Размах долевого мошенничества заставил вмешаться государство

Жизнь в собственном жилье превратилась для женщины с детьми в настоящий кошмар

Обычная двухкомнатная хрущевка в спальном районе Барнаула. Только проживают в ней не обычные жильцы: семья Ивановых (фамилия изменена) — мама и ее дети (7 и 10 лет) и… двое посторонних мужчин. Жизнь в собственном жилье превратилась для несчастной женщины с детьми в настоящий кошмар…

Жизнь в собственном жилье превратилась для женщины с детьми в настоящий кошмар

«Ты еще ответишь за это!»

Как такое возможно, спросите вы?

14 лет назад квартиру в одном из домов на улице Антона Петрова в Барнауле Светлане на свадьбу подарили ее родители. Влюбленная девушка сразу же прописала в ней своего мужа Сергея. Поначалу все складывалось хорошо, через несколько лет счастливого брака появились дочка Анечка, а затем сын Егорка.

Однако со временем Светлана стала замечать перемены в поведении мужа: он стал скрытен, равнодушен к ней и детям, все чаще задерживался на работе. А потом честно признался: полюбил другую женщину.

Жить «молодоженам» было негде, и Сергей начал настаивать на размене квартиры. Светлана категорически отказалась: с какой стати, это ведь подарок родителей!

Начался долгий и изматывающий судебный процесс. Сергей, не стесняясь, приводил свидетелей, рассказывавших, сколько сил и средств «заботливый» муж и отец вложил в недвижимость, пока его жена не работала и сидела дома с детьми. И все же суд завершился не так, как ожидали «молодожены». «Сергею выделили лишь 1/16 долю в квартире. После получения решения суда он пригрозил: «Ты еще ответишь за это!» — вспоминает Светлана.

Однако несколько месяцев бывшего мужа не было ни видно, ни слышно. Женщина успокоилась, устроилась на работу, жизнь потихоньку стала налаживаться, пока однажды в квартире не появились... новые собственники.

До этого дня Светлана думала, что хуже измены мужа и быть ничего не может, однако, как оказалось, горько ошибалась. Двое неопрятных мужчин летним вечером вошли в квартиру Ивановых как хозяева и предложили Светлане с детьми переехать в спальню. Испуганная женщина тут же вызвала полицию. Однако в паспорте у одного из мужчин стоял штамп с регистрацией по месту жительства. «А это мой гость, имею право», — ухмылялся тот.

Оказалось, что таким образом жене и детям отомстил бывший глава семейства. Он продал свою «микродолю» мошенникам, а те принялись выживать Ивановых. После отказа Светланы выкупить 1/16 долю за 500 тысяч рублей (при рыночной стоимости хрущевки два миллиона) мужчины стали бесцеремонно отвоевывать метр за метром: портили вещи, технику, меняли дверные замки.

Светлана перевезла детей к подруге. Признается: если бы не соседи, давно бы сдалась. Столкнувшись с дружным сопротивлением всего подъезда, возмутители спокойствия на время притихли, стали реже появляться в квартире Светланы. Женщина подала в суд на бывшего мужа.

Бороться за свои права

«Это самое настоящее квартирное рейдерство», — так прокомментировали «МК» историю Светланы в Нотариальной палате Алтайского края. Размах долевого мошенничества, печальные истории несчастных семей, которых бандиты выживали из квартир, заставили государство вмешаться в ситуацию. С 2016 года продажа «микродолей» подлежит обязательному нотариальному удостоверению (Федеральный закон № 391-ФЗ).

«Так как отказать собственнику в праве распоряжаться своей долей, какая бы малая она ни была, невозможно, законом установлено обязательное нотариальное удостоверение сделок купли-продажи долей на недвижимое имущество, если эти сделки совершаются с посторонними лицами», — рассказала нотариус города Барнаула Елена Ачкасова. 

Теперь подобные сделки будут происходить следующим образом. Нотариус проверит, чтобы продавец предоставил возможность другим собственникам долей в квартире или доме воспользоваться преимущественным правом покупки, и только при их отказе доля может быть продана третьим лицам. Важный нюанс: у сособственников должна быть возможность приобрести продаваемую долю по цене не выше, чем ее купят посторонние. А это означает, что выкуп «микродолей» становится квартирным рейдерам просто невыгоден.

Еще одна категория в сфере пристального внимания нотариусов — несовершеннолетние и граждане, находящиеся под опекой. С нового года сделки в отношении их любого недвижимого имущества также подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

«В 2009 году, после того как было введено обязательное нотариальное удостоверение отчуждения и залога доли в уставном капитале ООО, рейдерство в корпоративной сфере снизилось на 90%»,— утверждает Елена Ачкасова. — Делая ставку на нотариат в сфере недвижимости, законодатель рассчитывает обеспечить граждан квалифицированной юридической помощью, защитить простого обывателя от мошенников. Ведь нотариус, в отличие от посредников, обеспечивает юридическую чистоту сделки и гарантирует финансовое возмещение в случае ошибки».

Нашей несчастной героине, а также всем тем, кто пострадал от действий квартирных рейдеров, хочется посоветовать бороться за свои права. Ведь если государство признало существование проблемы, то, возможно, пойдет на компромисс при ее разрешении.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Доли раздора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру