисты по нейтрализации взрывных устройств рассказали о своей работе

10 марта этого года исполняется десять лет со дня основания Национального антитеррористического комитета (НАК) — общегосударственной системы противодействия терроризму. В субъектах нашей страны своего рода представительствами НАК являются антитеррористические комиссии и оперативные штабы, к силам и средствам которых относятся специалисты силовых ведомств, органов государственной власти и различных служб. Каждый из них выполняет свою важную специфическую работу в тесной взаимосвязи с другими. На группе ликвидации угрозы взрыва также лежит огромный пласт ответственности. Входят в эту группу инженерно-техническое подразделение ЦСН ОМОН и подразделение кинологического центра органа МВД России, а также взрывотехническое подразделение органа ФСБ России. Как раз о нем и пойдет речь далее.

Специалисты по нейтрализации взрывных устройств рассказали о своей работе

Все мы слышали о терактах в метро и жилых домах. В Алтайском крае этого, к счастью, никогда не было. Здесь не гремели взрывы, но ответственная и невидимая нам работа по их предотвращению постоянно проводится Управлением ФСБ России по Алтайскому краю. И на передней линии борьбы со смертельной опасностью чаще всего оказываются специалисты по нейтрализации самодельных взрывных устройств (СВУ). Таких парней называют взрывотехниками, а поскольку ошибаются они один раз или никогда, эти люди — настоящие профессионалы.

Простые люди, как и все, испытывающие страх

Наши собеседники — сотрудники ФСБ взрывотехники Сергей и Анатолий. Оба специалисты своего дела с большим опытом, полученным в том числе и в горячих точках Северного Кавказа.

«У нас есть специализированные центры, где мы проходим обучение, — начинает Сергей. — Практика еще более жесткая, чем в реальной жизни. На полигоне работаешь сразу с несколькими СВУ, есть много ловушек и сложных задач. Этот опыт дает нам необходимый настрой и сильную подготовку к тому, с чем мы можем столкнуться в реальности. Вариантов решаемых нами задач много, но есть у них общее: к каждому из полученных сигналов, в том числе к ложному, относишься одинаково собранно и ответственно».

Люди, по своей воле решившие обезвреживать бомбы и ставшие взрывотехниками, обладают особыми чертами характера. Они ответственны, настойчивы, терпеливы и внимательны. Но, главное — они жизнелюбивы. Радуются каждому мгновению и событию, не огорчаются по пустякам, идут по жизни с юмором и улыбкой. Мысли о том, что вот этот выезд может оказаться последним, в голове взрывотехников не задерживаются. Думают всегда о том, как выполнить свою работу на высоком профессиональном уровне и уберечь людей от возможной угрозы. Это и есть настоящая мужская работа и поистине мужской к ней подход.

«Случайных людей здесь нет, — категоричен Сергей. — Никто из нас не пришел из праздного интереса. Все ребята тщательно взвесили все за и против, в том числе и риск для жизни. И, поверьте, каждый из нас не жалеет о сделанном выборе. Потому что эта работа — ради людей».

В фильмах с хеппи-эндом взрывные устройства и вправду показывают красиво и динамично: куча цветных проводков, таймер с последними секундами... А герою нужно лишь сделать выбор — резать красный или синий. В реальной работе все по-другому. Хотя бы потому, что при теракте чаще всего используется СВУ, и никакого соблюдения канонов, да и вообще цветных проводков там нет. СВУ редко делают с использованием точных расчетов, компоненты могут быть самые разные, и всегда сложно угадать, какая реакция может последовать и от чего она зависит.

«Главное для сапера — обнаружить устройство, затем уничтожить или деактивировать, — уточняет Анатолий. — А взрывотехнику надо еще и понять, как СВУ сделали, определить возможное направление поиска подрывника и изготовителя, сделать все, чтобы их нашли и предали суду. В первый раз всегда страшно, да и потом тоже. Это нормально. Страх — естественный защитный механизм человека, и если ты вообще не боишься, то обязательно нарвешься. Когда страшно, то все рецепторы работают на 150%, ты ничего не пропускаешь, мобилизуешься...»

Эхо гражданской войны

Для обследования предполагаемого СВУ взрывотехник надевает защитный костюм из композитных материалов с броней и пользуется щитом. Весит все это до 60 кг килограммов. Всегда используются роботы, чтобы свести контакты людей с бомбой к минимуму. На месте происшествия выставляется оцепление, людей эвакуируют.

«Если делать все правильно, с соблюдением мер безопасности — ничего не произойдет, — уверен Анатолий. — Подход специалиста к устройству — крайняя мера, когда исчерпаны все способы и средства, позволяющие работать дистанционно».

Что только не попадается взрывотехникам. Самая старая взрывчатка, найденная в Алтайском крае, относилась к временам Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны в Барнауле было много заводов, в том числе военной промышленности. Здесь изготавливали боеприпасы… Однажды на благоустройство домов на Змеиногорском тракте, тех, что в народе называют барнаульской Рублевкой, привезли выкопанный чернозем. И в какой-то момент среди земляных куч нашли снаряд времен Великой Отечественной. По словам наших собеседников, взрывчатка может долго лежать в земле, даже когда металлический корпус взрывного устройства развалится, опасность подрыва остается. Об этом важно знать не только специалистам-взрывотехникам, но и простым людям, которым может попасться такая находка. Любопытство и желание завладеть таким арсеналом вполне может привести к трагичным последствиям, поэтому лучше сообщить о нем профессионалам.

Котята и опята

Часто вызов взрывотехников оказывается ложным. Бдительные граждане не оставляют без внимания подозрительные сумки и пакеты. И правильно делают, ведь береженого бог бережет. Бывают и курьезные случаи, если конечно их можно отнести к таковым на столь ответственной работе. Осенью 2015 года в барнаульском трамвае пассажиры увидели бесхозную коробку. Сообщили кондуктору, и та остановила трамвай, вывела всех пассажиров на безопасное расстояние, после чего позвонила в компетентные органы. Прибывшие на место взрывотехники обнаружили в коробке выводок котят... Наверное, малышей специально подкинули в трамвай, понадеявшись, что пассажиры разберут. Этой же осенью был еще один аналогичный случай. Только в этот раз подозрительную сумку, где нашлись свежие опята, позабыл незадачливый грибник.

Но есть и другой вариант, когда человек сознательно, поддавшись сиюминутному личному порыву, решает пошутить о минировании какого-то объекта. Например, мужчина поругался с женой, решил задержать зазнобу любой ценой и сообщил в экстренные службы, что в поезде находится бомба. Как заверили наши собеседники, по любому проверяемому сообщению находят всех, а в ситуациях подобного рода речь идет уже об уголовной ответственности — статья 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Такому шутнику грозит минимум солидный штраф, но в крае были и случаи, когда звонившие получали реальные сроки лишения свободы. Важно понимать, что силы, брошенные на проверку такого сообщения, в это же самое время могут понадобиться там, где они действительно нужны.

А еще проблемы взрывотехникам доставляют любители изготовить пиротехнику в домашних условиях. Таким деятелям следует помнить, что им, вне зависимости от объема и назначения сделанной бомбы, грозит наказание по двум уголовным статьям сразу: ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) и ст. 223 УК РФ (незаконное изготовление оружия). Никто не станет делать взрывчатку, просто чтобы потом разрядить и уничтожить. Любопытство возьмет верх, и изготовитель ее обязательно взорвет, чтобы посмотреть на результат. И вот здесь таится главная опасность. Ведь нет гарантии, что даже на природе этот взрыв никому не причинит вреда, да и экологию это портит. Хочешь «бахнуть» — купи петарды в специализированном магазине, но и при этом строго соблюдай прописанные правила использования и безопасности.  

«Непрофессионал обязательно ошибется, — подчеркивает Сергей. — Он не понимает, как меняется то или иное кустарное устройство в домашних условиях. Оно будет нестабильным и в определенный момент может изменить свойства. Любитель этого не знает и не может контролировать его. В нашей практике были самоподрывы изготовителей».

В завершение беседы взрывотехники рассказали, как действовать, если на глаза попалась подозрительная находка. Необходимо следовать простым правилам: никого не подпускать к предмету, не пытаться самостоятельно обезвредить или перенести его и позвонить в дежурную службу УФСБ России по Алтайскому краю (по номеру 8 (3852) 66-74-01) или по привычному 02, а также 112 или 020 (с мобильного).

ИЗ ДОСЬЕ. Впервые теракт, имеющий наибольшее сходство с нынешними, был совершен 8 января 1977 года в Москве. В течение часа в центре столицы сработали три взрывных устройства. Сначала был взрыв в вагоне метро, а затем бомбы разорвались еще дважды — возле продуктовых магазинов. Погибли семь человек (все в метро), ранения получили еще 37. В то время теракты в Москве были неслыханным событием, к расследованию подключили все имеющиеся силы. По опросам свидетелей, установить внешность преступников не удалось, но детали бомб указывали, что их сделали в Ереване. В октябре того же года в зале ожидания Курского вокзала неизвестные оставили сумку с бомбой — ее обнаружили, взрыв удалось предотвратить. Помимо взрывного устройства в сумке лежала спортивная кофта, сшитая в Ереване. Силовики начали тщательно проверять все поезда и самолеты из Москвы в столицу Армении. Вскоре в следующем в Ереван поезде задержали подозреваемого. Он ехал в штанах от костюма, найденного в сумке на вокзале, при этом олимпийки у него не было, как не было и дорожных вещей, которые обычно берут в дальнюю поездку. С ним в компании ехал товарищ. В ходе обысков у них дома нашли детали от взрывных устройств. Задержанные дали показания на своего соседа, который в молодости принадлежал к подпольному армянскому националистическому движению и отсидел срок за антисоветскую агитацию. Он пытался выехать из СССР незадолго до теракта, но получил отказ. По версии следствия, именно этот человек был организатором терактов и главным идейным вдохновителем, а двое его подельников — исполнителями. Всех троих приговорили к расстрелу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Мужская работа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру