Что сулит Алтайскому краю создание территорий опережающего развития?

Бороться за попадание в перечень ТОР будут все алтайские моногорода

Что сулит Алтайскому краю создание территорий опережающего развития Новоалтайск и Заринск — у этих моногородов все шансы в среднесрочной перспективе получить статус территорий опережающего развития (ТОР), призванный оживить их экономику. Как сообщают в администрации края, по поручению прeзидента Владимира Путина этот вопрос рассмотрит правительство РФ. Впрочем, бороться за попадание в перечень ТОР будут все алтайские моногорода.

Бороться за попадание в перечень ТОР будут все алтайские моногорода

Не забили ни колышка

Сейчас в России девять «опережающих территорий» — все на Дальнем Востоке. Сам статус ТОР был определен в 2014 году ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Как отмечают эксперты, закон дает весомые преференции потенциальным резидентам. Зашедший в город инвестор получает целый пакет благ: освобождается от налогового бремени на несколько лет, работает в условиях упрощенного государственного контроля, получает землю и готовую инфраструктуру, а также максимальную лояльность властей и защиту от посягательств.

На Дальнем Востоке все девять ТОР создали в 2015 году. Некоторые из них в новом статусе живут уже больше года. По словам Сергея Степанова, председателя комитета по развитию малого и среднего бизнеса Союза работодателей Хабаровского края, за это время, за небольшим исключением, «ни один резидент колышка в землю не забил». Причиной тому — неотрегулированность взаимоотношений Корпорации по развитию Дальнего Востока и региональных властей по формированию самих территорий, а также медленное создание там необходимой инфраструктуры: дорог и инженерных сетей. Многие ранее зашедшие инвесторы сомневаются, вкладывать деньги или нет. Показателей, на которые они рассчитывали полтора года назад, из-за скачка курса доллара в нынешнем экономическом контексте ждать не приходится.

В теории резидентство в ТОР (на Дальнем Востоке они существуют как ТОСЭР — территории опережающего социально-экономического развития) — более чем выгодно для заходящего в регион бизнеса. А вот местный — опасается недобросовестной конкуренции и кадрового дефицита. Вторая проблема связана скорее со спецификой территории, традиционно испытывающей кадровый голод. Сотрудников для новых предприятий набирать попросту неоткуда. Бизнес предполагает, что, в случае развития событий по неблагоприятному сценарию, рынок труда может трансформироваться.

«Если не будет решен вопрос привлечения трудовых ресурсов, мы получим потерю своих сотрудников на действующих предприятиях. Они уйдут на более льготные, к резидентам ТОР, а действующие просядут», — озвучивает опасения предпринимателей Степанов.

Деловое сообщество пытаются убедить, что интересы действующего бизнеса не будут ущемлены. Каждый зашедший на территорию резидент документально обязуется не конкурировать с местным бизнесом, работая на своего потребителя и предлагая уникальный продукт. Сами региональные предприниматели отстаивают необходимость создания «пояса малых предприятий» как поставщиков и партнеров якорных инвесторов ТОР.

В том числе территории опережающего развития привлекли на Дальний Восток иностранных инвесторов, которые по условиям резидентства арендуют землю на несколько десятилетий вперед. Японские компании не первый год занимаются в зоне рискованного земледелия выращиванием овощей. Из-за климатических условий это не самый прибыльный бизнес. По некоторым оценкам, вложения в строительство теплиц и адаптацию всего технологического процесса окупятся у инвесторов не раньше чем через 20 лет. Жители положительные результаты уже ощутили: вместо привозных овощей из Турции, Китая и Краснодара покупают продукты местного производства по более низкой цене. Впрочем, скептиков тоже предостаточно. При должной поддержке местных предпринимателей не пришлось бы отдавать невостребованные земли иностранцам, аргументируют оппоненты.

Офшорные зоны

Власти Новоалтайска первыми заявили о намерении бороться за новый статус города. Глава города Сергей Мухортов на перспективы создания ТОР смотрит с оптимизмом. В арсенале муниципальных властей список из более чем 15 инвесторов, которые дали предварительное согласие вложиться в развитие бизнеса в населенном пункте с новым статусом. Среди них несколько крупных. Предприниматели из Новосибирска намерены потратить три миллиарда рублей на строительство завода по глубокой переработке пшеницы, красноярский бизнесмен совместно с новоалтайским партнером готов построить предприятие по переработке дикоросов. Ряд барнаульских предпринимателей, по словам Мухортова, уже заявили, что переведут часть своих дел в Новоалтайск, если решится, что ТОР — быть. Речь идет об объектах придорожного сервиса, производстве строительных материалов и конструкций и др. Якорных инвесторов пока не много, признает глава. Интерес активизируется после придания городу нового статуса, уверен Сергей Мухортов. Своего рода «города — офшорные зоны» станут магнитом для бизнеса.

«Мы не можем рассчитывать на то, что будут созданы некие электроникопроизводящие, машиностроительные или, скажем, фармацевтические компании. Зато это могут быть предприятия в сфере сельского хозяйства, переработки, организации, занимающиеся биотехнологиями, в сфере туризма или производства строительных и отделочных материалов. В городе активно ведется жилищное строительство, и продукция такого рода востребована, так же как  биотехнологическая продукция из алтайского сырья, — комментирует собеседник. — У Новоалтайска, на мой взгляд, есть все шансы представить на федеральном уровне достойную стратегию развития города, отлично защитить проект и получить статус территории опережающего развития».

Глава города уверен, что ТОР не только не создаст неравные условия для конкуренции, но и предоставит дополнительные возможности для действующего бизнеса.

«Мы попробуем за счет этого решить проблемы на градообразующем предприятии — «Алтайвагон». Возможно, оно найдет способы диверсификации своего производства, начнет двигаться в этом направлении благодаря компаниям, которые придут в город. Не исключено, что найдется инвестор, которого заинтересует строительство транспортно-логистического ХАБа в Новоалтайске. Сам завод стать резидентом ТОР и получить соответствующие преференции не сможет. Но если там появятся новые предприятия, с новой продукцией, они уже имеют на это право», — добавил глава города. Новоалтайск остро нуждается в обновленной экономике, солидарны муниципальные власти. Если новые предприятия не появятся, а старые — не оживут, город может оказаться в весьма сложной ситуации.

Софинансируют учебу

Напомним, статус территории опережающего развития, в соответствии с программой правительства, может получить любой моногород. Условие — прохождение чиновниками обучения и защита инвестиционной стратегии развития города. По словам экспертов, для того чтобы понравиться федералам, у города должна быть договоренность с крупными компаниями, готовыми вложить в его экономику сотни миллионов, а лучше — миллиарды рублей.

До защиты проектов дело дойдет еще не так скоро. На прошлой неделе алтайские моногорода направили на федеральный уровень списки кандидатов — по 15 от каждого населенного пункта — на прохождение обучения. Из их числа отберут команды по пять человек. Избранных будут учить тому, как управлять проектами развития поселений. После — члены команд, сформированных из числа городских и краевых чиновников и предпринимателей, будут представлять федеральным властям подготовленные инвестстратегии для получения городами господдержки и статуса ТОР.

Работать с муниципалами будет некоммерческая организация «Фонд развития моногородов». Известно, что само обучение будет финансироваться Фондом. Однако на периодические перемещения между краем и Москвой местным властям придется тратить бюджетные средства, так же как и на создание впоследствии управляющих компаний будущих ТОР — Агентств развития городов. Сколько будет стоить региону и местным властям получение моногородами статуса ТОР, который сулит выделение дополнительной господдержки, эксперты оценить затрудняются. Первый после Дальнего Востока эшелон территорий опережающего развития должен сформироваться в течение ближайших двух лет.

Мнение «МК»:

Как вы оцениваете перспективы и риски включения населенных пунктов региона в число ТОР?

Анатолий Ижболдин-Кронберг, кандидат экономических наук, доцент кафедры «экономика, менеджмент и маркетинг» Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ:

«Край уже имеет полный «букет» разнообразных форм — предшественников ТОР, а также различных федеральных целевых программ. Однако реальную отдачу дали не многие. Причем основная проблема во всех случаях — это недостаточная активность в привлечении в край крупных инвестиций. За исключением жилья и строительства многочисленных торговых центров, деньги (особенно частных инвесторов) к нам не идут. Основным же условием предоставления региону статуса ТОР как раз является наличие предварительной договоренности с крупным инвестором.

Если судить по информации, имеющейся на сайтах регионов, которые претендуют на схожий статус, они предлагают участки с готовой инфраструктурой, причем не только промышленной, но и социальной. Кроме того, предлагается широкий выбор готовых к реализации инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых, биоресурсов, высокотехнологических или импортозамещающих производств.

Для края риски, прежде всего финансовые, связанные с бюджетом и предоставляемыми налоговыми льготами. В регионе с хроническим дефицитом бюджета обеспечить их предоставление в интересующем потенциального инвестора объеме будет проблематично».

Марк Козловский, депутат АКЗС:

«В проекте Постановления АКЗС по отчету губернатора Алтайского края я предлагал дополнить раздел, касающийся постановки задач на 2016 год, пунктом о дополнительных механизмах привлечения инвесторов в наш регион. И хотя в окончательную редакцию постановления он не вошел, можно видеть, что работа в этом направлении ведется. Перспектива включения наших моногородов в ТОР имеет основания быть хотя бы потому, что необходимо пользоваться всеми возможными средствами поддержки, которые предлагает федеральный законодатель, правительство РФ. Что будет на самом деле, сегодня сказать сложно, можно рассуждать исключительно гипотетически».

Олег Рензин, замдиректора института экономических исследований ДВО РАН:

«Даже о промежуточных результатах создания ТОР на Дальнем Востоке говорить пока рано, очень небольшое количество резидентов в регионы зашло. Это длительный процесс. Идея сама по себе не очень оригинальная — очередная вариация на тему территорий с особыми экономическими режимами. Какие результаты в итоге получим, зависит от активности предпринимателей. В любом случае это принесет рабочие места и доходы населению. Нельзя сказать, что этот статус кардинально изменит тенденции в регионах, но локально — в определенных отраслях может быть дан толчок к развитию. Хорошо если ТОР станут драйверами роста для других отраслей экономики. Если нет, то мы получим примерно тот результат, который был с особыми экономическими зонами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Точки роста

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру