Невыносимая жестокость бытия. На Алтае дети все чаще по телефону доверия жалуются на насилие в семье

Несовершеннолетние стали чаще заявлять о насилии в семьях

В 2014 году на детский телефон доверия поступило 58 086 обращений, или на 20 тысяч больше, чем годом ранее. Половина традиционно приходится на звонки от самих детей и подростков. О жестокости в семьях стало известно из обращений 114 абонентов в 2014 году. Статистика краевого социально-реабилитационного центра «Надежда», одного из трех в регионе, в прошлом году также показала печальный рост числа воспитанников. Как помочь детям, для которых насилие в семье стало нормой, рассказали педагоги центра.

 

Несовершеннолетние стали чаще заявлять о насилии в семьях

Под крышей временного дома

В краевом социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» в Бийске сейчас находится 40 детей из неблагополучных семей. Хотя норматив для центра — 35 человек, или не более семи ребят в одной группе, его здесь уже привыкли перевыполнять: в экстремальных ситуациях, например во время наводнения прошлым летом, здесь находили временный дом больше 60 ребятишек. Центр постоянно поддерживают спонсоры: на деньги местных бизнесменов покупают дополнительную технику и мебель. Если в собственных семьях об этих детях не заботились, то, пока они находятся здесь, получают пятиразовое питание, участвуют в культурных мероприятиях, работают с психологами.

«Наши воспитанники ничем не отличаются от своих сверстников, в школу собираем их не хуже. Каждый год нам удается еще и аккумулировать средства и позволить себе поездки с детьми на отдых — в Белокуриху, в Горный Алтай», — рассказывает отец 40 детей, как он сам себя называет, Валерий Суслов, директор реабилитационного центра «Надежда».

Ребята могут находиться здесь до года. На деле все зависит от того, сколько времени понадобится, чтобы оказать помощь подростку и оформить необходимые документы, которых зачастую нет у тех, кто попадает сюда с улицы или от равнодушных родителей. Местные воспитанники — юные жители 15 районов и двух городов, Бийска и Белокурихи, — дети, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, осиротевшие, отказники, дети, которых приводят с улиц сотрудники полиции, жертвы домашнего насилия. Таких органы опеки изымают из семей после очередных рейдов.

Не важно, через несколько месяцев или через год, отсюда они, скорее всего, вновь вернутся в неспокойные семьи. На стороне родителей зачастую стоят суды, поясняет Суслов. Статистику возврата в кровные семьи в центре называют отчасти положительной: здесь она выше, чем в среднем по краю. Однако дорога домой не всегда гарантирует счастливую жизнь. Вернуться в реабилитационный центр многим предстоит не единожды.

«Неблагополучные семьи продолжают оставаться в поле нашего зрения и после возвращения детей. Случается, что ребенок попадает к нам по два-три раза и снова возвращается в семью. В одной из таких семей с пятью детьми ребят забирали к нам трижды. Родителям пытались помочь вернуться к нормальной жизни. Но в итоге дети оказались в детском доме», — рассказывает Суслов.

Терапия страхов

Закрытость, тревожность и агрессия — с такими нарушениями личностной сферы воспитанников пытаются бороться психологи. На базе центра работает научно-исследовательская лаборатория «Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации». Студенты и преподаватели проводят научные исследования в области детской психологии и стараются применять новые методики для реабилитации пострадавших от необоснованной жестокости. «Мы работаем с мягкими психокоррекционными техниками — игротерапией, сказкотерапией, арт-терапией. У них нет привязки к возрасту: если чувствуете себя плохо — просто перебирайте краски, это уже дает определенное успокоение», — рассказывает Наталья Шевченко, кандидат педагогических наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории.

В прошлом году психологи начали применять метод невключенного наблюдения. По программе «Детство без насилия и жестокости» одну из комнат в центре оборудовали зеркалом Гезелла. Прозрачное только с обратной стороны стекло дает возможность наблюдателю следить за поведением детей, находясь в соседней комнате. Для удобства работы установили видеокамеры и мониторы. «Несмотря на то, что ребята находятся в сознательном возрасте, многие до попадания в центр не знали, как выглядят некоторые предметы, фрукты и овощи, теряются и не могут отличить их цвета, названия. Мы, наблюдая такие реакции на предметы, формируем программу работы с детьми», — говорит Шевченко.

Здесь же проводят песочную терапию, для того чтобы обнаружить внутренние переживания малышей и в игровой форме снять напряжение, попытаться поменять восприятие конфликта в семьях. На светящейся столешнице с песком можно изобразить свою картину мира. Психологи видят в особенностях манипуляций с песком личностные проблемы и сложности детско-родительских отношений.

Как ни странно, отмечают психологи, дети из неблагополучных семей часто защищают своих родителей. Хотя на детских картинках и появляются злые, мрачные образы, свои семьи большинство продолжает любить и с радостью ждет возвращения. Потому что других родителей они не знают. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру