«Дворец пионеров» будущего
Соглашение о создании сети технопарков в российских регионах было подписано в прошлом году между Минобрнауки и Агентством стратегических инициатив (АСИ). По замыслу авторов, это будут новые опорные ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке
По данным «МК», с федеральным центром уже достигнута договоренность о создании технопарка в Алтайском крае. Предположительно, «Дворец пионеров» нового поколения разместится в здании на улице Папанинцев, 135а. Четырехэтажный «недострой» находится по соседству с Алтайским краевым педагогическим лицеем-интернатом. Здание требует облицовки и проведения коммуникаций. Официально информацию подтвердить на момент выхода материала не удалось. Как отмечают в краевом ГУ образования и молодежной политики, на днях в Барнауле состоится совещание с губернатором, которое и внесет определенность.
Сейчас речь идет о том, что оборудовать потребуется все этажи и прилегающую территорию. Ни в краевой, ни в муниципальной собственности недостроенный объект не зарегистрирован. В прошлом здание продавалось как медицинский центр на одном из порталов о недвижимости. Сооружение площадью 1,5 тыс. кв. м находится на участке в 700 кв. м. Здание пытались сбыть поэтажно. Стоимость каждого этажа — от 20 до 25 млн рублей. За аренду просили 600 рублей за квадратный метр.
Ориентиром для алтайской вариации на тему технопарка должны стать аналогичные учреждения в европейской части России. В то же время он должен отличаться по назначению. По задумке разработчиков, технопарки в каждом пилотном регионе — это реализация разных концепций, которые могут стать руководством к действию для других территорий.
Привлечь инвестора
Робототехника и IT — как минимум два этих направления будет развивать алтайский технопарк. Один из кураторов первого направления Сергей Умбетов, директор компании «Интеркот» и организатор выездных занятий для школьников по робототехнике, готовится реализовывать на базе технопарка соответствующую учебную программу.
По данным «МК», сейчас с федеральным центром согласуются концептуальные вопросы учебных направлений, формата занятий и детали подготовки преподавателей. Заинтересовывать проектом уже начали представителей бизнеса. Условием его реализации, напомним, должно стать государственно-частное партнерство. По информации источников «МК», инвестировать предложили одной из крупнейших в крае IT-компаний. Комментировать свое возможное участие в финансировании инновационного допобразования в ней отказались.
Пока в оценке перспектив привлечения частных инвестиций для проекта немало скептиков. Зачастую бизнес не разделяет амбициозные планы власти: заинтересовать коммерческие структуры может только выгодное предложение. Чаще предприятия осознанно подходят к подготовке кадров — выпускников вузов и вкладывают деньги в их образование. Воспитание кадрового резерва с младшего школьного возраста сулит очень отдаленную перспективу отдачи. Через десять лет инвестиции могут превратиться в туман: к специалистам будут предъявляться другие требования, а кадры придется вновь доучивать, ориентируясь уже на новые реалии.
Кружки технического творчества существовали и в советские годы, расскажут те, кто успел поносить красные галстуки. Учреждения допобразования курировались и обеспечивались оборудованием и инструментами предприятиями-производителями. Как и тогда, сейчас финансовые вложения в допобразование школьников для бизнеса — больше социальный, нежели инвестиционный проект, уверен Олег Шелудяков, директор предприятия «Полимерпласт».
«Крупные иностранные компании вкладывают в образование, также руководствуясь прагматичным интересом. Один из крупнейших интернациональных производителей строительных материалов в Германии, с сотней тысяч сотрудников в штате, работает с нашими профтехучилищами. Компания готова платить зарплату мастеру-преподавателю, но взамен хочет, чтобы в обучении использовались только строительные материалы их марки. Получается, что они участвуют в процессе обучения, извлекают выгоду от рекламы, а на выходе получают специалистов, профилированных на работу только с их материалами», — утверждает Шелудяков.
Коммерческий расчет с перспективой получить «навар» от вложенных миллионов через год-два — история не про технопарк. Инвестиции в инновационный малый бизнес — это игра «в долгую», уверен Сергей Умбетов.
«Если мы говорим о планах предпринимателей на подготовку кадров, будущих сотрудников на базе технопарков, нужно понимать, что это подходит далеко не для каждого малого бизнеса, — считает он. — Хорошо, если вложения начнут окупать себя через пять-семь лет. С другой стороны, инвестор получит преимущество. На базе самого технопарка фирма сможет проводить опытно-конструкторские исследования на заказ. Здесь все зависит от потребностей компании».
Как отмечается на официальном сайте АСИ, партнерами технопарков, которые будут определять профили и содержание образовательных программ, выступят «Росатом», Объединенная ракетно-космическая корпорация, «Газпром», «Лукойл», «Эвалар» и другие российские компании.
Билет в профессию
Технопарк должен стать вершиной допобразования школьников в Алтайском крае, отмечает Владислав Федоров, начальник управления инновационного развития АлтГТУ, член рабочей группы. Кружки и объединения детского творчества, станции юных техников и центры молодежного инновационного творчества при вузах, по сути, станут ступенями, которые ведут к этой вершине.
«Ребята, успешно занимающиеся в кружках и клубах, центрах молодежного инновационного творчества, будут рекомендоваться к обучению в детском технопарке», — рассказывает о концепции Федоров.
Как Дворцы пионеров советской модификации, новые учреждения допобразования послужат инструментом пропаганды технического творчества и подготовки увлеченных воспитанников к поступлению в технические вузы.
«Основная задача — профориентационная работа со школьниками. Здесь ребенок должен встретиться с преподавателями вузов. Их миссия, в свою очередь, увлечь учащихся наукой в популярном виде, отобрать тех ребят, с кем было бы интересно работать в высшем учебном заведении, дать рекомендации, подготовить их к поступлению. Во всех университетах края уже существует система работы с учениками средних школ до студенческой скамьи. Технопарк должен решить качественно иную задачу — сформировать у будущих профессионалов увлеченность, здоровое любопытство к предмету и интерес к обучению. В случае с алтайским центром — привить интерес к решению проектных задач, в том числе в области программирования, создания электротехнических систем для робототехники, управления этими системами, познакомить и вовлечь в область IT или робототехники. Эти сферы отмечены как одни из приоритетных направлений для края», — добавляет Федоров.
Даже примерную сумму вложений, которые потребуются для создания технопарка в Барнауле, пока предположить никто не берется. Концепция будущего центра только формируется. Стоимость может сильно варьироваться в зависимости от того, какие программы реализуются на конкретной площадке, и от их «начинки» — оснащенности оборудованием. По оценке директора по социальным проектам Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, опубликованной на сайте АСИ, на создание одного детского технопарка требуется от 50 до 100 млн рублей.
В Республике Татарстан и Ханты-Мансийском автономном округе детские центры технического творчества, так называемые «Кванториумы», уже работают. Доступ к занятиям оформляется специальным сертификатом. В разных пропорциях он может финансироваться за счет бюджетов и заинтересованного бизнеса. Таким образом, услуга для талантливого ребенка может быть предоставлена без оплаты.
Запустить в работу первый алтайский технопарк планируют уже в этом году. Напомним, ранее заявлялось о четырех других потенциальных базах для технопарков в муниципалитетах — Детский эколого-биологический центр и Станция юных техников Бийска, Алтайский краевой центр научно-технической работы и Детско-юношеский центр Железнодорожного района Барнаула.