Эксперты обсудили перспективы строительного рынка Алтайского края

Ключевой темой стало возведение жилья экономкласса

На площадке «Сибирской медиагруппы» состоялось очередное заседание антикризисного клуба. Участниками дискуссии, посвященной вопросам строительства жилья в Алтайском крае, в  стали застройщики, архитекторы, чиновники и риелторы.

Ключевой темой стало возведение жилья экономкласса

Георгий Черняк, начальник финансово-аналитической службы ОАО «Стройгаз»:

«Данные за первые месяцы 2015 года говорят, что во всех регионах СФО идет рост строительства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Алтайский край находится на третьем месте в Сибири по количеству возведенного жилья в этом году.

Дело в том, что в конце 2014-го ряд домов был специально не сдан в эксплуатацию. Соответственно, уже построенные квадратные метры перешли в первый квартал 2015-го. Не берусь судить, хорошо это или плохо. Тем не менее 2014 год ненамного превысил показатели 2013-го, а текущий год вполне может завершиться с той же статистикой, что и прошлый.

Глядя на цифры, мы можем не заметить кризиса, но надо понимать, что застройщики чутко реагируют на платежеспособность населения и ситуация с кредитами не вернется к докризисным показателям. В 2015 году объем фактически проделанной работы будет ниже, чем в прошлом. Для участия в программе «Жилье для российской семьи» мы формируем два участка в Барнауле. Не надо думать, что в жилье экономкласса вселяются неблагополучные люди с «огородов». Например, в Швеции уже давно существует политика размывания элитных зон, чтобы не формировать гетто или районы премиум-класса. И если бы там появился жилой комплекс с огороженной для простых людей территорией, это вызвало бы общественный резонанс. Может быть, мы еще сознательно до этого уровня не дошли».

Сергей Боженко, главный архитектор Барнаула:

«Рост объемов жилья в начале года обусловлен большим заделом, созданным в 2014 году. Его хватит на два-три года, что равняется среднему сроку строительства микрорайона. Но при этом мы должны думать не про завтрашний день, а уже про послезавтрашний. Главная проблема здесь связана с формированием новых земельных участков, процедурой торгов, обеспеченностью инженерными коммуникациями. Все это требует организационных усилий и времени. Если говорить о застройке северо-западной части городского округа, то на два-три года территорий еще хватит. Речь идет об участках южнее Павловского тракта, в зоне между ним и Сухим Логом, отделяющей жилье от промзоны Власихинского промузла. Далее наступает очередь территории, которая тоже расположена в северо-западной части Барнаула, севернее от Павловского тракта, только чуть выше. Там большой территориальный резерв, где может разместиться целый жилой микрорайон для многоэтажной и многоквартирной застройки общим объемом примерно на 100 тысяч населения».

Для мало- и среднеэтажного жилья у нас предназначены свободные территории в южной части городского округа, это условная граница Центрального района Барнаула с Калманским районом, территории вдоль автодороги, ведущей в сторону Казахстана, и участки вдоль железной дороги в сторону Рубцовска. Эти территории во многом свободны, потому что тоже не обеспечены инженерными коммуникациями. Я думаю, эта земля будет осваиваться медленно, за счет малоэтажного индивидуального жилья. Большой ресурс, на многие десятилетия, у нас на территории правобережной затапливаемой поймы.

Ну а если говорить о Барнаульской и Новоалтайской агломерации, то есть смысл осваивать эту территорию начиная именно от Правобережного тракта. Хорошо, что в Новоалтайске сначала построили удобную магистраль, а уже затем начали возводить объекты вокруг нее. На Павловском тракте все наоборот: часть дороги пришлось прокладывать через застройку. Сколько ни пытайся расширить тракт, все равно здесь будет происходить уплотнение движения.

В перспективе можно создать громадные территории в сотни гектаров с помощью намыва новых площадей от Правобережного тракта к Барнаулу в сторону Оби. В случае реализации проекта агломерации здесь может возникнуть единый источник теплоснабжения, водоснабжения, канализования и очистки. Громадный ресурс мы имеем в геометрическом центре города — в первую очередь ветхое индивидуальное частное жилье, одноэтажные постройки послевоенных лет. Речь идет о землях северо-западнее железнодорожной станции «Барнаул», на территории в долине реки Пивоварки. Их рано или поздно придется осваивать.

Я против расширения Барнаула, поскольку это повышает стоимость коммуникаций, ведет к удлинению дорог и инженерных сетей. Все это увеличивает итоговую стоимость сданного жилья. Чем компактнее Барнаул, тем он экономичнее, — это закон градостроительства. Надо быть готовыми к тому, чтобы осваивать центр, занятый ветхим жильем.

У нас почему-то ругают точечную застройку, но при этом так застраиваются все города мира. Нам важно поставить себе четкую цель — жилье для состоятельных людей или жилье для малоимущих покупателей. Мы сейчас в рыночных условиях нащупываем пути дальнейшего жилищного строительства.

Когда я только поступил в архитектурный институт в 1972 году, в США, в городе Сент-Луис, были разрушены многоэтажные малосемейки с маленькими квартирками. Это длинный коридор и комнаты вокруг него с некомфортными условиями. Постепенно туда заселились несемейные, студенты, бывшие осужденные. Дома стали настоящим гетто. И это результат строительства малогабаритного и некомфортного жилья. Поэтому нам нужно не сосредотачивать усилия на возведении домов-муравейников по самым низким ценам с антисанитарией и криминалом, а строить комфортное жилье».

Марина Ракина, президент Союза риелторов Барнаула и Алтайского края:

«Мы пережили кризис 2008 года, когда в одночасье прекратилось кредитование и поступление денег. В этом году позитив есть: инвесторы вкладываются, есть большое количество квартир для приобретения, очередь заемщиков, банки выдают ипотеку. Если мы совместными усилиями сможем реализовать тот пул квартир, который не продан, это даст возможность строительным компаниям двигаться вперед, осваивать новые проекты и кварталы.

Сегодня у населения Алтайского края деньги есть, вопрос только в том, как грамотно их вложить. Поэтому надежные застройщики продают свои квартиры довольно успешно. На прошлогоднем заделе мы хорошо прошли январь-февраль, сейчас денег «подливает» ипотека, и продажи идут хорошо: у населения спрос на недвижимость есть. Создаются молодые семьи, рождаются дети, в Барнаул переезжают сельские жители — и на рынке недвижимости идет хорошая оборачиваемость. Но непонятно, когда есть сформировавшаяся зона с определенным уровнем жизни, а в нее начинает внедряться зона с другим. Не дело, когда в хорошем коттеджном поселке начинают строить жилье экономкласса, а люди потом старожилам на участки заглядывают. Как регулировать такой фактор? У нас уже есть определенные площадки, когда собственники сбегают от такого соседства, чтобы обеспечить себе зону комфорта. Я говорю сейчас про средний класс, который тоже не надо сбрасывать со счетов».

Андрей Удалов, коммерческий директор алтайского отделения ООО «Аспект» (застройщик, жилой комплекс «Демидов Парк»):

«Сегодня многие люди из-за доступности жилья и транспорта выбирают проживание в Новоалтайке, хотя раньше жили в Барнауле и продолжают там работать. Освоение территории в сторону Павловского тракта имеет место, но транспортная проблема стоит там, как и во всем городе, очень остро. Когда мы строили «Облака», то продавали квартиры-студии от 690 тысяч рублей за 17,5 квадратных метров. Самая большая по площади квартира не превышает там 62 кв. м. Все 316 квартир в доме были проданы за девять месяцев, когда он еще строился. Поэтому экономжилье — это будущее, привлекательное для инвесторов. Существует ряд интересных государственных программ, в том числе «Жилье для российской семьи», которые стимулируют строительство квартир экономкласса. Наша компания тоже планирует в них участвовать. Строительство элитного дома или экономжилья мало чем отличается. Вся цена лежит в участке и коммуникациях. Если государство и администрации будут продавать участки по вменяемым ценам и помогать в подведении коммуникаций в рамках программы, то экономжилье будет активно строиться».

Андрей Геттих, заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края:

«Условие для убеждения застройщика идти на снижение цены и приближать ее к себестоимости может быть только одно — превышение предложения над спросом или паритетное соглашение. Когда мы видим на рынке дефицит жилья, соответственно, и стоимость его завышается, а качество не всегда отвечает стандартам. Жилье экономкласса должно быть рассчитано на граждан, не имеющих возможность купить его. Цель программы «Жилье для российской семьи» — закрыть эту нишу. Граждане такой категории работают, получают не очень большие доходы, быть может, имеют какую-то недвижимость, не превышающую определенный метраж на человека. Вот такие люди и могут участвовать в этой программе, более подробные условия будут озвучены позже. Для остальных есть и другие программы по господдержке: для молодых семей, многодетных родителей, ветеранов, военных, переселенцев и многих других. Для помощи в приобретении жилья гражданам с небольшим доходом, той категории, о которой мы сегодня говорим, государство имеет ряд механизмов. Стимулируем застройщика снижать цену или ограничивать. Его нельзя заставить это делать административно, но договариваться можно. Можно помочь возместить часть затрат застройщика, помогая в строительстве инженерной инфраструктуры. Пока эта программа только в начале пути, посмотрим ее дальнейшие результаты.

На рынке лишь процентов 30, максимум 40 людей могут позволить себе купить жилье, и то большинство — с привлечением заемных средств. Остальные либо вообще ничего не могут, либо приобретают жилье, далекое от идеала и несоответствующее современным представлениям о комфорте, на вторичном рынке. Я к застройщикам в плане увлечения строительством малометражного жилья имею претензии. Ведь если подсчитать стоимость одного квадратного метра в таких квартирах, то она порой безумной бывает. Нельзя ужимать квартиру до таких размеров, как 17, 20, 25 «квадратов», только если она не считается временным местом проживания. В погоне за дешевым жильем и спросом на него застройщик не должен забывать о комфорте людей. Квартира-студия — это, по сути, комната в общежитии, она годится как временное жилье. Я понимаю, что люди идут на такие приобретения исходя из своих финансовых возможностей. Программа «Жилье для российской семьи» — это ведь не только обеспечение людей квадратурой, а все-таки желание государства дать комфорт и достойное жилье. Я все это говорю не в укор сидящим здесь застройщикам, а объясняю в принципе, что на рынке складываются какие-то непонятные и неверные тенденции». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2015

Заголовок в газете: Непонятные тенденции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру