Система взимания платы с большегрузов: вред или благо

15 ноября запущена система взимания платы "Платон"

Волна протестных акций прокатилась на прошлой неделе по всей стране. Грузоперевозчики «бунтуют» против возмещения из собственного кармана вреда, наносимого федеральным дорогам транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Тем не менее с 15 ноября система начала работать.

15 ноября запущена система взимания платы "Платон"

Бессмысленный и беспощадный?

Акции протеста прошли во многих российских городах, перевозчики Алтайского края тоже не остались в стороне. 11 ноября около ста фур собралось возле придорожного комплекса «Маяк» на «Чуйском тракте» под Барнаулом. Как сообщил «МК» один из участников Юрий Бетеньков, «забастовщики» выразили свой протест мирным «стоянием вдоль обочин». Чего стояли? Требования просты и уложились в пять коротких пунктов: полгода тестового режима для системы, снижение платы и возможность платить постфактум, уменьшение штрафов и обеспечение всех заинтересованных бортовыми устройствами.

И, по всему выходит, «бунтовали» не зря, Правительство РФ услышало и пошло на значительные уступки. Буквально в последние дни до начала действия системы цена за пройденный километр пути была снижена с предполагаемой 3,73 рубля до 1,53 — такая такса будет действовать до 29 февраля 2016-го, потом, аж до конца 2018-го, тариф составит 3,06 рубля.

Наряду с этим в Госдуме рассматривается возможность снижения штрафов и введения так называемой плоской шкалы для юридических и физических лиц. Диалог, видимо, пошел — тот самый, бизнеса и власти, ради которого по всей стране фуры и стояли. Правда, мог бы пойти и раньше, ведь идея взимания платы не нова. В России она рассматривалась с 2011 года, когда был принят соответствующий Федеральный закон (№ 68). Именно с этого времени с грузоперевозчиками вели разъяснительную работу, предлагали заранее перестраивать бизнес-процессы и участвовать в обсуждении деталей.

В чем «виноваты» перевозчики

Система взимания платы, оператором которой по концессионному соглашению назначено ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», получила название «Платон». Условно это можно расшифровать как «плата за тонны». Чем обосновано, что именно 12-тонники будут платить за проезд? Здесь как раз вопрос формулировок. Не за проезд, говорит нам закон, а за «вред, причиняемый дорогам». Всем понятный и, в общем-то, логичный принцип — «пользователь платит».

Федеральное дорожное агентство поясняет: 56% разрушений дорог лежат «на совести» большегрузов. Ущерб покрытию от проезда одной фуры равен негативному воздействию 40-50 тысяч «легковушек». Государство тратит около триллиона рублей в год на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог, а грузовики «с перевесом» портят их примерно на два с половиной триллиона, подсчитали в Росавтодоре. При этом большая часть уплаченного транспортного налога и топливных акцизов ложится на владельцев легковых автомобилей, их на конец прошлого года было более 40 миллионов, а не на компании-перевозчики, в которых всего около полутора миллионов грузовиков. Вот и выходило, что до сегодняшнего дня «легковушки» облегчали жизнь коммерческим грузоперевозчикам. Теперь «возмещать» обязали тех, кто дорожное полотно больше всех разрушает и на нем же и зарабатывает.

Принцип этот у практичных иностранцев весьма популярен: почти вся Европа взимает плату с грузовиков. В США система иная, там четко прописано, что и на какие расстояния нужно возить. При их подходе перевозка по автодорогам навалочных грузов, железобетонных и строительных конструкций (а это больше 80% в структуре отечественных грузоперевозок) — кажется чудом из чудес.

В , кстати, на днях был внесен законопроект, предлагающий отложить на три года введение сбора для грузовиков по причине все той же неготовности. В пояснительной записке авторы акцентируют внимание на позиции представителей автобизнеса, считающих, что «условия в нашей стране сильно отличаются от практики Европы, на которой основано введение вышеуказанной платы». Российские реалии и правда иные.

«Серые» едут мимо

Последние лет пятнадцать автомобильные перевозки считались одним из самых рентабельных бизнесов. Но с введением платы прогнозируют сокращение числа игроков на рынке. Из полуторамиллионной армии зарегистрированных в Россия 12-тонников примерно 20% принадлежит частным лицам. Большинство таких предпринимателей, полагают эксперты, занимаются незаконной коммерческой деятельностью в обход налогов и установленных государством допустимых весовых масс и нагрузок. Именно они в первую очередь попадают под удар «Платона».

Работа под контролем государства дисциплинирует перевозчиков, считает зампредседателя комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Тен. Депутат уверен: запуск системы сократит долю «серых» грузоперевозок и сделает трассы безопаснее, избавив их от фирм-однодневок. Владельцы 12-тонников, которые раньше демпинговали на рынке за счет «серых» схем, столкнутся со штрафами, что нивелирует их преимущества перед легальными игроками.

Коллапса на рынке грузоперевозок и удорожания стоимости перевозимых товаров не будет, уверены в Росавтодоре. В системе уже зарегистрировано более

400 тысяч транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих в России. По данным оператора «Платона», на учет встали все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 машин. Возможность возникновения серьезных трудностей исключают и в Ассоциации компаний розничной торговли. Да и опасаться заметного подорожания потребительских товаров нет оснований, полагают эксперты.

Молоко не станет золотым

«Дополнительная финансовая нагрузка скажется на стоимости продуктов питания» — один из наиболее популярных аргументов перевозчиков. Глава Росавтодора Роман Старовойт парирует: опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров не стоит, поскольку в структуре грузоперевозок на них приходится лишь 8,5%.

Посчитать, на сколько подорожают продукты, Росавтодор предлагает на примере пакета молока. Предположим, 20-тонная фура перевозит 20 тысяч пакетов на расстояние сто километров (продукты автомобильным транспортом, как правило, доставляются в пределах региона). Стоимость такой доставки без взимания платы за вред обходится в среднем в 3 000 рублей, или 15 копеек за пакет. После введения сбора даже в 3,06 рубля за километр — напомним, этот тариф будет действовать с марта 2016-го и до конца 2018 года, — плюсуем 306 рублей и делим на количество пакетов. Наценка составит примерно полторы копейки. И то в том случае, если ее включат в стоимость грузоперевозок. Рынок этот, как уже говорилось, высококонкурентный.

Но «нет предпосылок для удорожания» и «не подорожает» — это, все понимают, две большие разницы. Тех перевозчиков, кто под предлогом понесенных убытков начнет необоснованно завышать цены, заметят сразу, уверяют эксперты.

Регионам «перепадет»?

Несмотря на сниженные тарифы, сборы ожидаются не маленькие. Прогнозируемая сумма — около 40 млрд рублей в год. Средства будут аккумулироваться в федеральном дорожном фонде, что, по мнению специалистов Росавтодора, позволит привести все федеральные трассы в нормативное состояние уже к 2019 году.

Стоит также добавить, что одна из особенностей проекта в том, что из федерального бюджета на организацию системы взимания платы не было потрачено ни рубля. Все расходы, по условиям концессионного соглашения, ложатся на плечи инвестора, а дорожная отрасль получает новый, внебюджетный источник финансирования. По замыслу, проект будет способствовать улучшению качества дорог, снижению аварийности и совершенствованию логистических цепочек.

Помимо этого, на рассмотрении правительства находится предложение Минтранса о возможности использовать эти деньги для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Речь идет о строительстве обходов крупных городов, новых мостах и прочих инфраструктурных удобствах — с привлечением частных инвестиций.

Цели, как водится, благие. Тарифы вполне щадящие — самые низкие в Европе, уверяют аналитики. В Белоруссии, например, плата за километр в шесть раз выше, про остальные страны и говорить нечего. Но перевозчики протестовать не перестают.

Диалог продолжается

О том, что протестные акции пройдут и 15 ноября, грузоперевозчики предупредили заранее. Поводов для недовольств много, и у наших, сибирских, в том числе. По словам президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслава Трунаева, мотивом к забастовкам стала необходимость подключаться к работе с «Платоном» в авральном режиме. Накануне запуска системы одно из самых крупных объединений дальнобойщиков страны и Росавтодор все же договорились о сотрудничестве. 

Как поясняют в Федеральном дорожном агентстве, гибкий подход, учитывающий интересы и бизнеса, и государства, позволил найти точки соприкосновения. Помимо пересмотра тарифов и снижения экономических рисков для перевозчиков, было решено упростить процедуру оформления маршрутных карт и сократить перечень документов, необходимых для получения бортового устройства.

Кстати, наличие последнего на борту грузовика — не обязательное требование. Это — один из двух возможных способов оплаты. Так что перевозчики, не успевшие по каким-то причинам их получить, — а выдаются они бесплатно оператором системы, — пока просто пользуются вторым вариантом — маршрутными картами. По первому способу ведется учет пройденных километров на основе данных ГЛОНАСС и рассчитывается фактический пробег по федеральным трассам. По второму — в офисе оператора или на сайте оформляется карта, с указанием начальной и конечной точки пути, можно также задать от трех до десяти промежуточных. Предусмотрены все возможные варианты оплаты, но в обоих случаях деньги вносятся авансом.

«Мы также рассчитываем на продолжение обсуждения тарифной политики в системе. Помимо этого, необходимо уменьшить размер санкций для нарушителей, так как установленный штраф в 450 тысяч рублей подорвет весь бизнес», — высказал чаяния дальнобойщиков Трунаев. Кроме того, по мнению перевозчиков, более логичной была бы постоплата маршрута, а также отмена транспортного налога для компаний, работающих в системе «Платон». «Но это уже вопросы для дальнейшего обсуждения, к которому мы открыты», — добавил президент СААП.

Так или иначе, с 15 ноября система взимания платы с 12-тонников работает по всей стране. Кроме установленных, пока двадцати, рамных конструкций, по федеральным дорогам курсируют сто автомобилей мобильного контроля. Диалог продолжается, стороны ищут компромиссы. До чего договорятся и сколько в итоге ляжет на плечи потребителей — покажет время.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2015

Заголовок в газете: Время платить. За «тонны»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру