Гаджет вместо книжной полки

Чего ждать от электронной замены учебников?

 Четыре месяца остается до того момента, когда все учебники в стране, в соответствии с новым законодательством об образовании, будут издавать только в сопровождении электронной версии. Как будет выглядеть школа нового поколения, где бумажный учебник станет рудиментом, а место учителя, хранителя знаний займет тьютор — проводник по информационному пространству, пока доподлинно не известно.

К обозначенной картине начинают идти пилотные регионы, которые уже не первый год участвуют в эксперименте по переходу на безбумажное обучение. В их числе — барнаульская гимназия № 42. Девятиклассники, которым в июне предстоит сдать экзамены, уже четвертый год подряд входят в экспериментальную группу, обучающуюся по электронным девайсам.

О том, как выглядит процесс электронного обучения и когда в алтайских школах ждать массовой замены книг персональными гаджетами, в материале «МК»

Чего ждать от электронной замены учебников?

 Электронная «эпидемия» за последние несколько лет буквально захлестнула российские школы. Только в этом году к эксперименту по внедрению электронного образования в школах приступили сразу несколько городов, в числе которых Томск, Челябинск, Магнитогорск. В научной столице Сибири Томске на эксперимент по использованию в учебном процессе инновационного электронного оборудования перешли сразу шесть школ. Все начальные классы с 2014 года будут изучать в режиме интерактивного урока окружающий мир. В Челябинске уже есть разработки интерактивных лабораторных занятий по биологии. Программы созданы специально для младших школьников с целью обучения контакту с инструментами, которые в руки младшим школьникам давать попросту опасно. Разработчики планируют с помощью таких пособий подготовить детей к предстоящей работе в лаборатории. Вместе с другими участниками образовательного процесса новые технологии апробируются на экспериментальной площадке в краевой столице.

В барнаульской гимназии № 42 эксперимент по внедрению электронных книг в образовательный процесс стартовал три с половиной года назад. Учреждение выиграло грант как лучшая школа Алтая. На его средства закупили 15 электронных устройств, еще 15 предоставили школе от Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. В этом году участники экспериментальной группы, которая занимается по новым учебникам с шестого класса, пройдут государственную (итоговую) аттестацию. Результаты покажут, насколько эффективна работа школьников с новыми устройствами, и позволят решить, стоит ли продолжать электронную интервенцию.

В один клик

Вместо учебников на уроках обществознания у девятиклассников двухэкранные планшетные устройства. Один из них работает по технологии электронных чернил на отраженном свете, то есть при отсутствии освещения в комнате, как и на обычных страницах учебника, мы ничего не увидим. Второй экран — жидкокристаллический, на котором отражаются все мультимедийные файлы: цветные картинки, видео, карты, схемы. Оба экрана сенсорные и интерактивные, то есть реагируют на прикосновения как непосредственно рукой, так и специальным стилусом.

Экран — одновременно книга и тетрадь: здесь можно делать пометки, записывать ответы на тесты. Готовые файлы впоследствии не составит труда сохранить и передать на любое другое устройство, будь то смартфон, планшет или компьютер. Гаджет подключается к Интернету, который необходим для отправки тестовых заданий на компьютер учителя, хотя основные функции доступны и без выхода в глобальную паутину.

Пока книги используют только на уроках обществознания. Но теоретически через специальный портал в устройство можно загрузить любой другой учебник — по гуманитарным, естественным или точным наукам, разумеется, те, что уже разработаны издателями. Это не типичные документы в формате pdf, полностью копирующие текстовую версию. Файлы новых пособий представляют собой симбиоз классического понимания учебника и интерактивных элементов — видео, интерактивных карт, фотографий и художественных изображений, дополнительных текстов. Все это можно увеличить и посмотреть в любом масштабе.

Работать по системе электронного обучения можно и без специального устройства, используя обычный компьютер или планшет, отмечает Георгий Брынин, заместитель директора по информатизации гимназии № 42. Однако с точки зрения эргономики проводить по 40 минут без отрыва от экрана не позволяют нормативы СанПиН.

Строго по сценарию

Главное, чего удается добиться с помощью электронного обучения, уточняет собеседник, — это самостоятельность. На ней построены все современные образовательные стандарты: важно научить ребенка вычленять главное из обильного информационного потока. Электронные интерактивные учебники, по его мнению, помогут добиться желаемого.

«Учитель в процессе обучения перестает быть источником информации для ребенка, становясь тьютором. С начальных классов ученик научается самостоятельно добывать информацию, причем получать ее из разных источников и анализировать», — отмечает Брынин.

Еще одно преимущество, которое успели ощутить учителя, — экономия времени урока, ранее затрачиваемого на объяснения. Теперь ученик изучает материал самостоятельно, гайдом или путеводителем по источникам информации остается преподаватель. Есть определенная этапность занятия (всего таких ступеней 14), при этом учитель может отслеживать прохождение каждого из них каждым учеником через личный кабинет на портале в режиме онлайн.

Анализ текстов в процессе обучения сменяется решением тестовых заданий в формате ЕГЭ, обсуждением и дискуссиями, просмотрами и прослушиваниями записей. Не важно, визуалы или аудиалы собрались в классе, получить информацию максимально эффективно, по мнению Брынина, смогут и те и другие, так как в процессе задействуются все органы чувств. Это повышает интерес к обучению.

«Большой плюс такого формата работы в том, что учителю не нужно готовиться к уроку и специально разрабатывать план. Все уже есть в готовом виде в электронном формате. Сценарий каждого урока четко и поэтапно прописан. Все за преподавателя сделали методисты. Если в классической педагогике есть уроки получения новых знаний, уроки-повторения, отличающиеся методиками преподавания, здесь занятие всегда строится по одному сценарию», — уточняет Брынин.

Чем занимается каждый ученик, определяет учитель, задавая маршрут урока для каждого в зависимости от способностей. Среднестатистический и продвинутый будут заниматься по одной теме, но по разным материалам. Предполагается, что на этапе обсуждения они делятся полученной информацией, важной для прохождения итогового теста.

В конце занятия каждый учащийся получает оценку, отсиживаться не может никто. Учитель получает возможность фактически заглянуть в каждую тетрадь, чего лишен на обычном уроке. А ученик получает возможность анализа своей деятельности на каждом из этапов урока, что дает возможности для развития рефлексивных способностей, комментируют в гимназии.

Живой урок — живое общение?

Существенный минус, по словам Ольги Ивченко, учителя обществознания гимназии № 42, в том, что технология позволяет общаться с техникой, но лишает возможности живого общения с людьми, особенно важного на уроках по гуманитарным дисциплинам.

«Сценарий урока включает массу заданий, которые выполнить за 40 минут удается не всегда. Часто обмен мнениями вынужденно сокращается, чтобы успеть выполнить все тесты», — отмечает она.

Марина Ермоленко, учитель истории и обществознания, ныне депутат Барнаульской городской думы, участвовала в первом этапе внедрения электронных учебников в школе. По ее словам, дети восприняли новинку с энтузиазмом, все сложности на уроке были связаны исключительно с техническими вопросами, знакомством с новым устройством. Несущественные недостатки, по ее словам, есть только у содержательной части урока. «Брать сценарий занятия по обществознанию полностью, как предлагает разработчик, на мой взгляд, неправильно. В план нужно включать больше элементов общения, диалога с учеником. Тогда и результат будет более эффективным», — считает Ермоленко.

В этом плане уроки, предлагаемые издателями, не всегда совершенны, а представляют собой инструмент для творчества. Какой результат получится на выходе, зависит от учителя.

По нынешним результатам экспериментальная группа — в лидерах по успеваемости в параллели. Однако окончательные итоги будут подведены в июне, когда девятиклассники сдадут экзамен.

«Современные технологии — это то, за чем будущее. Уже очевидно, что интерактивный формат учебников стимулирует интерес к обучению, привлекает легкостью восприятия и эффективностью. Кстати, плохих оценок по предмету у учеников почти нет. Это подкупает и волей-неволей заставляет просмотреть материал», — считает Брынин.

К эксперименту в гимназии № 42 подключились молодые учителя. Тем не менее ушло немало времени, прежде чем технология стала делать урок с гаджетами эффективнее стандартного занятия. Новая технология меняет не только процесс урока, но и преподавателя. Остается вопрос, готовы ли преподаватели изменить свои представления о школьном занятии без привычных учебников.

Время на внедрение

Александр Загайнов, директор барнаульской школы № 126, традиционно известной внедрением электронных стандартов в систему обучения, отмечает, что в этом году совершенно точно электронных учебников в школе не появится. Уже сделан заказ на обычные бумажные книги. О перспективах, по его словам, говорить рано, но очевидно, что основная проблема скорого воплощения идеи в жизнь — финансовая.

«Образование у нас бесплатное, поэтому родителям беспокоиться о необходимости дополнительных затрат не стоит. Найдутся ли в бюджете региона средства на массовую закупку гаджетов, которые понадобятся для работы с электронными версиями учебников, вопрос, на который пока сложно дать ответ», — комментирует Загайнов.

В России четкого понимания стоимости перехода к электронному образованию нет. В Великобритании, например, переход на электронное обучение обошелся примерно в шесть-семь тысяч фунтов стерлингов (300-360 тысяч рублей) на каждого ученика.

В гимназии № 42 закупка 30 устройств обошлась три года назад в 600 тысяч рублей. Один такой девайс, срок эксплуатации которого больше 20 лет, стоит примерно 20 тысяч рублей, включая стоимость методической и технической поддержки учебного процесса издательством.

Сергей Залогин, главный специалист отдела общего образования горадминистрации, между тем отмечает, что сколь бы ни стоило внедрение в школьные занятия электронных устройств, оперативность их появления в алтайских школах в конечном итоге зависит не от финансирования, а от издательств, которые занимаются выпуском адаптированных копий обычных учебников с добавлением интерактивных элементов.

«То, что все учебники с 1 января будут издаваться с электронной версией, еще не означает, что этот процесс будет быстрым. Понадобится еще немало времени на работу издательств. Скорость появления в школах напрямую зависит от оперативности их работы. Тема электронного бучения в алтайских школах не будет актуальна еще пять-семь лет, пока ее можно обсуждать исключительно с теоретической точки зрения», — полагает специалист.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру