Мода на воровство. На Алтае появились шоплифтеры

Способов бороться с мелкими кражами уйма, но все они на практике малоэффективны

Шоплифтинг — это, проще говоря, мелкое воровство ради получения адреналина. Считается, что увлечение родилось в США, когда в стране появились магазины самообслуживания, но все чаще в нем участвуют и российские молодые люди, в том числе барнаульцы

Способов бороться с мелкими кражами уйма, но все они на практике малоэффективны

Философия кражи

О таком явлении, как «шоплифтинг», Константин узнал во время путешествия по Европе. Там же встретился с туристами из США. Они рассказали парню о моде на мелкое воровство среди американской молодежи.

«Сначала я подумал: «Ох, эти странные янки». А потом, когда стал вникать, понял, что это никакое не воровство, а целая философия, — рассказывает Константин. — Их истории про то, как они ухитрялись вынести из магазина футболку прямо под носом у охраны, казались чем-то сумасшедшим. Причем мне сразу же объяснили: «заимствованные» вещи всегда возвращались на место. Это главное отличие шоплифтера от обыкновенного вора. Важен процесс, а не нажива».

Кстати, в словаре настоящего шоплифтера нет слова «украл», зато есть слово «позаимствовал». «Заимствовать» Константин попробовал тогда же, в Европе, а когда вернулся, рассказал о новом увлечении другу. Попробовали вместе.

«Первый раз было страшно. Одно дело шалить где-то там, за границей, где все чужое, а другое — заниматься этим здесь, в Барнауле, где, грубо говоря, все друг друга знают. Со временем, конечно, мы расслабились. Особенно просто «заимствовать» в продуктовых супермаркетах и спортивных магазинах. Мы однажды набрали шоколадок, «киндеров», сока и вынесли это все, прошли через магнитную зону, охрану — и нас никто не заметил и не остановил, — продолжает собеседник. — После этого все отдали охраннику. Надо было видеть его глаза! Пришла администратор. Все были в шоке. Ну вы только представьте: набрали всякого, ушли незамеченными и при этом вернули все. Руководству мы подробно рассказали, как перехитрили систему, указали на «слепые зоны» и даже пару советов дали».

Приходя в магазин, шоплифтеры чаще всего не планируют, что возьмут тот или иной товар. В основном все происходит спонтанно: например, появился соблазн забрать какую-то мелочь, которая «сама просится» в сумку. Чтобы не привлекать внимание, они часто совершают отвлекающие покупки. Например, приобретают лампочку, при этом «забывая» вынуть из сумки свитер.

Хищение ради адреналина

Сергей — барнаульский шоплифтер. За его плечами три года, как он говорит, «баловства». Встретиться с корреспондентом «МК» не согласился, но зато не отказался ответить на вопросы в Сети.

«Это вовсе не кража, — уверяет он. — Мы часто возвращаем украденное на место. Нам интересен сам процесс, а не результат. Вы только представьте эти ощущения: ты заходишь в магазин, выбираешь какое-нибудь мыло, ищешь способы его незаметно положить в карман, кладешь, а потом выходишь и боишься, что тебя «застукают» за этим и «сигналка» запищит. Так вот, когда она молчит на выходе — это непередаваемые ощущения, настоящий адреналин».

Впервые Сергей попробовал украсть в пятнадцать. Тогда о таком течении даже не слышал. Случилось все спонтанно: поспорил с друзьями и пошел «на дело». Цель заранее оговорили — жевательная резинка, обязательно фруктовая.

«Я тогда жутко волновался. Особенно когда проходил мимо «сигналки». Она в тот раз не сработала. Я ликовал, но, правда, недолго. Мне почему-то казалось, что спрятать жвачку в рукав было хорошей идеей. В общем, уже когда я прошел мимо охранника, она у меня вывалилась. Я напугался и побежал, да так быстро, что даже не понял, заметили ли сотрудники магазина мое хулиганство. Зато друзья оценили».

Сергей говорит, что именно тогда понял, какие ощущения дарит экстрим на грани закона. Появилось желание повторить проделанное, и спустя несколько месяцев он вновь «позаимствовал» в магазине детский сок. И снова не попался. Правда, сок вернул охраннику, а в содеянном покаялся. Таких историй, по признанию Сергея, у него около пятидесяти: то цветные карандаши, то яблоко.

Шоплифтинг и Интернет

Движение шоплифтинга набирает обороты. В Сети даже появились сообщества, сайты и инструкции. На форумах любители поиграть в кошки-мышки с законом обмениваются информацией о том, как можно обойти охрану супермаркетов. Здесь же опытные шоплифтеры рассказывают, как вести себя, если вдруг поймали. Вот один из них дает рекомендации новичкам: «По территории магазина ты имеешь право гулять с товаром хоть в карманах и можешь даже запихивать его прямо на глазах охраны или на камеру, —

пишут на сайте. — То есть, если воротца запищали или дяденька в форме задержал тебя около выхода и все это происходит на территории магазина, ты можешь, сбросить все под ноги и сказать, что не знаешь, как это сюда попало. Ситуация комична, но кое-кто благодаря этому знанию «отскакивал».

В российском сообществе шоплифтеров в социальной сети зарегистрировано 88,5 тысячи человек. Здесь они пишут, что чаще всего «заимствуют» вещи в больших магазинах: так легче не попасться на глаза охране. Товар стараются брать недорогой. Выгоднее прийти за «добавкой», чем вынести сразу несколько вещей. Здесь же молодые люди выкладывают фото похищенного. Именно похищенного. Очень многие участники группы не возвращают товар на место, как того требует главная заповедь шоплифтера. Вот только один из комментариев, который оставила четырнадцатилетняя девочка: «Брали еду целыми сумками почти во всех супермаркетах около дома. Этим летом удачно ходили не только за продуктами, но также за бижутерией, канцелярией, косметикой. Сегодня я с подругой своровала немного украшений. Мы пересчитывали потом по ценникам: на двоих вышло около пяти тысяч».

Кстати, по мнению психологов, шоплифтинг — по большей мере увлечение именно подростков. Типичный шоплифтер — мальчик четырнадцати лет, часто из семьи с доходом ниже среднего. Этому есть свое объяснение. «На данный момент в отечественной психологии нет каких-либо исследований шоплифтинга. Все источники ведут на Запад, — утверждает Екатерина Гусева, психолог.— Я думаю, что причин российского шоплифтинга несколько. Первая причина — подражание новому западному «клевому» тренду, когда копируется некая философия и сценарии поведения, без какой-либо критической оценки. Вторая: шоплифтинг — один из способов самоутверждения (наравне с немодным уже курением, распитием алкоголя, паркуром и т. д.). Третья: возможно, это способ преодоления тревожного расстройства или состояния. Тревожные дети порой ввязываются в будоражащие ситуации, преодолевая которые, они приобретают ощущение смелости, силы и покоя. Ну и последний вариант — клептомания».

Однако среди них есть и взрослые люди. Некто под ником Бобик пишет в сети: «Мне 35. Я менеджер. Получаю неплохо, попробовал себя в роли шоплифтера ради интереса и понял, что на этом можно чертовски экономить: на продукты не тратишься, на мелочи по дому. Зарплата идет на аренду квартиры и развлечения».

Владелец одного из продуктовых магазинов в Барнауле пояснил нам: ежегодно он теряет около трех процентов прибыли из-за воровства. Примерно раз в месяц на каждой из его точек попадается парень или девушка, пытающиеся украсть товар. Способов бороться с мелкими кражами уйма, но все они на практике малоэффективны: магнитные полоски сдирают, зажимы ломают, некоторые воришки даже берут с собой ножницы и вырезают магниты, мол, зашить вещь дешевле, чем купить новую. При этом бизнес должен работать в плюс, поэтому владельцам магазинов проще заложить «потенциально украденное» в стоимость товара.

Преступление и наказание

Но не все так радужно в жизни шоплифтеров, как может показаться. Управа на них все-таки есть. Все больше фирм прибегает к услугам охранников в гражданском, которые выглядят так же, как обычные покупатели, и в толпе ничем себя не выдают. Кроме того, спортивные магазины, для которых шоплифтеры стали настоящим бичом, закупают товары с вшитыми внутрь датчиками, которые нельзя вырезать или сломать. Отключить их может только продавец с помощью электронного кода на кассе. Поэтому, выбирая адреналин на грани закона, нужно помнить, что, как ни крути, шоплифтинг — настоящее воровство.

Как пояснили корреспонденту «МК» в ГУ МВД России по Алтайскому краю, если цена товара превышает тысячу рублей, преступление подпадает уже под статью Уголовного кодекса РФ. Если менее, то предусматривается административная ответственность по статье 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение», что влечет за собой наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, или административный арест на срок до пятнадцати суток. Однако даже этого не самого серьезного наказания достаточно, чтобы испортить себе репутацию. Привлечение, пусть и к административной ответственности, создаст взрослому шоплифетру проблемы на работе: не каждый директор готов доверить серьезное дело сотруднику, который проявил себя как мелкий вор. Кроме того, большой вопрос — будет ли вообще работа. В случае если «заимствовал» несовершеннолетний, ответственность за его деяния ложится на родителей — им придется выплачивать штраф и, возможно, возмещать ущерб, нанесенный подростком. Кроме того, юного шоплифтера могут поставить на учет в детской комнате полиции. В будущем это помешать при поступлении. Многие вузы обращают внимание на репутацию своих абитуриентов. Например, в высшую школу полиции с пятном на биографии уже не возьмут. В охране и сфере продаж такому сотруднику тоже не будут рады.

В случае если магазинный вор украл более чем на 1 000 рублей, наказание ему предусматривается по ч. 1 ст. 158 УК РФ «Кража». Минимальная санкция — штраф до 80 тысяч рублей, максимальная — лишение свободы до двух лет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 9 сентября 2015

Заголовок в газете: Мода на воровство

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру