Теневым предпринимателям готовят налоговую амнистию

В правительстве хотят разрешить "теневикам" не платить налоги три года при условии их регистрации

В очередной версии плана стабильного социально-экономического развития, подготовленного Минэкономразвития, предлагается не привлекать к ответственности нелегальных предпринимателей, а, напротив, за выход из «тени» освобождать их от уплаты налогов и страховых взносов на три года. Предполагается, что после истечения этого срока они смогут выбрать, будут ли платить налоги как физлица или ежегодно покупать патент. Соответствующий законопроект Минфин, Минэкономразвития и Минтруд должны разработать во второй половине 2016-го. Вокруг этой инициативы уже идут бурные обсуждения. Одни уверены, что эта мера в перспективе пополнит государственный бюджет, другие, напротив, считают инициативу недальновидной.

В правительстве хотят разрешить "теневикам" не платить налоги три года при условии их регистрации

Роль падчерицы

Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей:

«С самозанятыми, конечно, надо работать, внедрять схемы по взаимодействию. Может быть, присваивать им какой-то официальный статус, вводить в закон о патентах соответствующие разделы. И пусть люди приобретают патенты за умеренные деньги, даже символические, — это все равно хоть какое-то, но пополнение казны.

По поводу легализации этих предпринимателей. Я до конца не понял, какую цель преследует государство, предлагая такое. Не совсем понимаю логику этого процесса. Наверное, это некий реверанс в тяжелых экономических условиях. Вроде как мы вас не трогаем, но вы работайте легально. Это влияет только на статистику. Если у них потом три года нулевая ставка по налогам будет, то какой резон государству этим заниматься? Ну, допустим, выйдут предприниматели из «тени», ну так они потом все равно обратно зайдут. Скажут: «Мы прекратили деятельность», — и все. Все это полумеры, и они не эффективны. Нужны системные решения по малому и среднему бизнесу, в частности по самозанятому. Сейчас у нас экономика заточена на поддержку крупного капитала, малому и среднему предпринимательству в экономике отводится роль падчерицы».

Дело в психологии

Юрий Ряполов, заместитель председателя комитета по экономической политике и собственности Барнаульской городской думы, председатель Координационного совета предпринимателей при администрации города:

«Не факт, что предприниматели в случае принятия такого решения выйдут из «тени». Наша психология такова, что если нам за это ничего не грозит, то, наверное, и делать-то ничего не надо.

Но здесь вопрос в другом. Мы должны создать условия, чтобы работать официально было выгодно, то есть не загонять предпринимателей в ситуацию, когда, показывая все обороты, он не может свести концы с концами.

И еще непонятный момент. Почему должны страдать бизнесмены, которые официально зарегистрированы и платят все налоги? Это ведь неравные условия: кто-то выйдет из «тени» и не будет отчислять ни копейки, а кто-то платил и будет платить впредь. Ни о какой нормальной конкуренции здесь речи идти не может, потому что то, о чем мы говорим, — это очень серьезная разница в условиях.

Второй важной составляющей должно стать создание в информационном пространстве нормы, что работать нелегально стыдно и непорядочно. Как образно выразилась одна предпринимательница, это как ехать в автобусе зайцем — и стыдно, и боязно. Ведь от этого страдают люди, теряющие в пенсионном обеспечении, возможностях взять кредит и т. д. Так же мы с удовольствием ругаем администрацию и депутатов за плохие дороги, невозможность попасть в детсад или школу, но не задумываемся о том, что деньги на эти дела могут появиться только из наших налогов. Значит, за это должен быть и соответствующий спрос. К сожалению, у нас на практике чаще не вышеуказанной работой занимаются, а просто для пополнения бюджета увеличивают финансовую нагрузку, не понимая, что это «загоняет в тень» еще больше предпринимателей».

Наш вклад

Всеволод Кондратьев, депутат АКЗС:

«Пока это предложение обсуждается и решение не принято, поэтому о потенциальной эффективности, на мой взгляд, говорить как минимум преждевременно. Уже сегодня мы на законодательном уровне принимаем меры для того, чтобы предприниматели выходили «из тени», официально декларировали свои доходы и платили налоги. Введен специальный режим налогообложения для индивидуальных предпринимателей — патентная система, есть хорошие льготы для существующего бизнеса. Но, если смотреть практику, количество патентов продано небольшое: в 2015 году из более чем 30 тысяч ИП патентную систему применяли только 84. Но потенциал есть. Я думаю, уже в этом году уменьшение налоговой нагрузки и простота в расчетах привлекут предпринимателей. И введение амнистии в этой ситуации стало бы одним из стимулирующих моментов, подталкивающих к выходу «из тени».

Вопрос сегодня стоит еще и в том, насколько предприниматели готовы быть социально ответственными. Бюджеты городов и районов формируются в том числе и за счет их налоговых платежей. Тот же налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в соответствии с бюджетным законодательством зачисляется в бюджеты муниципальных районов и городских округов в размере 100%. На эти деньги муниципалитеты выполняют свои полномочия и обязательства перед населением. Понимание этого процесса в совокупности с теми мерами, которые сегодня принимаются на государственном уровне по выводу нелегальных предпринимателей в число легальных в перспективе, на мой взгляд, не только отразятся в лучшую сторону на бюджетах, но и будут способствовать развитию бизнеса».

Плюсы есть

Павел Нестеров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае:

«С одной стороны, это интересно, бизнес надо из «тени» выводить, а с другой — нелогично, потому что честные предприниматели как работали, так и работают, а нечестные будут пользоваться льготами. Нужно тогда и для зарегистрированных льготы вводить. Положительный момент в том, что правительство пытается сделать какие-то шаги по легализации теневого бизнеса. Вообще, я и мои коллеги и раньше выступали с заявлениями об устранении перекосов и принятию решений по теневой экономике. Тут надо понимать, что нелегальный бизнес — это как минимум недобросовестные конкуренты, кроме того, никакой ответственности перед государством и потребителями они не несут.

Предприниматели, в случае принятия такого закона, на какой-то период выйдут из «тени», но только если за этим не последуют какие-то санкции. К примеру, при утечке капитала за границу на бизнес распространяется амнистия. Государство не применяет к ним санкции, и бизнесмены возвращают капитал в страну. Но ставить в неравные условия для ведения деятельности легальный и теневой бизнес нельзя».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 24 февраля 2016

Заголовок в газете: "Теневиков" - под налоговую амнистию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру