Что принесет алтайской науке ликвидация диссоветов?

Диссертационные советы алтайских вузов оказались за дверью большой науки

 В конце октября опубликован приказ № 596/нк Министерства образования и науки РФ, своего рода черный список российских диссертационных советов. Прекратят свое существование в ближайшем будущем 294 диссовета, деятельность еще 117 приостановлена в соответствии с приказом № 577/нк. В числе подлежащих ликвидации ввиду «нецелесообразности продолжения деятельности в связи с низкой их результативностью» значатся четыре алтайских университета. Почему списали региональную вузовскую науку?

Диссертационные советы алтайских вузов оказались за дверью большой науки

 Уничтожают периферийную науку?

Оценка проводилась по ряду критериев, среди которых наличие в университете ведущих научных школ по его профилю, высокая научная активность членов диссертационного совета, наличие диссертаций, защищенных в диссертационном совете, но отклоненных решениями Высшей аттестационной комиссии (ВАК) или Минобрнауки, и факты выявления плагиата в диссертациях.

Собственно тем, кто уже находится на финишной прямой на пути к заветной ученой степени, беспокоиться о несоответствии вузовских советов заявленным критериям не стоит. Защититься потенциальным кандидатам и докторам дадут, так как срок действия советов истекает 29 апреля 2015 года. Всем остальным желающим «остепениться» по тем специальностям, которые сократили в алтайских вузах, прямая дорога в соседние регионы.

Диссоветы по ряду наук исчезнут в четырех алтайских вузах: АлтГУ, АГАУ, АлтГТУ и АГМУ. Собственно один из заявленных, в АлтГУ, на базе которого проходила защита работ по биологическим наукам, уже полтора года как не действует. Удаление из числа научных игроков стало формальным, уточняют на факультете. Вот только классический вуз фигурирует еще в одном приказе, в соответствии с которым четыре из пяти действующих диссоветов приостанавливают свою деятельность: по философским, социологическим, историческим наукам и искусствоведению. Актуальным остается только совет экономистов. Комментируя ситуацию, в вузе акцентируют внимание на том, что ни о какой ликвидации речи не идет. Однако достоверной информации, какая судьба ожидает советы и студентов, также пока не сообщается. Между тем преподавательский состав на факультетах немало взволнован.

АлтГТУ им. И.И. Ползунова отныне лишился совета по техническим наукам, где научные работы защищались по двум специальностям: «тепловые двигатели» и «теплофизика и теоретическая теплотехника». Один из старейших в вузе и единственный за Уралом совет 18 лет готовил кадры для предприятий и теплоцентралей. За год степени получали в среднем 10 соискателей. Камнем преткновения стала малочисленность подготовленных докторов. За два года претендентов на докторскую степень не нашлось.

По словам Андрея Максименко, доктора технических наук, проректора по научно-инновационной работе АлтГТУ, сокращение численности диссоветов «уничтожает периферийную науку». Условия, которые позволяют аккредитоваться, фактически не под силу выполнить региональному вузу. К примеру, обеспечить работу в совете 21 доктора по профильному направлению. Как результат, из 10-20 коллегиальных органов на вуз, функционировавших в учебных заведениях несколько лет назад, сохранилось в лучшем случае три-четыре. «Мы попытаемся восстановиться, но это потребует времени. В сложившихся условиях реальной перспективой видится создание межвузовских структур», — предполагает проректор. Судя по опубликованному на прошлой неделе на сайте ВАК сообщению, желающих объединить власть советов уже немало.

Вместе с лишением возможности рассматривать и защищать докторские и кандидатские диссертации вузы теряют дополнительные объемы финансирования и показатели эффективности работы: публикационная активность, наличие патентов на изобретения, внедрение разработок. А это учитывается при прохождении очередной процедуры аккредитации, отмечает Максименко. Оттого беспокойство все чаще начинает овладевать профессорско-преподавательским составом и на других направлениях.

«Бессоветные» вузы, впрочем, могут продолжить готовить аспирантов (не докторов, этой возможности они лишаются вместе с ликвидацией советов). Только защищаться в ближайшем будущем молодые ученые смогут в других регионах, а то и вовсе в столичных вузах.

Избавиться от слабых

АГМУ решили избавить от одного из двух действующих советов, возглавляемого профессором Яковом Шойхетом, членом-корреспондентом РАМН, доктором медицинских наук. С 29 апреля 2015 года диссертации по «анатомии человека», «хирургии», «пульмонологии» аспиранты и докторанты защитить не смогут. Всего, в соответствии с документом, под сокращение попали 74 диссертационных совета по медицинским наукам. Причем среди отставных научных сообществ — не сплошь региональные вузы. В списке значится, к примеру, Первый московский государственный медицинский университет им И.М Сеченова и Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Впрочем, большинство и впрямь региональные.

Медицинский вуз в этом году сменил ректора, достиг 60-летнего рубежа, а вскоре ожидает аккредитации. Восстановить утраченный совет, конечно, еще представится возможность. Для этого нужно соблюсти требования государственного аттестационного органа: обеспечить более многочисленный состав молодых ученых путем ухода от очень узких специальностей или вообще сделать ставку на межинститутские советы. Ведь основная заявляемая цель реформ — упразднить слабые коллективы, а часть тех, кто не дотягивает, объединить с более сильными.

Впрочем, с официальной позицией Мин-обрнауки соглашаются не все. Отмечается, что реформа только замедляет проникновение молодежи в науку и подготовку научных работников высшей квалификации, которые действительно хотят работать, несмотря на провинциальный статус.

Александр Лазарев, председатель комитета Алтайского краевого законодательного собрания по здравоохранению и науке, профессор кафедры онкологии АГМУ, оценил меру, принятую по отношению к диссовету медицинского вуза, как избыточную и выразил надежду на то, что к официальному окончанию срока его функционирования решение будет пересмотрено.

В научном обществе молодых ученых и студентов АГМУ соглашаются, что ликвидация диссертационных советов повлечет за собой «определенные трудности». Ведь вполне возможно, что в перспективе защититься в региональном «домашнем» вузе будет не так-то просто.

Необоснованная шумиха

По этому поводу еще в 1955 году в письме Никите Хрущеву высказался академик Петр Капица: «Еще когда я был в ВАКе председателем экспертной комиссии по физике, я не раз указывал, что защита диссертации научного работника у себя в институте часто превращается в семейное дело. Но ликвидировать это просто — надо запретить защищать научным работникам диссертации в том учреждении, где они служат». Иными словами, качественно подготовленному, мобильному кандидату должно быть неважно, где представлять результаты своих исследований — в Новосибирске, Барнауле или Москве.

Так, Геннадий Морковкин, проректор по научной работе АГАУ, доктор сельскохозяйственных наук, отмечает, что шумиха вокруг приостановки и прекращения деятельности диссертационных советов не всегда обоснована. Меры, принимаемые Минобрнауки, призваны оптимизировать сеть диссертационных советов и обеспечить результативную и качественную подготовку научных кадров. Вузы и научные организации, на базе которых действующие советы обеспечивают высокую результативность, в основном не имеют претензий со стороны ВАКа. Те же, где выпуск научных работников не так интенсивен, скорее носит разовый характер, рационально и впрямь упразднить.

В вузе до обозначенной приказом министерства даты продолжат работу шесть диссоветов. Прекратит свою деятельность после 29 апреля 2015 года совет по общему земледелию, агрохимии и почвоведению. За год здесь успешно прошла только одна защита, работы еще двух соискателей были отклонены в самом университете из-за несоответствия качества предъявляемым требованиям. Год назад, кстати, совет «переоткрыли» после некоторых изменений и, как считают в университете, оценка деятельности совета за такой короткий (годичный) этап работы с последующим выводом о прекращении его деятельности не совсем корректна.

«ВАК систематически привносит некие изменения в требования к работе диссертационных советов. Так, их реформирование в последнее время происходит регулярно: не первый раз изменяются паспорта специальностей, направления подготовки. Все ныне действующие в вузе также в свое время были «переоткрыты», — отмечает проректор.

В университете говорят, что ликвидация не вызвала в научном сообществе недовольства. «По аналогичным специальностям можно защититься в городах Сибирского федерального округа, в частности в Новосибирске. Изменения, коснувшиеся нашего диссертационного совета, не будут критичными для готовящихся соискателей», — утверждает Морковкин.

К тому же, если говорить об ущербе для вуза, условия аккредитации не ставят в качестве требования наличие диссоветов, подчеркивает собеседник. Скорее это имиджевая составляющая учебных заведений. А вот в числе плюсов — весьма значимое преимущество: соискатели, которым предстоит проходить защиту в других регионах, будут относиться к работе более ответственно, считает профессор. «Не могу сказать, что эта вынужденная мобильность напрямую повысит компетентность научных кадров. Достойная подготовка, соответствующая критериям качества, должна обеспечиваться в любом диссовете. Сейчас эти требования очень жесткие. Уровень диссертационного исследования должен соответствовать п. 9 «Положения о защите диссертаций». Диссоветы-нарушители будут ликвидировать, достаточно двух существенных замечаний для того, чтобы на высшем уровне было принято решение о закрытии. Мы должны требовать качественной подготовки от соискателей. В этом и состоит ценность научной степени, ее значимость и востребованность. Если ее получить легко — она обесценится», — заключает эксперт. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру