Детская писательница из Барнаула вместе с сыном написала книгу о войне

В семье Тарасовых бережно хранят память о предках

«Их становится все меньше и меньше...» Речь — о ветеранах Великой Отечественной войны. Сегодня, пока они живы, педагоги изо всех сил стараются приобщить подрастающее поколение к истории, приглашая живых свидетелей событий на ежегодные майские встречи с ребятами. А что будет дальше, когда пройдет еще десяток лет и их сбивчивые рассказы останутся на страницах местных периодических изданий, а лица — на фото в домашних архивах, когда 9 мая слова благодарности за победу и за чистое небо над землей некому будет адресовать? И чем станет война тогда для современных детей?

В семье Тарасовых бережно хранят память о предках
Фото: из личного архива семьи Тарасовых

 Сюрреальность во сне и наяву

Фильмы, рассказывающие о далеких 40-х, все чаще напоминают красивые боевики, а абсолютное большинство людей, причем это не только молодежь, имеют очень смутное представление о том, как и где воевали их предки. Значит, нужно уже сегодня научить детей не просто слушать рассказы чьих-то бабушек и дедушек, героически отстоявших рубежи нашей Родины, а искать свои собственные корни, да так, чтобы горели глаза, чтобы стучало сердце в момент получения каждой новой информации в письме из архива.

Как это было у литературного героя, обычного мальчишки Саньки Иванова, не отличавшегося от своих сверстников пытливостью ума на школьных занятиях, но умеющего жадно выискивать по крупицам сведения о своем пропавшем без вести прадеде Иване. Рассказ для детей «Просыпаемся мы», в котором фигурировал мальчик, совершенно случайно попался на глаза. Легкое и доступное содержание то заставляло бегать мурашки по коже, то пробивало скупую слезу, то вызывало невероятное сомнение в правдивости происходящего. Поверить в истину описанного получилось лишь после встречи с автором произведения — уже 13-летним барнаульским мальчишкой Вовой Тарасовым (написал он его в 8 лет) и его мамой, детской писательницей Юстасией Тарасавой, которая в свое время смогла слегка «причесать» ребяческие мысли и придать им форму.

Их рассказ и сегодня продолжает доносить до сознания людей, как это важно — искать своих предков, солдат, так и не вернувшихся домой, но каким-то мистическим образом проникающих в сознание родных и умоляющих: «Найди меня!».

Удивительно, но именно сознание побудило главного героя произведения «Просыпаемся мы» к действиям. Во сне к мальчику пришел его прадед в облике такого же, как он, юнца и попытался рассказать и даже в красках показать, как тяжело было ему и еще 80 тысячам защитников, оборонявших Крым в составе 35-й береговой батареи Севастополя. Сюрреальные события, которые приходилось пережить Саньке, окунаясь в глубокий сон, заставили его наяву переосмыслить свое отношение ко многим вещам, которые раньше казались неинтересными и даже нудными. У него появилась цель в жизни — найти следы прадеда, которые однажды потерялись, и человек чуть было навсегда не остался забытым родными потомками. Он ее достиг...

Своими глазами

«История родилась сама собой после запоминающейся поездки в Крым. Обычно я всегда беру на экскурсии блокнот и записываю туда интересные мысли, факты, сведения, чтобы не забыть. В этот раз блокнот не понадобился. То, что довелось увидеть, врезалось в память навсегда», — вспоминает Вова Тарасов.

Летом 2010 года Юстасия Тарасава вместе с сыном Володей отправились в Севастополь. Семья не преследовала никаких особенных целей. Это их обычное дело — каждое лето посещать памятные места. Программа мероприятий в героическом городе была очень насыщенной, потому что Севастополь, по словам мальчика, один сплошной памятник. До музея 35-й береговой батареи удалось добраться в последний день перед возвращением на Алтай.

«Тогда там еще строили Пантеон, но экскурсии уже водили, и мы вошли внутрь. Нам показали, как все было устроено во время обороны Севастополя. Спускались по лестнице в скале на 27 метров вниз, шли по коридорам-тоннелям с лампочками. А в войну же электричества не было. Не представляю, как наши солдаты сидели взаперти без еды и воды. С суши наша армия была отрезана немцами. Корабли не могли подойти к берегу, их бомбили фашисты. Выхода оттуда не было. Только море — красное от крови», — делится Вова. Прошло уже пять лет, но он отчетливо помнит гнетущую атмосферу и ощущение, будто бои закончились вчера. Из холодной сырой пещеры мальчик вышел потрясенным.

«Я своими глазами увидел и понял, какую цену пришлось заплатить защитникам, чтобы мы сегодня жили достойно их подвига, а не просиживали у телевизора или в Интернете. Как наши прадедушки и прабабушки могли это выдержать? Как им удалось победить в такой обстановке? А мы бы смогли? Мне кажется, современное поколение слабее. Наверное потому, что у нас нет такого патриотизма, каким обладали они. А его ведь можно в себе воспитать», — считает подросток.

Когда возвращались домой, Вова задавал маме много вопросов, обсуждал экскурсию, и начальная фраза его рассказа появилась сама собой: «Саньке снились странные сны...» Кто такой Санька? По словам Вовы, это каждый российский пацан, который способен найти своих предков, чтобы сохранить о них память для детей и внуков.

Помнить самим, чтобы сохранить

«Чтобы сохранить память о ветеранах на века, надо самим помнить их. Это как эстафетная палочка: помни сам и передай следующему», — подчеркивает Юстасия.

Слушая маму, Володя добавляет, что нужно не только помнить чужих бабушек и дедушек, пересказывать их истории, услышанные по телевизору, важно знать обязательно своих. Говорит, что свои — всегда понятнее. Его прадедушка Анатолий Тарасов из Шипуновского района воевал в Маньчжурии, вернулся домой в 1946 году, работал учителем, потом директором школы, преподавал историю и литературу. Вова застал его еще живым. Мальчик помнит, как много общался с дедом.

«А несколько лет назад он ушел «служить» в «Бессмертный полк». Прабабушка Пелагея, его жена, не воевала, а ее старший брат Иван Богомяков погиб под Киевом. В Киеве есть танковое училище, я был там на экскурсии. Оттуда дед Ваня пошел на фронт. Ему было 20 лет. Прадед Павел Роговой из Родинского района воевал и попал в плен под Смоленском, был в концлагере и вскоре после войны умер. Прабабушка Матрена Андрейченко жива. Она была медсестрой в 312-й стрелковой дивизии. С передовой вытаскивала раненых бойцов. Сейчас ей 91 год, она работает в ветеранской организации, любит театр, ходит на футбол и хоккей. У нее есть абонемент на все матчи. Вот только про войну она не любит рассказывать», — Вова отлично знает всех родственников. На 35-й береговой у Тарасовых никого не было. После поездки семья исследовала более досконально свою родословную, чтобы удостовериться, что никого из родных они не пропустили, не потеряли.

Предметы старины — лучшие хранители памяти

Цели написать рассказ после поездки в Севастополь Тарасовы не преследовали. Сначала впечатленный Володя пошел другим путем — он написал письмо Президенту. В тетрадке в линейку четвероклассник рассказал о судьбе бойцов 35-й береговой батареи и попросил помочь восстановить память о них. Он написал: «Этих бойцов предали трижды: первый раз, когда бросили погибать в 1942-м, второй — когда после войны отправили в советские лагеря, а третий раз мы предаем сейчас, забывая о них».

«Все лето нам шли ответы из министерств и ведомств: «Ваше письмо рассмотрено и передано». В итоге пришло письмо из Главного военного архива страны от главного военного архивариуса. Если сказать неказенными словами, выглядело это так: «Мальчик, это хорошо, что ты интересуешься историей, ты молодец, расти большой и читай книги». Никаких архивов, никакой помощи. Я не знала, как объяснить ребенку, что делать дальше. «Читай книги» — а какие книги детям читать о 35-й? Чтобы было, что читать, надо сначала это написать. Ну вот мы и написали. Идея рассказа приехала с нами из Севастополя, а написан он был в Барнауле в феврале 2011-го», — уточняет писательница Юстасия Тарасава, которая с детства растит ребенка своим примером на памяти о предках. Вместе с Вовой они давно взяли за правило записывать воспоминания бабушек и дедушек, подписывать старые фотографии именами и датами, дома на стены вешать фотографии прадедов.

«У меня нет каких-то специальных рекомендаций или воспитательных занятий в этом отношении для сына. Я просто люблю своих предков, свою семью, и в этой атмосфере растет он», — отвечает Юстасия на вопрос, как воспитать в ребенке такую любовь к своему прошлому. Сама Юстасия очень любит старые вещи, хранит сундуки с приданым своих прабабушек, постельное белье, скатерти, наволочки, которые они сшили и связали своими руками. Уже давно писательница перебрала все кладовки и чердаки, которые были в семье, и вытащила оттуда всю старину.

«Это совершенно особенное чувство — накинуть на плечи шаль моей прабабушки Анны Алексеевны или поставить на кухонный стол сахарницу прапрапрадеда Тита Филипповича. Это, конечно, старый хлам, но он мне очень дорог. Старые вещи имеют удивительную память, они вне времени. Когда объясняешь ребенку, что его прапрапрадед Тит, который запросто лошадь на плечах поднимал, любил пить чай, а сахара не было, и он в эту сахарницу наливал мед, а потом сахарница стояла на столе у прапрадедушки Ильи и прапрабабушки Маши, и это одна из немногих вещей, которую они успели сунуть в карман, когда их пришли раскулачивать и они в одночасье лишились дома и всего имущества... Ребенок знает, что на маме не просто шаль, а шаль, подаренная прапрабабушке Ане ее отцом перед тем, как его расстреляли белочехи за помощь колчаковцам, и в этой шали его прабабушка Поля ходила в школу, перевязанная крест-накрест, потому что шаль большая, а она была маленькая и идти через лес было далеко и холодно... Когда у родителей есть память о предках, она и у детей будет», — уверена детская писательница.

Есть такая традиция...

Рассказ «Просыпаемся мы» был издан отдельной книгой в Севастополе. В феврале 2012-го там же состоялась его презентация, в марте — в Москве. Интересная судьба у этой книги: рукопись в Интернет выложила, не предупредив об этом авторов, экскурсовод из Севастополя Елена Варенова, которая познакомила Тарасовых с 35-й береговой батареей. В Ставрополе провели конкурс детских рисунков для иллюстрации. В Санкт-Петербурге сделали макет. В Севастополе издали. Весь тираж «Просыпаемся мы» раздали школьным библиотекам Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В Алтайском крае рассказ есть в краевой библиотеке для незрячих и слабовидящих в формате аудиокниги. В подмосковной гимназии Реутова учитель русского языка и литературы Татьяна Фирсенкова с детьми ко Дню Победы поставила спектакль по произведению, который 19 апреля этого года занял первое место на Международном фестивале искусств «Волшебный мир» в Москве.

«Дети горды своим участием в подготовке празднования Великой Победы. Для этого они выступали и будут еще выступать с этим спектаклем. Будут рассказывать о том, что сами недавно узнали. Они поняли, что война — это страх и боль, и нужно говорить об этом сейчас, кричать нужно...» — сообщила автору произведения в письме Татьяна Фирсенкова.

Было очень приятно, потому что для Тарасовых 9 Мая — особенный праздник. В этот день всей семьей они поздравляют бабушку, с которой всегда ходят на парад: «Бабуля сидит на трибуне с другими ветеранами, а мы проходим мимо нее с нашими дедушками из «Бессмертного полка» и машем ей рукой. Нет, это не мы идем, это наши прадеды идут в торжественном строю «Бессмертного полка». Мы всего лишь несем их память», — делится Юстасия Тарасава и говорит, что есть у них в семье такая традиция — помнить своих предков.

Сюжет:

70 лет Победы

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 6 мая 2015

Заголовок в газете: Почему нам снится война?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру