В Барнауле из-за гололеда за прошлую неделю пострадали сотни человек

Журналист «МК» провела один день с врачом-травматологом Николаем Майоровым и посмотрела на то, как помогают пострадавшим

Капризы погоды добавили жителям краевой столицы много хлопот. В одном только травмпункте Центрального района Барнаула за последнюю неделю зарегистрировано 88 травм, полученных в результате гололеда. Журналист «МК» провела один день с врачом-травматологом Николаем Майоровым и посмотрела на то, как помогают пострадавшим.

Журналист «МК» провела один день с врачом-травматологом Николаем Майоровым и посмотрела на то, как помогают пострадавшим

Классика жанра

Всего в Барнауле семь травмпунктов, они распределены по районам города. Есть также детский, два стоматологических, офтальмологический и лор-травмпункт. Мне достался тот, что обслуживает Центральный район. К нему же относятся жители Затона, Южного, Бельмесево и других поселков, но все это условности. Если человек живет на Юрина, а упал на Пролетарской, его никто не станет отправлять на участок, к которому он приписан, поскольку главная задача травмпункта — оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему.

Сюда пациенты приходят (или их привозит скорая) с различными травмами: переломы, ушибы, вывихи, растяжения, последствия укусов животных, ожоги, обморожения. Но в холодное время года травмпункты занимаются в основном «зимними травмами», а именно — последствиями гололеда.

Врач, с которым мне посчастливилось дежурить, — Николай Майоров. За его плечами 35 лет в профессии. Он работал в районных больницах, на скорой, в травматологическом отделении, был заведующим травмпунктом. Ему помогают операционная сестра, рентген-лаборант и санитарка. Вчетвером они дежурят по 24 часа: так сформирован график работы.

Первый наш пациент оказался с улицы Попова. Пожилой мужчина приехал в центр города по делам и неудачно упал, поскользнувшись на тротуаре.

«Классика жанра. Перелом лучевой кости, — показывает на руку пациента Майоров. — Как гололед начался, у нас таких случаев резко прибавилось. Люди падают на руку и ломают одну из самых важных костей».

Пока меня инструктировали, доктор уже занялся пациентом — начал делать репозицию кости (сопоставление фрагментов кости в первоначальный вид, для того чтобы в будущем они срослись правильно. — «МК».). Эта процедура делается под местной анестезией и почти безболезненна. Тем временем операционная сестра, которая дежурит вместе с врачом, готовит гипсовую повязку. Накладывают ее уже вдвоем. Через несколько минут процедура заканчивается и больного отправляют в рентген-кабинет, чтобы потом по снимкам проверить, все ли верно выполнено.

«В гипсе пациент проходит четыре недели. И Новый год с ним встретит. Все потому, что лучевая кость в руке — одна из главных, — рассказывает Майоров. — Страдает во время падения и локтевая. Особенно важную роль она играет у детей, когда у них связки еще плохо развиты. Так вот, когда кто-то из родителей ведет ребенка за руку и поднимает его за нее, например, обходя лужу или пытаясь удержать равновесие ребенка, выходит, что малыш на руке вращается. Вот так просто дети получают вывих».

Диалог с пациентом

Едва первый пациент вышел, в дверь постучали: «К вам можно? Я упала». «Я не виноват. Это вы сами», — пошутил доктор. Женщина сначала растерялась, а потом засмеялась. Оказалось, так Майоров пытается наладить контакт с пациентом, чтобы больной хоть немного отвлекся от своих переживаний.

«По нескольку раз проговариваю пациентам, что сначала нужно приложить лед, а через сутки, наоборот, теплое, объясняю, какие таблетки пить и куда идти, а они не слышат, — сетует Николай Майоров. — И я понимаю. У них же в голове масса вопросов: «Как работать теперь?», «Как добраться до дома?» Приходится записывать им все максимально подробно, как-то отвлекать от переживаний».

Женщина объяснила, что шла с большой стопкой бумаг, поскользнулась, упала на спину и ударилась запястьем, чуть позже рука опухла и стала болеть. Врач осмотрел пациентку, рентген-лаборант сделала снимок. Оказалось, что при падении небольшой фрагмент кости отломился. Решено было обойтись специальной повязкой. Доктор объяснил, какие они бывают, рассказал, как ее носить, и показал образцы.

«Обычно, я спрашиваю, как человек упал. И это не праздное любопытство. Дело в том, что все люди падают по-разному. Одни отделываются ушибами, а другие — переломами и рваными ранами. Ломают чаще всего пальцы, голень, лодыжки, — рассказывает Майоров. — К примеру, женщины обычно идут нагруженные сумками. И мало того, что они сами упали, так еще и сверху на них прилетел груз. Как результат — сломанный «луч». Или женщина, падая, села — травма копчика. Молодые люди чаще всего поскальзываются из-за того, что руки держат в карманах, слушают музыку и под ноги не смотрят».

Гололедные наблюдения

Медик анализировал статистику травм на льду. Оказалось, что девушки и юноши в возрасте до 18 лет падают одинаково часто, а после совершеннолетия дамы резко вырываются в лидеры. Причем, женщины приземляются на руки, ломая тем самым лучевую кость. Как уже говорилось, ухудшает положение дам наличие сумок. Еще одна беда слабого пола — обувь на каблуках, которая абсолютно неустойчива. Она, по заверению доктора, загубила немало женских ног. После шестидесяти соотношение мужчин и женщин снова меняется: 20% всех обратившихся в травмпункт — женщины, мужчин всего 2%. И ломают они в большинстве случаев лодыжки, чуть реже — ребра. Кстати, травмируются чаще утром, когда торопятся на работу. Особенно при выходе из автобуса. Также часто случаются переломы и вывихи вечером, когда у людей заканчивается трудовой день.

Кроме того, предновогодняя беда всех детей, а часто и взрослых — ледовые горки. Они не всегда сделаны качественно, также зачастую ледянки используются неправильно, и как итог — компрессионные переломы позвоночника, ушибы, переломы рук и ног.

Две крайности

Стук в дверь. Входят сотрудники скорой помощи. Привезли дедушку, который упал на улице. Оказалось, фронтовик не может самостоятельно дойти до кабинета. Медсестра вместе с фельдшером скорой на больничной коляске привезли мужчину к дверям травмпункта.

Тем временем доктор уже успел принять очередную пациентку. Как только помощь была оказана, Майоров вышел к больному, чтобы помочь ему зайти в кабинет. На его удивление дед прямо у дверей травмпункта делал зарядку: приседал и делал вращения туловищем!

Когда пациента позвали, у него вновь заболела нога и он едва зашел в кабинет. С трудом добравшись до кушетки, мужчина рассказал о своей проблеме: все болит и ничего не помогает. Майоров осмотрел пенсионера, поставил диагноз «ушиб» и дал совет обратиться к неврологу.

После того как мужчина ушел, мы продолжили разговор: «Многие обращаются в трампункт не сразу. Надеются, что само пройдет. С теми же ребрами приходят спустя дней пять, когда уже человек дышать не может и воздух как рыба хватает. Делаешь снимок, а у него перелом трех ребер, два из которых — двойные. Вообще, если человек получил травму грудной клетки и не пришел в первый день, то в течение пяти обязательно придет. Потому что дышать полной грудью не может: у него колет все внутри. Так делать ни в коем случае нельзя. Если есть ощущение, что упали «основательно», то нужно идти в травмпункт. Лучше перестраховаться, чем потом жалеть».

Конечно, приходят в травмпункт и пьяные люди. Они часто хамят медработникам, угрожают, поэтому в кабинете стоит видеокамера для того, чтобы, в случае чего, было понятно, кто прав, а кто виноват. Кроме того, есть тревожная кнопка. Если ее нажать, то через несколько минут в лазарете окажется бригада охранников и полиция. Пользуются ей нечасто, но случается и такое. Но, по словам Майорова, самая травмоопасная профессия не у врачей.

«Очень часто люди травмируются на стройках. Не только из-за гололеда, а вообще на объектах, которые возводят, опасно. Шел, например, человек, оступился и получил травму», — считает врач.

Наша совместная смена уже подходила к концу, Николая Васильевича пришел сменять другой врач, а сам Майоров резюмировал: «В большинстве случаев в травмах пациенты виноваты сами. Переломов, растяжений, вывихов можно было бы избежать, соблюдая элементарные меры предосторожности». Поэтому доктор дал нам несколько советов, которые помогут не травмироваться на льду.

• Нужно подбирать обувь на мягкой рифленой подошве, в идеале — приобрести специальные накладки.

• Верхняя одежда не должна сковывать движений.

• Не стоит зимой носить тяжелые сумки, так как они смещают центр тяжести и делают походку неустойчивой. Если у вас пакеты в руках, распределите в вес равномерно на обе руки.

• Не держите руки в карманах.

• По льду нужно продвигаться мелкими шажками.

• Если падения избежать не удалось, не выставляйте вперед руки, чтоб не сломать кисти, предплечья. При падении необходимо сгруппироваться или хотя бы согнуть ноги. Безопаснее всего падать на бок.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 9 декабря 2015

Заголовок в газете: Гололедные пируэты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру