В Барнауле обсудили проект туркластера и снесли лестницу на ВДНХ

Снос лестницы на бывшей ВДНХ в Нагорном парке вызвал особо жаркие споры

Всю неделю власти и общественность Барнаула обсуждали дальнейшее туристическое и архитектурное развитие краевой столицы. Особо жаркие споры вызвал снос лестницы на бывшей ВДНХ в Нагорном парке. Одни называют это строение старой развалюхой, другие — культурным кодом и памятью города. Каким будет туркластер «Барнаул — горнозаводской город», какие здания следует сохранить и отреставрировать в первую очередь и как соблюсти баланс между историей города и его развитием? Эти и другие вопросы — в обзоре «МК».

Снос лестницы на бывшей ВДНХ в Нагорном парке вызвал особо жаркие споры

На Барнаулке постороят набережную с фонарями

В администрации города прошло заседание координационного совета по туризму, в котором приняли участие архитекторы и представители общественности. Заместитель главы администрации города Вячеслав Химочка рассказал о первых результатах работы по реализации проекта туркластера «Барнаул — горнозаводской город»:

«Выполнен нулевой цикл газовой котельной на ул. Чехова, предназначенной для теплоснабжения объектов кластера. Идет террасирование склона Нагорного парка. Скоро начнутся работы по ремонту двух мостов через Барнаулку (на пр. Социалистическом и Ленина), по берегоукреплению реки Оби и обустройству набережной».

В кластер будет вложено почти 3,9 млрд рублей: 690 млн — федеральный бюджет, по 100 млн краевой и городской, остальное — средства частного бизнеса. По словам Химочки, сегодня уже удалось привлечь более 370 млн инвестиций. На склоне Нагорного парка обустроят пять террас, произведут вырубку сорного леса и благоустройство уцелевших надгробий знаменитых барнаульцев. В ближайшее время завершится возведение храма Иоанна Предтечи. В планах строительство канатной дороги, по которой можно будет подняться наверх. Окончание работ запланировано на 2017-2018 годы.

Помимо Нагорного парка, в проект кластера, разработанный учеными АлтГТУ, вошли несколько комплексов: Демидовская и Соборная площади, ул. Льва Толстого и Ползунова, сереброплавильный завод, парк Центрального района с аптекарским садом, Московский проспект и другие. Также ожидается строительство конгрессно-выставочного комплекса «Алтай» на правом берегу Оби. Кроме того, власти намерены построить продолжение существующей набережной — 500 метров в правую сторону от моста, под буквами Барнаул. Работы будут вестись зимой, стоимость — 185 млн рублей. Предвосхищая скепсис по этому поводу, Химочка заметил, что зимой в Оби наиболее низкий уровень воды, который позволит строителям спокойно работать. А вот с мечтой об Обском бульваре придется повременить. Для реализации этой идеи нужно выкупать большое количество земли у частников.

Из озвученных планов по преображению старой части краевой столицы наиболее реальные очертания в ближайшее время приобретает реконструкция двух мостов через Барнаулку. На эти цели направят 210 млн рублей. Сроки окончания работ — ноябрь 2016 года, когда в районе Старого базара обустроят набережную со старинными фонарями и скульптурными формами из ревневской яшмы от колыванских мастеров.

Казус лестницы

Наиболее жаркие споры при обсуждении концепции кластера вызвал снос лестницы на ВДНХ. На ее месте собираются строить новую, которая предусматривает несколько смотровых площадок и сходов на террасу.

«Опыт террасирования склона Нагорного парка у нас уже есть, мы занимались этим в 90-х годах, — отметил главный инженер ООО «Сибгеострой» Александр Демидов. — Сегодня, по сути дела, продолжаем проект. При террасировании склон будет укреплен геомембраной, что позволит сделать его еще более безопасным. При всем желании старую лестницу оставить не смогли, так как она не впишется в изменившийся рельеф».

По словам специалиста, при накоплении определенного уровня грунтовых вод в подошве склона может произойти сход достаточно большого оползневого блока — до 300 тысяч кубометров. Однако инженеры до сих пор не предоставили трехмерный проект новой лестницы. На это указал архитектор Александр Деринг, который сравнил проект легендарного архитектора Виктора Казаринова с Берлинской стеной, которую когда-то растаскивали на память по кирпичикам.

«Мы теряем очень важный исторический элемент городской среды, — подчеркнул Деринг. — Лестница для определенной категории людей — культурный и архитектурный код, память о городе. Нас в последний момент просто поставили перед фактом о ее сносе, не предложив ничего для обсуждения. Может быть, ее можно было спасти, но теперь нам нужно вместе подумать, как оставить этот объект в памяти. Возможно, это будут сувениры или какая-то виртуальная композиция. Необходимо сохранить память об архитекторе Казаринове».

Дочь Казаринова Елена, принявшая участие в работе совета, была возмущена сносом лестницы и назвала ее таким же символом Барнаула, как «Дом под шпилем». «Горько и обидно, что лестницу не удалось сохранить, — высказалась Елена Викторовна. — Она любима многими горожанами, я до последнего надеялась, что сноса все-таки не будет». В то же время она отметила, что реализация проекта туркластера позволит воплотить многие желания ее отца, в частности, барнаульскую набережную, о которой Казаринов мечтал всю жизнь.

В ответ на недовольство противников сноса Вячеслав Химочка подчеркнул, что старая лестница бывшей ВДНХ не входит в перечень объектов культурного наследия. Чиновник указал, что утверждать проект кластера нужно было как можно быстрее — иначе вопрос получения федеральных денег мог быть вообще снят с обсуждения в правительстве. Переговоры с архитекторами, общественностью и другими специалистами могли вылиться в бесконечные споры, которые так ни к чему бы и не привели, а драгоценное время было бы утеряно. Он подчеркнул, что если сейчас остановить работы и начать обсуждать детали кластера, то федеральное финансирование прекратится из-за срыва сроков. К тому же в утвержденный проект, под который выделены столь серьезные деньги, уже невозможно внести изменения.

«Сейчас можно создать некий музей всей ВДНХ, разместить там фотографии, информацию о павильонах и архитекторе Казаринове, а также фрагмент лестницы — это будет своеобразный памятник СССР», — предложил Сергей Писарев, председатель координационного совета по туризму. В заключение Химочка заверил, что предложения по сохранению памяти лестницы будут внесены в городскую культурологическую комиссию.

Лишние памятники

Через пару дней дискуссия по поводу лестницы вновь ожила на круглом столе, организованном на площадке «Сибирской медиагруппы» («СМГ»). Заместитель председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Сергей Боженко обвинил в скандале вокруг лестницы журналистов. Мол, кто-то из них неправильно преподнес ситуацию.

«Сносить или не сносить лестницу — неправильная постановка вопроса, — продолжил он тему. — Правильно спрашивать: «Заменять на новую или оставить старую?» Одна должна быть заменена на другую, в том же месте, в том же стиле — конструктивизм. Эстетика остается прежней, меняется лишь силуэт, который мы видим с площади. Пройдет несколько лет, и люди привыкнут к новой конфигурации. Уважаемый мной Казаринов проектировал ее взамен старой деревянной. Наверное, для поколения барнаульцев 50-х годов она тоже была объектом ностальгии».

Боженко не удержался и вновь сравнил теперь уже будущую лестницу с мировой достопримечательностью — в этот раз с парижской Эйфелевой башней, которую очень критиковали при жизни ее создателя, а затем признали архитектурным шедевром. Впрочем, лейтмотивом круглого стола стали вопросы о том, какие здания следует сохранить и отреставрировать в первую очередь и как соблюсти баланс между историей города и его развитием. Известный арт-критик Вадим Климов назвал несколько острых моментов в застройке города. В первую очередь его волнует исторический ансамбль на площади Октября.

«Ансамбль площади может измениться в ближайшее время, потому что за ним появится новый многоэтажный «Шпиль», а на проезде Рыночном, где снесли бараки, наверняка возведут какую-нибудь многоэтажку, — поделился опасениями Климов. — Изменится горизонталь, и эти крупные дома «уничтожат» старый «Шпиль».

Критик выразил сомнение, что нарушения в городских постройках как-то контролируются надзорными органами. Особое возмущение у него вызвала стеклянная пристройка на проспекте Ленина, 63, где собираются открыть коворкинг-центр. По его словам, он лично написал заявление, но стеклянная конструкция остается на прежнем месте, а внутри нее завершаются строительные работы. Сергей Боженко пояснил, что после обращения горкомитета в прокуратуру выяснилось, что данная постройка законна. Журналист Илья Кочетков предложил обратить внимание не только на исторический центр, но и на другие районы, которые тоже можно отнести к таковым. Например, Жилплощадка с ее архитектурой 30-х годов. Боженко ответил, что нужно думать о сохранении реальных памятников культурного наследия, признанных специалистами и состоящими в реестре.

«Мы тут замахиваемся на максимум, но не выполняем программу минимум, — считает Боженко. — Сегодня у нас десятки сотен объектов памятников культуры, поставленных на учет, но реально не являющихся таковыми. Например, ограда 1964 года постройки в парке Центрального района, выполненная в примитивном псевдоклассическом стиле. Со стороны проспекта Социалистического у этой решетки вообще безобразный вид. Но забор состоит на учете как объект культурного наследия. Восстановлению она не подлежит, поскольку перепад между ее нижней частью в парке и тротуаром составляет метр. Здесь нужна не реставрация, а снос и новое строительство. Но в краевом управлении по культуре и архивному делу слушать ничего не хотят: оказывается, чтобы снять ее с учета, надо выходить аж в правительство. Еще один ярчайший пример тупиковой ситуации — сгоревшее здание на пересечении пр. Красноармейского и

ул. Никитина. Его завесили баннерами, а через крышу уже деревья выросли, но трогать его нельзя, потому что памятник».

Сергей Писарев поделился своими соображениями о сложившейся ситуации. По его словам, в свое время правительство пообещало регионам и городам деньги на реконструкцию объектов культурного наследия. В Алтайском крае составили огромный список таких объектов, включив туда множество домов, заборов и прочего, в надежде получить побольше средств, но денег в итоге не дали. Сейчас разрабатывается законодательная инициатива, которая наделит администрацию края правом снятия статуса с некоторых объектов после прохождения экспертизы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 30 сентября 2015

Заголовок в газете: История в жертву развитию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру