Учебный год — по новым стандартам

Алтайские учителя станут работать по этическому кодексу

 В преддверии сентябрьских школьных линеек в краевой столице прошел IX съезд работников образования. Кроме официальной церемонии награждения заслуженных педагогов, победителей конкурса образовательных учреждений, на мероприятии пришли к итоговому решению о принятии Кодекса профессиональной этики, обсудили направления развития профессионального образования и повышения качества школьного обучения

Алтайские учителя станут работать по этическому кодексу

 Профессию гарантируют

Лучшие работники педучреждений края, представители общественных объединений, учителя-активисты, молодые педагоги и ветераны педагогического труда — всего около пятисот участников собралось в зале Алтайского государственного театра для детей и молодежи им. В.С. Золотухина в прошлую среду.

В ходе съезда глава края Александр Карлин сделал официальное заявление о том, что в регионе принята беспрецедентная программа в области профессионального образования. Уникальный проект будет направлен на поддержку детей из многодетных семей.

«На государственном уровне мы в регионе гарантируем ребятам получение среднего профессионального образования за счет бюджета. Каждый ребенок из многодетной семьи гарантированно должен иметь возможность получить в наших колледжах профессию — по душе и востребованную на рынке труда», — рассказал журналистам врио губернатора.

Таким образом, у каждого ребенка из многодетной семьи при желании будет возможность пройти обучение в колледже. Речь идет только о среднем образовании, в силу того что высшее находится вне компетенции региональных властей.

Инициатива поддерживает институты среднего профессионального образования и многодетности в крае. Всего в регионе имеется одиннадцать форм помощи многодетным семьям, десять из которых осуществляются за счет краевого бюджета. В их числе помощь многодетным семьям в подготовке школьников к учебному году. Инициатива, озвученная Карлиным на съезде педагогов, прошла согласования и финансовые обоснования. Сколько конкретно будет затрачено на ее реализацию, неизвестно, но руководитель региона подчеркнул, что краевой бюджет может себе позволить принятие таких мер.

Научат быть сдержанными

Одним из основных решений, которые были приняты на съезде, стало одобрение Кодекса профессиональной этики педагогов алтайских школ. Педсоветы на местах состоятся в последнюю неделю августа. Предполагается, что каждое образовательное учреждение дополнит документ в соответствии с потребностями организации и предложениями коллективов.

«Принятие Кодекса профессиональной этики педагога, профессионального стандарта не говорит о том, что мы всех учителей лишаем индивидуальности, делаем идентичными. Стандарт при правильной реализации создает дополнительные возможности для самовыражения», — считает Карлин.

Генриетта Татарникова, директор гимназии № 42 Барнаула, рассказала, что документ в окончательном варианте представляет собой свод морально-этических правил и принципов профессионального поведения педагога, который призван регулировать межличностные отношения в образовательном процессе. Его должны придерживаться все педагоги образовательных учреждений. Документ нацелен на то, чтобы объединить педагогическую общественность, повысить авторитет учителя, создать благоприятный психологический климат для ребенка и учителя, которые должны приходить в школу с радостью.

Одно из требований, как к внешнему виду преподавателя, так и к характеру общения с учащимися, — сдержанность. Дресс-код для учителей не является, по словам Татарниковой, чем-то экстремальным или необычным. По-прежнему одобряемым остается классический, деловой стиль в одежде.

«Сегодня у родителей есть право выбора одежды для детей. Считаю, что учитель также должен располагать такой возможностью касательно деталей своего костюма. Совершенно неважно, какого цвета он будет — синий, черный, коричневый. Главное — придерживаться делового стиля, являться примером для учеников», — считает Татарникова.

Документ, продолжает она, предписывает учителю уважительно относиться к чести и достоинству учащихся, выполнять обязанности на высоком профессиональном уровне, применять обоснованные методы и формы обучения, учитывать особенности психофизического развития учащихся, исключать личностные, финансовые, имущественные отношения, не допускать коррупционной составляющей. Нравственный педагог проявляет терпимость, в том числе к обычаям и национальным особенностям других, сдержан, пунктуален, соблюдает культуру речи. Официальность, сдержанность, аккуратность — вот главные эпитеты, которыми наделила учителя выступающая.

Учительский профиль

После обсуждения кодекс будет принят в каждом образовательном учреждении с учетом местных особенностей. Так, кодекс гимназии № 42 обязательно коснется, по словам директора, важной темы — общения педагога с помощью компьютерных технологий. Иными словами, он должен будет обезопасить интерактивное взаимодействие с учащимися и сделать его полезным.

Многие учителя сегодня активны в социальных сетях, ведут странички в дневниках, блоги, личные сайты. По словам Татарниковой, важно и нужно доносить до школьников полезную информацию с помощью виртуальной сети, профессиональных личных сайтов педагогов. Но недопустимо переходить границу виртуальной открытости.

«Замечание касаемо участия педагогов в неформальном общении в социальных сетях, публикации личных фотографий в группах и на персональных страницах будет звучать в нашем кодексе обязательно. Также мы у себя в гимназии постараемся не просто принять дресс-код, но и договориться о том, из каких элементов будет состоять костюм», — заявляет Генриетта Викторовна.

Она считает, что такие нормы не станут ущемлять учителей в правах, но будут способствовать установлению приемлемых взаимоотношений учитель — ученик.

Юрий Абдуллаев, руководитель Алтайской краевой организации профсоюзов работников образования и науки, отметил, что при обсуждении возникали сомнения в необходимости кодекса, опасения коллег: не станет ли он ограничивать возможности работников отрасли по защите своих прав и отстаивании интересов, так как документ содержит положения о том, что учитель должен избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести урон репутации образовательного учреждения.

Он заявил, что любые конфликты в этом контексте должны находить цивилизованное решение через представительство интересов учителя в профкоме. По словам Абдуллаева, отраслевой союз станет гарантом прав учителя и позволит сохранить лицо образовательной организации в рамках действующего законодательства. Фиксация свода правил не противоречит профессиональному стандарту, принятому на уровне Федерации, и станет, по его мнению, ориентиром для молодых специалистов региона.

Мнения

Любовь Иванова, почетный работник образования, учитель английского языка, гимназия № 2, Бийск (стаж — 39 лет):

— Сейчас в учительской среде обсуждаются принципиально новые вопросы, которые касаются введения профессионального стандарта, использования новых технологий в обучении, актуализируется тема нравственного воспитания и качества школьного образования. В этом плане я поддерживаю принятие профессионально-этического кодекса педагога.

В идеале учитель уже сегодня соратник, который сотрудничает с учеником. Для того чтобы соответствовать изменениям, мы продолжаем учиться, в том числе у своих учеников: их смелости, новаторству, работе с технологиями. Роль учителя — быть впереди, но уступать дорогу молодому поколению. Системно-деятельностный подход предполагает, что дети определяют цели, задачи, тему урока и делают выводы. Сегодня учащийся стоит в центре образовательного процесса, на мой взгляд, это справедливо.

У меня самые лучшие ученики, я счастлива в своей профессии. Нужны педагоги, любящие свое дело и преданные ему, не боящиеся ни материальных, ни психологических трудностей, так как они встречаются часто, это не секрет.

Мария Пашинина, председатель Совета ветеранов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, Барнаул (стаж — 51 год):

— Сегодня ставится вопрос взаимопонимания учителя и ученика. Учитель — образец для ученика, он постоянно будет участвовать в воспитании, в формировании и становлении образованного гражданина, патриота.

Раиса Коркина, народный учитель РФ, гимназия № 22, Барнаул:

— Учительство — это не профессия, а судьба. Коль мы выбрали эту судьбу, этот крест мы должны нести достойно и в любой ситуации оставаться профессионалами своего дела.

Ольга Булгакова, лицей «Эрудит», Рубцовск:

— В нашей школе с документом мы только знакомимся, к началу учебного года состоится педагогический совет, где будем разбирать его основные положения. Считаю, кодекс необходим, но он не должен быть для педагога шаблоном. Учителю необходимо постоянно развиваться, подниматься на ступеньку выше в своей педагогической практике. Главное, чтобы нравственный свод не стал преградой для творчества и учительских инноваций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру