Кругосветный экспресс

По топовым маршрутам и непроходимым трущобам

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На прошлой неделе в Барнауле побывал известный российский географ Александр Дружинин. Председатель координационного совета Ассоциации российских географов-обществоведов, директор Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) побывал в 95 странах мира, но на Алтай приехал впервые. О впечатлениях от краевой столицы, путешествиях и людях, а также о том, что объединяет большинство городов на Земле, путешественник рассказал корреспонденту «МК»

По топовым маршрутам и непроходимым трущобам

 Расширяя горизонты

Даже не считая количество государств на политической карте мира, можно совершенно точно сказать: Александр Дружинин объехал если не полсвета, то, во всяком случае, во много раз больше, чем любой среднестатистический россиянин. По данным социологического опроса, проведенного 21-24 марта 2014 года «Левада-центром» (признан иностранным агентом), 60% россиян вообще никогда не бывали за пределами РФ и бывшего СССР, еще 13% — бывали раньше, а теперь нет.

Между тем путешествия существенно влияют на формирование мировоззрения, понимание многообразия мира, восприятие своей страны и ее регионов. За годы с начала университетской жизни географу Александру Дружинину удалось побывать как в беднейших странах мира, так и в его социально-экономических центрах, крупнейших городах и мегалополисах, посетить интереснейшие объекты природного и культурно-исторического наследия.

«Рекреация почти везде рассматривается как отрасль, которая позволяет превратить бедную, периферийную территорию в центр локального развития. Каждый регион разрабатывает стратегию привлечения туристов, ищет способ заставить людей приезжать за тысячи километров и платить за это немалые деньги. Для этого, безусловно, нужен аттрактор — объект, который является значимым в планетарном или хотя бы национальном масштабе», — комментирует географ.

Для Алтайского края таким аттрактором являются уникальные природные комплексы и экотуризм, считает Дружинин. К слову, первые впечатления путешественника от краевой столицы исключительно положительные. Шутка ли, но человек, объехавший полмира, прибыл на Алтай впервые и смог поделиться впечатлениями только от столицы региона. Сравнение с Петербургом кому-то покажется лестным, но географ считает, что Барнаул и впрямь походит на Северную столицу России размахом городских улиц. Разве что мы уступаем культурной столице в архитектуре. А еще Барнаул глазами туриста — город торговых центров.

«Барнаул — город торговых комплексов; такой плотности торговли я не видел ни в одном другом населенном пункте в стране и в мире», — рассказывает собеседник.

Двухполярный мир

Только путешествия, считает Дружинин, позволяют осознать социальные и географические контрасты. До сих пор в некоторых регионах мира практически нет ресурсов для развития человека. В особой мере это относится к странам экваториальной Африки (например, к Гане, Того, Бенину), где повсеместно соприкасаешься с крайней бедностью и нищетой.

«Когда находишься в городах, можно наблюдать, что все куда-то движется, масса мотоциклов, улицы заполнены торговцами, и все это на фоне колоссальной нищеты. Валовой внутренний продукт в некоторых странах не превышает две-три тысячи долларов. Тем не менее в городах есть своя элита, представители которой живут в замкнутом мире, изолированно от остальных и, вероятно, получают даже какое-то удовлетворение от того, что уровень их жизни так разительно отличается от сооте-чественников», — комментирует Дружинин.

Городами контрастов являются почти все крупнейшие города Латинской Америки, в социальном отношении объединяющие до 10-12 типов территорий: от богатых кварталов до фавел или местных трущоб, которые выглядят на снимках как огромные многоэтажные нагромождения лачуг. Если сделать обычный российский гаражный кооператив 4-5-этажным, получатся типичные латиноамериканские фавелы, где царит особый образ жизни и культура. Выбраться его обитателю из этого затягивающего болота, как рассказывает путешественник, практически невозможно. Это своего рода культурный подвиг, и о таких говорят на телевидении, пишут в прессе. Здесь, несмотря на XXI век, не получают образования, нет возможностей для обретения современной профессии. В других, более обеспеченных и динамичных частях Латинской Америки социальной сфере уделяют внимание. Так, на витрине одного из банков в центре города Чили висит плакат, рекламирующий образовательные кредиты (почти все образование в стране платное) с изображением ослика и характерной надписью «El no puede estudiar. Tu… Si», то есть он, ослик, не может учиться, а ты… да.

В городе Асунсьон (Парагвай, Южная Америка) за чертой бедности живут 60% населения. Здесь власть и нищета не удалены друг от друга, а фавелы, где живут обездоленные, находятся прямо за оградой президентского дворца. Туристов и более состоятельных граждан от местных резерваций пронзительной бедности охраняет полиция. Вдоль комплексов для маргиналов патрулируют полицейские.

«Такова специфика латиноамериканского общества. Вопреки проникающей во все слои общества бедности, люди не теряют волю к жизни, находят любые способы для самозанятости. Так, к примеру, в центральных, исторических кварталах Асунсьона широко распространенным видом «бизнеса» является помощь в парковке личного автотранспорта; одновременно «парковщик» способен подрабатывать чистильщиком обуви и продавать уличную еду», — рассказывает географ.

Города контрастов — это, по сути, и все российские населенные пункты. С местными красотами соседствуют разрушающиеся здания конца XIX века, все больше появляется блошиных рынков. Наше современное общество, к сожалению, в целом не избавлено от тех же проблем, что мы видим в Латинской Америке, считает Дружинин.

На пороге заката Европы

Социально-территориальные контрасты (правда, не столь выраженные) можно наблюдать, впрочем, и в крупнейших западноевропейских городах, например в Париже, где сложившиеся еще в XIX веке респектабельные буржуазные округа соседствуют с территориями криминала и упадка.

Стереотип об особом уровне культуры среднестатистического европейца, восприятии Старого Света как оплота духовности и эстетики все заметнее изживает себя, считает Дружинин. Засилье идеологии потребительства и эгоизма, праздность и инфантильность местной молодежи стало нормой в обществе.

«Бытующий у части россиян стереотип о европейском культурном превосходстве сформировался достаточно давно, во времена, когда Европа была другой. Сейчас, к сожалению, во многих европейских городах приходится наблюдать, что молодежь не уступает место пожилым людям в общественном транспорте. А в современной Латинской Америке это немыслимо! Запад становится все более эгоцентричен, что разрушительно для всего общества. Хотя нельзя не признать: нам стоит поучиться у тех же европейцев и американцев умению эффективно работать, правильно относиться к своему здоровью и заниматься спортом», — считает Дружинин.

Европа, Америка или Россия — окажись человек на любом континенте и неважно в какой стране, всюду столкнется с глобальными трендами: усугубляющаяся дифференциация в обществе и приток населения в мегаполисы.

«Многие, преимущественно молодые люди, мечтают уехать в Европу. Но там, как и везде, есть свои центры и периферия. Сегодня вся центральная часть европейских земель — Чехия, Словакия, Польша, Венгрия (за исключением столиц) — зона интенсивной депопуляции. За постсоциалистический период во многих поселках и городках не построено ни одного нового дома или дороги. Молодежь покидает эти территории так же, как наша, сельская стремится в крупные города и мегаполисы. И только, пожалуй, Швейцария с ее умиротворяющими пейзажами и добротной архитектурой — островок социального благополучия на фоне остального мира. Люди здесь не демонстрируют богатство на показ, в отличие от своих соседей. Отсюда скромность в одежде и быте», — комментирует собеседник.

В ближайшее время Дружинин отправляется в Корею. Экономический барьер для путешествия, считает он, преодолеть несложно, ибо в любой стране можно жить и очень дорого, и очень дешево. Главное — выкроить время на поездку и посмотреть как можно больше интересных мест. Ведь кто много путешествует, тот много знает. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру