Молочные реки сменили направление

На Алтае обсудили перспективы развития молочной отрасли страны

 На прошлой неделе в Барнауле состоялась международная научно-практическая конференция «Молоко — это здоровье». На площадке форума собрались аграрии, представители перерабатывающих предприятий, научного сообщества и власти не только Алтайского края, но и других регионов. В течение двух дней участники встречи обсуждали перспективы развития молочной отрасли за счет повышения качества продукции, увеличения ассортимента и расширения рынков сбыта

На Алтае обсудили перспективы развития молочной отрасли страны

 Кризиса нет

Молочная конференция стала для Алтайского края уже традиционным мероприятием, собирая ежегодно на своей площадке известных экспертов молочного бизнеса для обсуждения насущных проблем отрасли. Так, в прошлом году лейтмотивом форума была тема развития молочной промышленности в условиях работы во Всемирной торговой организации (ВТО). В этом году участники попытались спрогнозировать перспективы в режиме введенных правительством санкций на поставки продовольствия из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии.

О ситуации на молочном рынке страны участникам конференции рассказал директор Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимир Лабинов. В частности, он отметил, что, несмотря на значительный прорыв, который произошел в отрасли за последнее десятилетие, уровень интенсивности развития молочного животноводства в нашей стране пока еще остается недостаточно высоким. По его словам, среднегодовой показатель 4,5 кг молока на корову, который сегодня сложился в целом по России, в принципе можно считать неплохим, но только в сравнении с характеристиками 1990-2000-х годов. «Попросту говоря, это именно тот показатель, который позволяет отличать голодную корову от накормленной. Он говорит о том, что мы только-только начинаем переходить к молочному животноводству как к бизнесу», — заявил Лабинов.

Будущее молочного животноводства Минсельхоз видит в развитии крупных товарных ферм, но при этом не списывается со счетов и молочное направление в небольших крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые, кстати говоря, в последнее время демонстрируют устойчивый рост показателей. В целом за 2013 год объем поступающего в переработку молока не уменьшился, что, по мнению Лабинова, дает основания говорить о том, что отрасль не находится в глубоком кризисе, как утверждают некоторые скептики. В 2014 году ожидается рост производства, в том числе за счет тех перспектив, которые открываются перед молочниками в связи с введением эмбарго.

«Если по цельномолочной и кисломолочной продукции, а также по сухому, концентрированному и сгущенному молоку не ожидается существенных изменений, так как доля импорта по этим позициям невелика и основные поставки ведутся из Белоруссии, с которой сохраняются дружественные отношения, то самообеспеченность России сливочным маслом достигает всего лишь 60%. Несмотря на значительную долю этого продукта из Белоруссии, быстро закрыть эту нишу вряд ли получится. Есть возможность заключить договоры со странами Океании и Южной Америки, но это тоже вопрос не одного дня. Еще более проблемный — рынок сыров. Его суммарный объем — 900 тысяч тонн, при этом уровень самообеспеченности менее 50%. Мы четко понимаем, что ни по ассортименту, ни по объему заместить этот рынок даже теоретически почти невозможно», — акцентировал внимание руководитель департамента.

По его мнению, такое положение дел открывает хорошие перспективы для отечественных сыроделов. После того, как произойдет ликвидация европейского ассортимента сыров, а это будет в ближайшее время, потребителю ничего не останется, как переориентироваться на сорта российских производителей, в том числе алтайских. При этом ставку нужно делать на элитные сорта, схожие с европейскими «Гаудой», «Тильзитером», «Ольтермани» и т. д. «Мы научились производить дешевые сыры, теперь пришло время поднимать планку», — подчеркнул Лабинов.

Работать по-честному

Выступая с приветственным словом перед участниками конференции, врио губернатора Алтайского края Александр Карлин призвал представителей молочной отрасли к открытым и честным взаимоотношениям с государством.

«Я бы убедительно попросил пресекать «шапкозакидательские» заявления о том, что сегодня мы увеличим в полтора раза или на треть производство молочных продуктов. Абсолютно убежден в том, что ничего, кроме системного вреда, такие обманные заверения не принесут. Не надо обманывать руководство страны, правительство, министров, простых граждан. Это может служить лишь прикрытием для нелегального импорта и производства большого объема контрафакта. И самое странное, что эти заявления звучат с тех территорий, где уже давно забыли мычание коров. Мы должны понимать, что сельское хозяйство — это тяжелейший труд огромного количества людей, и труд многолетний. Если мы хотим обеспечить импортозамещение в этой отрасли, нужно заявлять открыто, что ожидаем от государства системной и внятной поддержки. Иначе вместо дополнительного стимулирования получим нечто прямо противоположное», — обратился Карлин к участникам встречи.

Что касается господдержки молочной отрасли, то, по словам Лабинова, ее уровень год от года становится все ощутимей и значимей.

«Можно долго рассуждать, много это или мало. Мы признаем, что выделяемых средств недостаточно для того, чтобы осуществить масштабную революцию в отрасли, но сама динамика, которую мы наблюдаем с 2008 года, позволяет утверждать, что молочное направление в приоритете у государства. Такая финансовая помощь не оказывается ни одной отрасли экономики страны», — подчеркнул Лабинов.

Отдельно директор департамента остановился на новом виде государственной поддержки животноводства — субсидировании на литр товарного молока, по поводу которого ведется много споров и разговоров. «Данная мера поддержки носит провоцирующий, стимулирующий характер. Ее не нужно рассматривать как механизм снижения уровня убыточности отрасли, позволяющий скорректировать экономику предприятия. Это было бы неправильно и наивно. Эта мера должна простимулировать хозяйства на дальнейшее техперевооружение, на смену культуры ведения молочного производства», — полагает чиновник Минсельхоза.

Также он напомнил, что в апреле этого года было принято судьбоносное для отрасли решение о продлении периода государственной поддержки инвестиционных проектов в молочном животноводстве с 8 до 15 лет с увеличением размера федеральной компенсации ставки рефинансирования с 80% до 100%. «Решение принято. Сейчас вопрос заключается в поиске самих средств, так как банки неохотно идут на выдачу таких долгосрочных кредитов. Свои обязательства государство сформулировало. Заявки на инвестпроекты, поданные в этом году, будут рассмотрены в 2015-м», — напомнил Лабинов.

По кластерной модели

Как это часто бывает, позиция государства, особенно когда дело касается финансов, не всегда совпадает с ожиданиями практиков, непосредственно занятых в производстве. Свое видение перспектив молочной отрасли страны сформулировал Национальный союз производителей молока, предложив собственную программу развития этого сектора экономики. По мнению разработчиков программы, основной тормоз на сегодняшний день — инвестиционная непривлекательность отрасли. Для того чтобы исправить сложившееся положение, по мнению членов союза, необходимо пересмотреть объемы и механизмы государственной поддержки, ограничить внешнюю конкуренцию, добиться приемлемых процентных ставок по инвестиционным кредитам, которые сегодня, даже с учетом субсидирования, в разы выше, чем в европейских странах, создать четкую и понятную ценовую политику на рынке молока, а также предпринять ряд других мер, прописанных в их программе.

В ходе конференции неоднократно отмечалось, что Алтайский край — несомненный лидер по производству и переработке молока. Однако, как заверил в своем выступлении вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций (ГУЭИ) Алтайского края Михаил Щетинин, молочный потенциал региона используется не на все сто процентов. «Для дальнейшего наращивания объемов и перехода на интенсивный путь развития необходимо решить несколько взаимосвязанных задач, таких как дальнейшее техперевооружение отрасли, повышение продуктивности животных за счет улучшения кормовой базы, селекционной работы, привлечения на предприятия высококвалифицированной рабочей силы», — перечислил Щетинин.

Решить этот комплекс вопросов, по мнению региональных властей, возможно за счет перехода на кластерную модель развития. Подобная практика кооперации на Алтае уже активно применяется в фармацевтике, аграрном машиностроении, в сфере туризма. В молочной отрасли кластерная цепочка будет выстраиваться таким образом: производитель сырого молока — переработчики — дистрибьюторы. Сюда же встроятся различные смежные предприятия, обеспечивающие получение готового продукта: производители кормов, оборудования, племрепродукторы, ветеринарные службы и т. д. Обеспечивать инновационность продукции будут научно-исследовательские институты сыроделия, животноводства и ветеринарии, а также специализированные отделения вузов. В качестве якорных компаний кластера рассматриваются такие гиганты отрасли, как Барнаульский молочный комбинат, «Столица молока», «Алтайская буренка», «Плавыч», «Киприно». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру