С какими трудностями может столкнуться «Ашан» в Барнауле?

Крупная торговая сеть планирует войти на алтайский рынок в июне

Несмотря на кризис, российский рынок ретейла продолжает развиваться и оставаться интересным для инвесторов. Среди основных тенденций можно выделить экспансию в регионы федеральных игроков, поглощение и присоединение мелких сетей, а также рост использования франчайзинга. На фоне всех перечисленных факторов наблюдается формирование ассортимента с серьезной оглядкой на покупательский спрос, который становится все более притязательным. Хотя последняя тенденция в условиях кризиса несколько теряет актуальность, и люди стараются экономить на покупке продуктов премиум-класса.

Крупная торговая сеть планирует войти на алтайский рынок в июне

Алтайский край готовится к вхождению нового гиганта — сети гипермаркетов «Ашан», работающей на российском рынке с 2002 года. Не так давно к нам уже зашел другой крупный игрок — «Магнит». Но следует отметить, что краснодарская сеть выбрала более подходящий момент, когда экономический кризис только зарождался. Как «Ашан» будет работать в новой рыночной формации? Что ждать местным производителям и торговым сетям? На какой ценовой сегмент сделает ставку новичок? Свои мнения высказали эксперты, чиновники и сетевики.

Судьбу алтайских производителей решат покупатели

Первый гипермаркет сети площадью 14,5 тысячи квадратных метров откроется в Барнауле 29 июня 2015 года, в ТРЦ «Волна» на улице Власихинской. В качестве девелопера проекта выступает совладелец «Марии-Ра» Евгений Ракшин. Как рассказали представители «Ашана», данный формат магазина стандартен и предназначен для городов с населением свыше 500 тысяч человек. В ассортиментной номенклатуре будет представлено около 40 тысяч товаров с примерно равным делением на продовольственные и непродовольственные. Новый магазин в Барнауле станет для «Ашана» уже 87-м в России. Именитый дебютант обещает создать в краевой столице около 300 новых рабочих мест — от уборщицы до руководителя подразделения.

В «Ашане» отмечают, что аграрный Алтайский край характеризуется большим количеством производителей пищевой продукции, поэтому ретейлер выразил заинтересованность в сотрудничестве с местными продовольственными компаниями. Сыр, мед, колбаса, мясо, молоко, хлеб и выпечка — вот несколько условных категорий алтайских продуктов, под которые «Ашан» готов предоставить свои полки. Тут вопрос не столько в великодушии «федералов», сколько в аспектах логистики, ведь все указанные категории характеризуются коротким или средним сроком годности. Торговая компания уже сотрудничает с несколькими алтайскими товаропроизводителями и к открытию первого гипермаркета их количество увеличится. Так, 13 февраля в Алтайском бизнес-инкубаторе состоялись переговоры между представителями «Ашана» и предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли региона. В них приняли участие около 70 местных бизнесменов. Директор по региональным закупкам ООО «Ашан» Татьяна Федорович рассказала о некоторых алтайских производителях, которые уже плотно работают с торговой сетью, но пока в других регионах.

«Могу привести пример: «Алтайская буренка», — отметила Федорович. — Работаем с продукцией этого поставщика в Новосибирске и даем развиваться в Москве, видя, что он делает большие объемы и его продукция интересна клиенту. Мы очень рады выходить на рынок, когда там уже есть наш производитель. Посмотрели по барнаульским магазинам — и видим большое число производителей. Отрадно, что мы с ними можем встретиться, обсудить дальнейшую работу. В будущем планируем заключить договоры примерно с 40 поставщиками, а дальше посмотрим, есть ли желание и способности. Одним предложим локальное сотрудничество, другим — работу на национальном уровне».

Представители «Ашана» выразили заинтересованность в производителях, имеющих крупное производство. Например, алтайский агрохолдинг «Гудвилл» работает с этой сетью по всей России. Действительно ли это сотрудничество идет так хорошо, мы решили выяснить непосредственно у производителя.

«Ашан» — одна из ведущих торговых сетей, работать с ними очень приятно: гибкая партнерская политика, всегда четкое выполнение своих обязательств, — поделилась с «МК» Елизавета Стеблецова, директор по развитию территорий агрохолдинга «Гудвилл». — Продукт под торговой маркой «Гудвилл» появился на прилавках сети в марте 2013 года. Наша продукция есть в магазинах сети в Новосибирске, Омске, Челябинске, Тюмени, Екатеринбурге. В планах на этот год разместить там ассортимент круп и бобовых в варочных пакетах и хлопья, не требующие варки. Все продуктовые линейки «Гудвилл», представленные в торговой сети «Ашан», будут и в барнаульском гипермаркете».

Представители «Ашана» пока затрудняются сказать, какой процент площадей своих полок они планируют отдать алтайским производителям. На этот счет у них несколько другие планы.

«Мы не делим полки так: «Вот это количество отдадим алтайскому производителю, а вот этот процент — другому», — заявила Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям «Ашана». — Ориентируемся больше на предпочтения клиента. Вот хочет он видеть своего производителя, значит, будем добиваться, чтобы у нас на полках были местные производители. Хочет Coca-Cola — значит, она должна быть в магазине. Могу сказать, что есть категория продуктов, где алтайский производитель занимает 100% площадей. Понятно, что имеется определенная заинтересованность региональных властей, им хочется видеть побольше локальных производителей, но нам никто не ставит ограничения, что на полке должно быть определенное количество местной продукции».

Продавит конкурентов дисконтом?

Заместитель начальника краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Галина Денежкина была вынуждена констатировать, что рычагов влияния на отношения между заходящими федеральными сетями и алтайскими производителям, в общем-то, нет. Профильное ведомство может лишь заниматься «сводничеством», устраивая «смотрины» сетевиков и местного малого бизнеса.

«Если говорить о законах, в которых прописаны механизмы взаимодействия, то у нас такого, конечно, нет, — отметила Денежкина. — Когда входило «Меtro» — мы приглашали поставщиков, когда «Холидей» открывался — проводили День поставщика. Так сложилась практика. Мы регулярно взаимодействуем с нашими поставщиками и торговыми сетями, потому что есть интересные предложения с каждой стороны. На переговоры с «Ашаном» заявились около 70 предприятий, в том числе пять производителей мебели. По непродовольственным товарам мы готовы предложить и другую продукцию: детские товары, швейное производство, косметику, бытовую химию».

Емкость рынка края не безгранична, а крупные сети заходят одна за другой, несмотря на большое количество продуктовых магазинов шаговой доступности и конкуренции со стороны региональных сетей. Конкурентоспособность «Ашана» все-таки достаточно высока, по крайней мере его представители заверили, что перед приходом в Барнаул просчитали все нюансы: зарплату населения, любимые марки, инфраструктуру будущей территории, транспортную доступность и т. д.

«В последнее время у нас появились федеральные и розничные операторы, открылось 113 объектов, из них половина — региональные, — уточнила Галина Денежкина. — Как они сосуществуют? Все зависит от конкретной компании, которая организует и ведет свой бизнес. Выживают более профессиональные».

Что касается конкурентов «Ашана», то крупные компании пока замерли в тревожном ожидании и предпочитают хранить молчание. Иначе как объяснить отказ от комментариев со стороны «Марии-Ра» и «Магнита»? Более открытыми оказались представители федеральной торговой сети «Лента». Тут уж и ситуация обязывает — будущий «Ашан» откроется в непосредственной близости от уже работающего гипермаркета «Лента» на улице Власихинской.

«Соседство с конкурентами — довольно частый случай в нашем бизнесе, поэтому мы абсолютно комфортно себя чувствуем, — рассказала «МК» Яна Могилева, менеджер по региональным коммуникациям сети гипермаркетов «Лента». — Как правило, от соседства двух крупных магазинов выигрывают оба, поскольку увеличивается поток покупателей. Однако больше всего выиграют жители, которые смогут выбрать магазин наиболее удобный и экономичный. Мы со своей стороны будем стараться предложить нашим покупателям доступные цены, широкий ассортимент, качественные товары и хороший сервис. Цена — ключевой параметр, который отличает нас от конкурентов. Исходим из того, что цены на основные товары в наших магазинах должны быть на 5% ниже. Для наименее защищенных групп в «Ленте» действует программа «Социальная карта», предоставляющая дополнительные скидки от 3% до 8%».

Судя по всему, никаких бизнес-войн между конкурентами пока не планируется. Обе сети рассыпались в любезностях в адрес друг друга и радовались здоровой конкуренции, которая должна пойти всем только на пользу.

«Лента» — очень хороший магазин, с правильным позиционированием, широким выбором, низкими ценами, — по-простому подытожила Мария Курносова. — «Ашан» — тоже хороший магазин, и мы составим «Ленте» конкуренцию, а клиент уже сам выберет. Во многих городах мы стоим рядом с «Лентой», и это очень хорошо. Покупателю это только на пользу: все, что ему нужно, есть у нас или в «Ленте».

Сторонние эксперты тоже разделяют оптимизм «Ашана» и считают, что мощностей компании хватит на то, чтобы не только устоять в период кризиса, но и преуспеть.

«По моим оценкам, один гипермаркет «Ашан», в зависимости от его площади, уже через два-четыре квартала после ввода в эксплуатацию займет около 8-11% рынка сетевой розничной торговли в Барнауле, — поделился мнением Тимур Нигматуллин, аналитик инвестиционного холдинга «Финам». — Ключевым конкурентным преимуществом «Ашана», как и по всей России, будет дисконтная торговля вместе с предоставлением покупателям широкого ассортимента. Как показывает практика, такая стратегия крайне успешна при выходе на новые рынки в регионах, тем более в условиях сокращения реальных доходов населения. В последнем случае дисконтная торговля будет способствовать повышенному трафику в гипермаркете по сравнению с конкурентами. Несомненно, приход нового игрока приведет к падению уровня наценки по всей рознице и росту OPEX (операционные затраты) игроков за счет увеличения маркетинговых расходов».

Второй барнаульский гипермаркет «Ашан» появится в строящемся торгово-развлекательном центре на месте бывшего аппаратурного завода (БАМЗ) на проспекте Строителей. Проект также курирует Евгений Ракшин. Дата примерного открытия — 2016 год. Формат и площадь нового магазина будут зависеть от успешности показателей работы первой торговой точки на Власихинской. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру