Какие стартапы выживут в кризис?

«МК» попытался понять, как выглядит идеальный бизнес нашего времени

Пока скептики прогнозируют, что предпринимательство в нынешнем виде скоро сменят натуральное хозяйство, охота и собирательство, в Барнауле проходит первая Ярмарка стартапов — новая коммуникационная площадка деловых контактов для молодых предпринимателей, потенциальных инвесторов и представителей госструктур. В то время как участники обсуждали перспективы проектов, «МК» попытался понять, как выглядит идеальный бизнес нашего времени.

Хорошей идее — кризис не помеха

Ольга Валиева, к. э. н., старший научный сотрудник ИЭОПП СО РАН, эксперт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере:

«Идеальный бизнес нашего времени — ориентированный на экспорт, на высокие технологии, на развитие и новые рынки. Однако не все так просто с нашей бизнес-средой: молодым стартапам тяжело приходится вписываться в уже существующую систему распределения денежных потоков. Тем не менее чем уникальнее технология и компетенции у команды, тем легче найти клиента. Это может быть сервис, обслуживание оборудования и написание программного обеспечения под запросы промышленного сектора, это может быть платформа и оказание услуг в области интернет-маркетинга, вполне живучи в кризис небольшие компании по оказанию услуг НИОКР. Что важно? Думать о качестве продукта, о его постпродажном сопровождении, если надо — обучении клиента пользовательским навыкам, поддержании постоянного контакта с уже состоявшимся заказчиком. Важно продвижение в социальных сетях, личные контакты и, конечно, безумная «движуха» по поводу поиска новых клиентов.

Специфика, к примеру, новосибирских компаний — это ИТ-проекты и заказные НИОКР. Однако есть сферы из вполне себе освоенного образовательного рынка: обучение школьников программированию, математике, логике. То есть то, что укладывается в новые образовательные парадигмы. Есть ниши по организации внутреннего туризма: от крестьянского до гастрономического. Есть вполне успешные проекты по организации фермерских хозяйств с выращиванием «под заказ» разной домашней живности. В кризис действительно выживают небольшие компании, ориентированные на удовлетворение повседневного спроса. И выигрывает тот, кто предлагает продукт или услугу хорошего качества, сделанную быстро и в срок, да еще и обеспеченную послепродажным обслуживанием.

Для хорошей идеи ситуация в экономике не имеет принципиального значения. Важный фактор — время, которое нельзя упускать, если запуск продукта уже начат, обоснован и на него есть клиенты. Тут надо делать все одновременно. Чего делать нельзя? Запускать продукт или услугу, не изучив внимательно спрос, рынок и конкурентов. Если вы что-то придумали, но при этом в голове не выстроен образ вашего будущего покупателя, каких-то конкурентных преимуществ, которые вы будете отстаивать перед клиентом, — все, можно сказать, вы проиграли».

С добавленной жесткостью

Владимир Чепель, исполнительный директор НП «Алтайский союз предпринимателей»:

«Хотелось бы сузить вопрос, отодвинув в сторону крупный бизнес. Да и вопрос о том, каким должен быть малый бизнес, намного интереснее и важнее. И у ответа на него есть два уровня: каковы мировые тенденции и как это выглядит у нас. Посмотрим на то, каков он на самом восточном краю Азии: в Японии доля занятых в малом бизнесе в последние два десятилетия доходит до рекордных 70% (у нас — официально немного более 20%). Большая его часть — производство, причем это не изолированный бизнес, а встроенный в партнерские схемы с крупными или средними фирмами.

Это дает хороший ориентир для начинающих предпринимателей. В перспективе новые малые бизнесы будут преимущественно производственными по содержанию и партнерскими по форме. И это главное, именно к этому надо готовиться. Да, у нас пока деловой климат для любого вида малого бизнеса далек от благоприятного. И, к сожалению, продолжает ухудшаться. Да, крупный бизнес у нас пока не готов к партнерству. Это всего лишь накладывает дополнительные требования: малый бизнес должен быть еще и настойчивым в предложении себя в партнеры и в разы более эффективным, что возможно только при высочайшем профессионализме, выходящем на уровень внедрения инноваций.

Сферы для потенциально успешных стартов — любое производство товаров и услуг, какое только есть в крае и какое еще придумают предприниматели. От сбора и переработки дикоросов, сельского хозяйства и туризма до биофармации и современного станкостроения. Кризис, конечно же, еще добавил жесткости делового климата. Но предприниматели далеко не «метеозависимые» люди. Они просто «одеваются по погоде». Действующие предприниматели сейчас осторожничают. Но будущее за начинающими. Им и климат улучшать».

Идеальный равно прибыльный

Юрий Матвейко, председатель Совета директоров сети АЗС «Октан»:

«Стартапы — важнейшая составляющая для развития несырьевого сектора экономики. Без новейших технологий невозможно полноценное импортозамещение и улучшение инвестиционного климата.

Думаю, вне зависимости от того, кризис или нет, молодые предприниматели будут что-то делать и создавать тем самым новые рабочие места, платить налоги и обеспечивать занятость. Традиционно перспективной для стартапов остается сфера услуг. Специфика Алтайского края —  сельхозпроизводство. Это также задает вектор тем, кто хочет строить здесь бизнес. Сейчас в пищевой и перерабатывающей промышленности появляется много новых проектов по производству круп, каш, уникальных сыров, колбас, которые могут выйти на столичный рынок.

В первую очередь общество ждет, что бизнес будет социально ответственным. Что касается рецепта идеального стартапа, я думаю, его нет. Торговый, производственный, инновационный бизнес — это совершенно разные вещи. Идеальный в этом случае тот, который приносит стабильную прибыль. Уверен, бизнесу не выгодно сегодня держаться в тени, это сулит только неприятности. Напротив, стоит его позиционировать как честный и открытый. Собственность для бизнеса — это благо, которое в то же время накладывает груз ответственности и обязательств. В случае неудачи предприниматель может  всего лишиться. Потому, наверное, есть логика в том, чтобы  в начале пути иметь минимум собственности  и арендовать основные ресурсы». 

Стартапам легче в кризис

Марк Козловский, депутат АКЗС:

«В Алтайском крае в последнее время уделяется большое внимание развитию малого бизнеса, выводу его из тени. Но те тенденции, которые наметились на федеральном уровне в связи с изменившейся экономической ситуацией, могут свести на нет эти достижения.

Любой бизнес подвержен рискам в той или иной степени: у крупного больше запас прочности, мелкий выигрывает в скорости реагирования на внешние вводные. Идеальных бизнесов не существует. Развивается то дело, которым предприниматель живет, воплощая прежде всего идею, а не занимается зарабатыванием денег ради наживы.

Как бы абсурдно ни выглядело, стартапам легче в кризис: меняются устоявшиеся представления, трансформируются сложившиеся финансово-хозяйственные связи. Как следствие, возникает рыночная ниша. Так, сегодня в крае в рамках импортозамещения для начинающих предпринимателей появилась возможность приложить свои способности в сфере переработки сельхозпродукции, нужны региону креативные проекты по развитию туриндустрии.

Это то, что лежит на поверхности. Но хочется увидеть среди стартапов, если уж мы называем их таким словом, проекты в сфере инноваций, имеющие научные разработки. Потому что так называемое гаражное предпринимательство, со всеми его атрибутами, будет развиваться в любом случае. И это тоже неплохо, потому что со временем кто-то перерастет планку и захочет «выйти в свет». В нелегкие времена, на мой взгляд, приоритетом должна стать самозанятость населения, и только потом администрирование с целью сбора налога, так как данные виды бизнеса зачастую низкомаржинальные».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Бизнес нашего времени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру