Лариса Прокопьева: «Надеемся удержать лидерство»

«Эвалар» укрепляет ведущие позиции на рынке в непростых экономических условиях

Бийская компания «Эвалар», одно из крупнейших в России фармпредприятий, абсолютный лидер в стране по объему выпуска натуральных препаратов для сохранения и укрепления здоровья, в 2014 году начала беспрецедентную для отечественного лекарственного бизнеса экспансию на рынок США. Этот прорыв ценен вдвойне на фоне проблем экономики России из-за введенных санкций и падения курса рубля к главным мировым валютам. Об итогах деятельности компании в 2014 году, наиболее заметных событиях в жизни «Эвалара» и перспективах предприятия корреспонденту «МК» рассказала председатель правления ЗАО «Эвалар» Лариса Прокопьева.

«Эвалар» укрепляет ведущие позиции на рынке в непростых экономических условиях

 «Нужно доказать, что мы лучшие»

— Лариса Александровна, как вы в целом оцениваете итоги деятельности компании в 2014 году? В чем его специфика по сравнению с предыдущими годами? Какие тенденции доминировали на рынке?

— К сожалению, мы не выросли в 2014 году, то есть кризис уже ощущался. Все последнее время каждый год мы «подрастали» на 15-20%. Ощутимо упал интерес к препаратам для похудения, и этот сегмент рынка очень сильно просел. В этом году спад продолжается. Больше внимания потребитель уделяет лекарственным препаратам — к натуральным средствам интерес не пропал, немного изменилось направление: сегодня в рост идут препараты (назовем их условно — «терапевтической группы») для поддержки печени, сердца, суставов.

Примечательное событие — то, что мы начали реализацию продукции в США, новую ассортиментную линейку из 12 препаратов. Рынок очень трудный и требует тщательной проработки. Но, поскольку он в несколько раз больше нашего, мы надеемся занять хотя бы 1-2% от его общей емкости. В любом случае это будут приличные объемы, но экспансия будет проходить постепенно. Чем привлекательнее рынок, тем он более конкурентен. Таких, как мы, — много. Нужно доказать, что мы лучшие.

В 2014 году началось возведение нового производственного комплекса.

— Какова актуальная ситуация на отечественном рынке фармпрепаратов?

— Рынок как будто бы растет, но в основном в ценах. Меняется курс доллара и евро, естественно, компании, производящие продукцию за рубежом, повышают ее стоимость в зависимости от валютного курса. Доминирующим этот тренд будет и в 2015 году.

Мы же цены в 2014 году не повышали, за исключением тех позиций, где используется импортное сырье, что отразилось на структуре их себестоимости, но не более чем на 10%.

Ситуация на отечественном рынке усложняется. Один примечательный момент: на рынок заходят иностранные производители и успешно продают дорогие биологически активные добавки (БАД), которые предпочитает обеспеченное население. Сейчас очень богатый выбор импортных БАД за 1 000-2 000 рублей. Приобретаются в основном импортные препараты, и рынок БАД стал настолько емким, что заинтересовал мировых лидеров. Например, «Байер» (Германия), занявший только за один год 5% российского рынка. Во Франции, Германии и других странах он лидер как по БАД, так и по лекарствам, причем на протяжении многих лет и с большим отрывом. И сейчас его, конечно, интересует наш рынок, и он, и другие компании заходят с огромными рекламными бюджетами, с отработанным маркетингом и составляют нам приличную конкуренцию. Поэтому рынок все сложнее.

— Какую долю занимает на рынке «Эвалар» и что вы предпринимаете для того, чтобы удержать ведущие позиции на все более конкурентном рынке?

— Доля колеблется в разные периоды года от 19% до 25%. Четверть рынка мы занимали летом, когда очень хорошо продавались препараты для похудения. Сейчас, когда идет резкое снижение потребления этого сегмента, приближаемся к 18-19%. «Подвигают» отечественного производителя и иностранные игроки. Если в 2013 году российские участники занимали 70% рынка БАД — причем соотношение 70:30 в нашу пользу было уникальным для всего рынка России, — то сегодня это 60:40, и ситуация будет меняться не в нашу пользу.

Конечно, мы стараемся, и надеемся удержать лидерство. Прежде всего, разработками новых препаратов благодаря активной работе нашего научного центра и службы маркетинга. У нас еще одно хорошее конкурентное преимущество — это натуральное алтайское сырье, которое мы используем для производства препаратов.

Импортозамещение идет полным ходом

— Какова роль вашего предприятия в контексте политики импортозамещения? Что и в каких объемах уже замещается и что планируется в перспективе?

— Если речь идет о безрецептурных лекарственных препаратах, то процесс импортозамещения уже пошел: дорогие импортные замещаются нашими, более дешевыми аналогами. Мы стараемся продвигать свою продукцию таким образом, чтобы у потребителей была возможность сравнить цены отечественных и импортных аналогов.

Например, наше лекарственное средство для усиления кровообращения, кровоснабжения мозга «Гинкоум» — аналог популярного западного препарата на основе экстракта гинкго билоба. По этой статье процесс импортозамещения идет очень хорошо. За два года со времени вывода этого препарата на рынок мы в количественном отношении даже превысили объем «Танакана». Наша субстанция — с аналогичными характеристиками, более того, по некоторым параметрам даже чище.

В этой связи необходимо также упомянуть о лекарственном препарате «Ци-Клим», который успешно замещает немецкий препарат, известный на нашем рынке около 10 лет. Мы его обошли не только в количественном, но и в стоимостном отношении, потому что цена отличается в несколько раз. Экстракт цимицифуги выпускается на нашем производстве, сертифицированном по GМP и имеющем лицензию Министерства здравоохранения РФ.

Говоря о перспективах, необходимо подчеркнуть, что многое зависит не только от предприятия, но и от аптечного рынка. Он устроен таким образом, что аптекам сегодня выгодно торговать более дорогими препаратами, вне зависимости от объема денежной массы у населения. То есть они стали работать как магазины, предлагая более дорогостоящий товар в первую очередь. В московских, например, аптеках, да и в наших место на полке стоит уже так дорого, что это порой бывает несопоставимо с рентабельностью отечественных препаратов.

Поэтому здесь многое зависит от того, насколько аптеки, образно говоря, повернутся лицом к отечественному производителю. Это касается также и населения, потому что доверие ко всему импортному сильно у народа еще с социалистических времен.

— Какую долю составляют лекарственные средства от общего объема вашего производства?

— Около 10%, но она постоянно увеличивается. С запуском нового производства планируем увеличить эту долю. У нас сегодня около 20 препаратов находится на регистрации. Более того, мы намерены не просто выпускать новые наименования собственного производства, но и зарубежные лекарства и БАД по заказу других предприятий. По этой статье тоже можно получить неплохую прибыль, и наше производство вызывает интерес, к нам обращаются, но пока не раскрываем, с кем ведутся такие переговоры.

— Есть ли среди них жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП)?

— Мы сейчас их и регистрируем. На нашем рынке это в основном простые препараты, выпускаемые российскими дженериковыми предприятиями. Тот же «Глицин», у которого сегодня миллиардные объемы продаж из-за его низкой стоимости (за год объемы продаж выросли в несколько раз!). То есть идет замещение дорогостоящих препаратов, действующих на когнитивную функцию мозга, дешевым «Глицином». Но его нужно зарегистрировать не в качестве БАД, а как лекарственное средство, для того чтобы войти в программу ЖНВЛП.

Несмотря на то, что население испытывает нехватку средств для покупки лекарств, более дешевые сходят с прилавков. По двум причинам. Во-первых, некоторые компании просто прекратили выпуск таких лекарств, потому что из-за инфляции их производство стало нерентабельным. Во-вторых, аптеки не желают сами продавать дешевые лекарства, а дистрибьюторы — доставлять их из одного региона в другой, неся большие транспортные расходы. Поэтому «вымывание» дешевых лекарств продолжится.

«Активно продвигаемся на другие рынки»

— Какие тактические и стратегические цели стоят перед компанией?

— Прежде всего, с наименьшими потерями преодолеть кризис в стране и мире. Приспосабливаться к быстро меняющемуся рынку: если покупают недорогие препараты, значит, увеличивать их долю в общем объеме производства. Убеждать аптеки, что необходимо их брать. Продолжая аптечную тему, там, где мы можем договориться с сетями о реализации нашей продукции на взаимовыгодных условиях, расширения фирменной сети «Эвалара» не планируется. Там, где не сможем договориться, намерены открывать свои аптеки. В ассортименте наших аптек до 20% составляет продукция «Эвалара», в других — это около 1%. Это огромная разница, и мы вынуждены формировать свою сеть, создавать конкуренцию другим участникам аптечного рынка, чтобы наши препараты находили своего покупателя по честной цене.

Важнейшая тактическая цель — заключение контрактов с иностранными партнерами и продвижение продукции компании на новые, привлекательные зарубежные рынки. Многие из них монополизированы. А если рынок монополизирован на 85-90%, туда очень трудно заходить и нужно предлагать что-то новое, что мы и пытаемся делать. Выход на любой европейский рынок, а также США затягивается на два-три года. Так, например, на американский рынок мы входили около двух лет: подбирались и корректировались препараты, сертифицировалось производство, и только в этом году началась реальная продажа в аптеках. А еще предстоит развить эти продажи, то есть вложиться в маркетинг, и только через год мы планируем получать прибыль, то есть отбить инвестиционные затраты, вложенные в этот рынок.

Мы стремимся развиваться и продвигаться на другие, более емкие рынки, но там и конкуренция тоже выше. То есть не все так просто, но идти туда необходимо. Я вижу в этом и безопасность предприятия: мы работаем не только на одном российском рынке, но и на других тоже. И какие бы нам задачи по сертификации производства ни задавали, всегда их решаем. Какие рынки, пока закрытая информация, но мы уже подбираем там руководителей представительств, формируем ассортиментный портфель в зависимости от национальных трендов и с акцентом на экологичность и уникальность Алтая.

Глобальная стратегическая задача — ввод в эксплуатацию нового производственного комплекса. Это стоит больших трудов, и весь коллектив предприятия объединяет эта цель.

Года два назад мы констатировали, что нашего производства уже не хватает для решения главной задачи компании — выпуска препаратов как для российского рынка, так и за рубеж.

Поэтому было принято решение разработать новый проект, превосходящий действующее производство в два раза. Предполагается, что здесь будут производиться не только традиционные таблетки, капсулы, лекарства и БАД — то есть все то, что будет востребовано сегодня и завтра, — но и космецевтика — косметика, продающаяся в аптеках. Кроме того, на новой производственной площадке планируется выпускать диетические препараты, помогающие женщинам соблюдать диету, усиливающие эффект от занятий спортом. То есть те направления, где «Эвалар» традиционно лидер. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру