Юрий Фриц: «Инвестиционная деятельность бизнеса нуждается в налоговых преференциях»

Чтобы по-настоящему поддержать развитие регионального бизнеса и помочь оживлению экономики, налоги должны быть снижены

Чтобы по-настоящему поддержать развитие регионального бизнеса и помочь оживлению экономики, налоги должны быть снижены. С таким призывом Алтайский союз предпринимателей обратился к региональным властям на межведомственной комиссии, посвященной барьерам в развитии деловой активности в регионе. Как деловое сообщество видит практические шаги на пути к налоговому стимулированию бизнеса, что волнует предпринимателей на Алтае, в интервью «МК» рассказал председатель правления НП «АСП» и генеральный директор Группы компаний «Сибирь Контракт» Юрий Фриц.

Чтобы по-настоящему поддержать развитие регионального бизнеса и помочь оживлению экономики, налоги должны быть снижены

Диалог налажен

— Юрий Александрович, АСП не первый раз выходит с предложениями к региональным властям. Какие вопросы удалось реально решить с начала этого года?

— Разработкой предложений по совершенствованию мер налогового стимулирования АСП занимается давно. Тема наболевшая: не секрет, что в сегодняшних экономических реалиях для многих предпринимателей налоговая нагрузка становится непосильной.

В конце прошлого года было налажено взаимодействие с администрацией края по этому вопросу, и процесс сдвинулся. Была сформирована комиссия, которая занималась тремя направлениями. Первое — это закон о патентах, вышедший в этом году, второе — налоговые режимы для предпринимателей, работающих на упрощенной системе (ЕНВД), и третье — вопрос о налоговых каникулах.

Закон о патентах удалось довести до фактического принятия в этом году. Сейчас в него вносятся некие инновации. В частности, расширяется перечень видов деятельности, подпадающих под действие закона, вводится градация стоимости патента в зависимости от места ведения бизнеса и числа наемных работников.

Тем не менее мы пока не видим механизмов, которые могли бы сделать патенты популярными у предпринимателей, и тому есть ряд причин. Во-первых, его покупка не освобождает предпринимателя от уплаты страховых взносов. На этом фоне уже не имеет значения стоимость патентов. Это автоматически делает их непопулярными у индивидуальных предпринимателей. И, кроме того, патент не распространяется на самозанятых граждан, которые могли бы работать без образования юридического лица. Между тем это нововведение должно было работать именно для них: отделочников, репетиторов, надомных работников и других — для той огромной армии людей, зарабатывающих с использованием «серых» схем, не получающих социальные гарантии, не откладывающих себе на пенсии. Ну, не хотят они регистрироваться как ИП, им это и не нужно — вести отчетность, бухгалтерию. Для них должна быть создана простейшая схема выхода на рынок труда. Практика показала, что механизм работы по патенту, вопреки замыслу разработчиков, стал лазейкой для крупного бизнеса, который всегда находится в поиске законных путей оптимизации своих затрат. Например, активно патенты используются при сдаче в наем объектов недвижимости.

— Учитывая неудачный опыт с патентной системой, какие меры налогового стимулирования в этом году были предложены для рассмотрения краевым властям?

— Мы выступили с предложением оптимизировать существующие налоги. Члены правления АСП проанализировали практику работы предпринимателей по упрощенной системе налогообложения: УСН 6% (ставка налога 6% от общей суммы дохода) и УСН 15% (ставка налога 15% от общей суммы дохода за минусом расходов). По нашим расчетам, сильнее других кризисные явления в экономике ощущают на себе именно работающие на ставке 6% от доходов. В условиях падения реального потребительского спроса, роста издержек, тарифов монополий, увеличения конкуренции многие предприниматели находятся на грани выживания. Снижение налога с 6% до 3% было бы крайне полезным для нашего региона. Это не просто облегчило бы жизнь бизнеса, но стимулировало бы тех, кто сомневается, начинать ли свое дело, вывело бы из тени работающих в теневом секторе. Разумный налог проще заплатить, чем скрывать свои доходы. Администрация склоняется к тому, что такие меры чреваты потерями для бюджета. Уверен, если потери и будут, то крайне незначительные. Вывод части доходов из тени, создание новых предприятий, развитие сферы услуг их компенсируют. 

Краевой власти мы также предложили инициировать рассмотрение нескольких вопросов на федеральном уровне. По-прежнему настаиваем на снижении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 30% до 14%. Когда применялась 14-процентная ставка, динамика развития малого и среднего бизнеса была наиболее активной. Сегодня 30% для малого и среднего бизнеса становятся неподъемными. Такая мера могла бы стать существенным стимулом для бизнеса. Выпадающие доходы можно компенсировать прогрессивной шкалой налога на доходы физических лиц. Люди с высокими доходами, руководители госкорпораций, монополий должны платить больше налогов.

— По прогнозам властей, налоговые поступления в региональный бюджет в 2016-м сократятся. Есть ли перспективы того, что в этом контексте будут приняты новые налоговые льготы для предпринимателей?

— Уже то, что этот вопрос активно обсуждается в администрации Алтайского края, в процессе участвует финкомитет, обнадеживает. Возможно, сейчас не самое удачное время, в связи с сокращением поступлений в бюджеты всех уровней. С другой стороны — надо помочь оставшимся предпринимателям в этих условиях выжить. Понятно, когда говорят о поддержке образования, медицины, культуры. Но ведь предприниматели тоже несут социальную функцию, работают на общество и государство, обеспечивают занятость, кроме того что являются налогоплательщиками.

— Сегодня все чаще говорят об острой необходимости стимулировать инвестиционную активность бизнеса. Как вы оцениваете реалистичность таких задач и при каких условиях они выполнимы?

— Для предпринимателей, которые в непростое время работают над созданием новых производств или реконструкцией существующих, должны быть созданы дополнительные механизмы, стимулирующие развитие. Существующая практика заставляет инвестора нести сопутствующие затраты еще до того, как он начинает что-то производить. С момента взятия в аренду земли до старта производства проходит не один месяц. Еще на этапе бюрократических процедур бизнес несет нагрузку в виде налога на землю, на имущество. Для того чтобы простимулировать инвестиционную деятельность, государство в лице муниципалитетов могло бы вовсе освободить предпринимателя от налогов на период инвестиционной деятельности. Мировой опыт показывает, что такая практика поддержки работает и существенно влияет на ситуацию на рынке. Это под силу местным властям. Потери бюджета можно восполнить, работая над издержками и неэффективными расходами.

— Насколько остро стоит вопрос налогового стимулирования бизнеса в крае?

— Мы надеемся, что отдельные наши предложения будут приняты уже в этом году. Есть опасения, что решение некоторых вопросов будет затянуто в силу объективных и субъективных причин. Тем не менее крайне рассчитываем на понимание органами власти необходимости шагов в сторону малого и среднего бизнеса, поддержки отдельных отраслей.

На фоне кризиса

— Финансисты самым рискованным для кредитования видом экономической деятельности считают, наряду с сельским хозяйством, строительство. В связи с этим какие сценарии развития отрасли, на ваш взгляд, наиболее вероятны?

— В строительной отрасли кризис есть, и от этого никуда не деться. Главные причины — падение платежеспособного спроса, доходов, требования банков к заемщикам ужесточились многократно. Часть тех, кто взял займы на покупку жилья, не могут обслужить долги. Это значит, что в обозримом будущем те квартиры, которые ипотечники не смогут оплатить, будут «выброшены» на рынок по демпинговым ценам. Как это отразится на рынке недвижимости, трудно спрогнозировать. Понятно, что по выходу из кризиса цены на жилье ощутимо вырастут. Это не удивительно: у строителей издержки подскочили за последний год многократно, а квадратный метр жилья сохранил стабильную цену.

Банки сегодня действительно выбрали консервативную политику по отношению к строительству. Это нонсенс, поскольку, наряду с сельским хозяйством, отрасль всегда была локомотивом экономики в регионе. Но, нужно признать, ситуацией «рулят» финансовый капитал и банки, а не государство. Правительство, избрав, на мой взгляд, архиконсервативную кредитно-денежную политику, помогая банкам, а не производителям, не влияет на развитие экономики в положительном смысле. 

Как итог, кредит ценою меньше 20% годовых сегодня не получишь. А как его обслужить на падающем потребительском спросе? В этом плане, конечно, налоги не самая главная проблема бизнеса. Монополии только наращивают свои аппетиты, если ничего не предпринять, для многих следующий год может оказаться непреодолимым. Дороговизна денег, а порой вовсе невозможность получения кредитов, рост штрафов за административные нарушения, высокие страховые взносы — все это гораздо ощутимее для бизнеса. Налоги — это то, на что мы можем повлиять на местном уровне.

— В медийное пространство время от времени попадают сообщения о том, что известные бизнесмены покидают регион. Это можно назвать трендом?

— На фоне СФО деловой климат в Алтайском крае выглядит неплохо. Миграционный процесс сохраняется, это традиционное явление: из сел и деревень едут в райцентры, оттуда — в краевые и областные столицы, в Москву и Питер, а следом — за бугор. Это явление носит скорее естественный характер. Между тем нельзя отрицать роль одного из подспудных факторов: сельское хозяйство, а именно небольшие фермерские хозяйства, то, на чем всегда стояла Россия, сегодня испытывают значительные трудности, и такая тенденция сохраняется.

Я свою точку зрения на эту проблему уже озвучивал. На мой взгляд, нам нужно в корне менять подход к отрасли. Не стоит ориентироваться на крупные агрохолдинги. Они, может быть, более эффективны, но в них не видно хозяина, крестьянина, человека «от сохи», работающего на земле. В России земельных площадей много, в крае — тоже немало. Сегодня на фоне роста безработицы высвобождаются кадры. Если выделить каждой семье по одному-два гектара земельных участков, помочь со строительством домов, мы создадим ячейки, которые смогут прокормить себя и создавать качественные продукты питания.

Не надо стесняться приглашать соотечественников из республик бывшего Союза. История знает немало фактов того, как к нам ехали семьи из Европы, чтобы работать на земле. Кроме того, это решает вопрос демографии — хозяйство нуждается в рабочих руках. Для России это могло бы стать определяющим вектором развития на многие годы в плане семейственности, отношения к земле, производства качественных продуктов, своего рода «столыпинский» тренд, который поднял бы экономику на новый уровень.

Развитию сельского хозяйства сопутствует много вещей: это совершенствование сельхозмашиностроения, агрохимии, развитие инфраструктуры. Сюда государство должно смотреть! Хотелось бы, конечно, чтобы мы мгновенно вернулись на рынок авиастроения, точного приборостроения. Но надо быть реалистами: это работа долгая и кропотливая. А создание мини-фермерских хозяйств могло бы стать посылом в нужном направлении.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2015

Заголовок в газете: Не в нагрузку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру