Борьба усиливается
Статистика свидетельствует о том, что водителей, которые нелегально перевозят пассажиров за деньги, стали штрафовать чаще. Так, если в 2014 году сотрудники ГИБДД привлекли к ответственности за подобные нарушения более 500 водителей, то за два месяца текущего года — чуть менее 100.
Так как практически невозможно доказать, что сидящие на пассажирских сиденьях люди платили за проезд, абсолютное большинство протоколов на «бомбил» оформляются за незаконно установленные на автомобиль цветографические схемы и фонари. Водителю выписывается штраф в размере 5 000 рублей, а «орудие преступления», то есть «гребень» (так таксисты называют «шашечки», которые устанавливаются на крышу машины) — изымается.
В пресс-службе Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края подчеркнули, что нелегальные перевозчики могут подвергать опасности здоровье и жизнь граждан, так как зачастую не соблюдают нормы законодательства и правила дорожного движения. В отличие от таксистов, которые трудятся официально, «нелегалы» могут не иметь соответствующего стажа (для водителя такси — не менее трех лет), не обязаны проходить ежедневные медицинские и технические осмотры. В зарегистрированных фирмах за этим следят профессионалы.
Отличить легальное такси от нелегального очень легко. На боковых поверхностях автомобиля размещается цветографическая схема в виде композиции из квадратов контрастных цветов, расположенных в шахматном порядке. На крыше машины должен быть опознавательный оранжевый фонарь, а в салоне — информация о водителе, тарифах на проезд и разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа. Любой клиент такси имеет право удостовериться, что у водителя есть соответствующая лицензия.
Кроме того, на официальном сайте Главстроя размещен реестр юрлиц, которым ведомство выдало соответствующее разрешение. Его может посмотреть любой желающий в подразделе «Банк данных» раздела «Транспорт и дорожное хозяйство».
«На свой страх и риск»
По словам начальника отдела транспорта Главстроя Владимира Струцкого, бывают случаи, когда даже через диспетчерскую службу отправляют водителя, у которого нет разрешения на данную деятельность. Но вычислить его довольно просто: как правило, если лицензии нет, то автомобиль «не выделяется из массы», то есть на его поверхности отсутствуют специальные опознавательные знаки, по которым люди привыкли определять такси.
Он подчеркнул, что если пассажиры выбирают «бомбилу», то они это делают «на свой страх и риск» по целому ряду причин. Помимо отсутствия водительского стажа, медосмотра и техосмотра, у «частного извозчика» может притупиться внимание из-за того, что он не соблюдает режим труда и отдыха. «Все это иногда приводит к печальным последствиям, когда страдают и гибнут люди», — подчеркивает чиновник.
Он уверен, что взаимодействие двух ведомств приносит свои плоды. Так, совместное оперативно-профилактическое мероприятие по выявлению «нелегальных таксистов» стартовало 5 февраля. И если на начало года в Алтайском крае было выдано 8 100 разрешений на перевозку пассажиров, то к 6 марта их стало 8 412. «В приемные дни (вторник и четверг) у нас практически аншлаг. Люди идут оформлять разрешения», — подводит итог Струцкий.
Начальник отдела транспорта утверждает, что в компаниях, которые имеют разрешение на перевозку пассажиров, риск попасть в ДТП значительно ниже: «Как правило, это крупные предприятия, где осуществляется соответствующий контроль. Там есть должностные лица, которые контролируют водителей такси. Они проводят предрейсовые и послерейсовые осмотры, проверяя состояние здоровья человека, которому предстоит взять на себя ответственность за безопасность своих пассажиров. И если специалисты заметят опасные отклонения от нормы, то отстранят работника от управления транспортным средством».
Чиновник объяснил: фирмы заинтересованы в том, чтобы услуги населению были оказаны должным образом. И дело не только в деловой репутации. За нарушения правил перевозки пассажиров компании грозят штрафы. Так, если инспектору ГИБДД не будет предъявлена путевая документация, свидетельствующая о том, что шофер прошел медосмотр, а автомобиль — техосмотр, то водитель такси за это заплатит 3 000 рублей, а его работодатель — 30 000.
Не все так просто
Некоторые службы заказов такси легко избегают штрафов не только за отсутствие путевой документации, но и даже за то, что у кого-либо из водителей нет лицензии. Они «обошли юридическую проволочку», отказавшись от создания таксопарка. Вместо этого сформировали базу данных заявок на перевозки, продавая доступ к ней независимым перевозчикам. Таким образом, предоставляются информационные услуги. А на эту деятельность нормативные акты о таксомоторных перевозках не распространяются.
По словам Струцкого, эта ситуация находится на контроле у соответствующих инстанций: «Есть предложение о внесении изменений в закон. В первом чтении оно уже прошло. Будет определено, что такое диспетчерские пункты. И, в случае принятия положительного решения, они будут нести ответственность за то, что отправляют к клиенту транспортное средство без соответствующего разрешения».
Также есть свои сложности в привлечении к ответственности за незаконно установленные на автомобиль цветографические схемы и фонари. Об этом на условиях анонимности корреспонденту «МК» сообщил один из сотрудников ГИБДД. Так, согласно п. 116 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Постановление Правительства РФ от 14.04.2009 № 112), на кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. И если «бомбила» в суде докажет, что «шашечки» у него состоят из «неконтрастных» цветов, то он избежит ответственности. А попытаться выписать штраф за отличительные признаки такси внутри салона — это вообще «дохлый номер».
«Подрабатываю, чтобы выжить»
Корреспонденту «МК» удалось пообщаться с одним из «частных извозчиков», оштрафованных в ходе рейда. Виктору — 65, последние 19 лет своего трудового стажа он проработал в троллейбусном управлении. Но, как только ему дали вторую группу инвалидности в связи с болезнью легких, мужчину спешно уволили по состоянию здоровья.
Весьма скромной пенсии на жизнь не хватало, и инвалид попытался устроиться на работу. Но все его попытки наталкивались на противодействие со стороны потенциальных работодателей. «Посмотрят в трудовую книжку, а там написано, что уволен в связи с инвалидностью. После этого никаких вопросов больше не возникает, говорят — не подходите. Даже в бойлерную и то не взяли», — не скрывает своего возмущения пожилой человек.
Виктор демонстрирует выписку: пенсия около 9 000 рублей (вместе с доплатой за инвалидность). Из них более 8 000 рублей уходят на оплату коммунальных услуг. «И как мне дальше жить?» — сокрушается пенсионер.
Он подчеркнул, что подрабатывает для того, чтобы выжить: «Я водитель трамвая первого класса. У меня открыты категории A, B, C, D, пройдены все комиссии, подтверждающие, что я могу управлять транспортным средством. Но никому не нужен старый шофер, тем более инвалид. А кушать-то хочется. Вот и начал таксовать».
Сначала Виктор попытался работать легально: зарегистрировал ИП, оформил разрешение. Но, по его словам, официальный бизнес практически не приносил дохода, так как только одних налогов нужно было уплатить почти 40 тысяч рублей в год. А ведь еще покупать бензин, запчасти, платить за ремонт и техническое обслуживание автомобиля. И в итоге пожилой человек от этой затеи отказался, перейдя в «нелегальную» плоскость.
«Бомбила» категорически не согласился с тем, что на этом занятии можно разбогатеть: «Почему-то в обществе сложилось такое мнение, что мы «рвачи», которые за день могут заработать кучу денег. Может быть, когда-то так было, но сейчас не то время. Я могу целый день простоять на «пятаке», и никто даже не подойдет. Если бы «гребень» не поставил на крышу, то тогда бы люди вообще не замечали. Ну а за «шашечки» теперь штрафуют. И что мне делать?»
По его словам, штраф 5 000 рублей сильно ударил по его и без того худому кошельку. На вопрос, сколько дней нужно «бомбить», чтобы отработать такие деньги, пожилой человек печально ответил: «Хорошо, если 500 рублей за день подработаю. Вот и считайте».
Но самое обидное для бывшего водителя троллейбуса то, что государство, не обеспечив его достойной пенсией, не позволяет даже подработать: «Я понимаю, когда штрафуют молодых, здоровых людей, которые имеют возможность работать официально и платить налоги. Но «обдирать до нитки» больных пенсионеров должно быть стыдно. Почему мы под конец жизни не можем подработать, чтобы хоть как-то свести концы с концами? Я признаю, что виноват, вот только не могу понять в чем…»