Три сценария одной семьи

или Как адаптировать чужого ребенка

 Она сидела в просторном холле лечебного стационара и молча рассматривала на стене агитационный санбюллетень для решившихся на аборт женщин, подготовленный медиками гинекологического отделения. «Мама, почему ты убила меня? Почему не дала увидеть свет? А ведь я мог расти и радовать тебя, но ты не впустила меня в свою жизнь...» Ее глаза наполнились слезами, а в висках застучало: «За что мне такое? А кто им дал право уничтожать свое дитя в утробе, в то время когда я так ждала его зарождения внутри себя и... не дождалась, и уже никогда не дождусь, и уже не услышу слова «мама» в свой адрес...»

или Как адаптировать чужого ребенка

 Врачи бьют тревогу

Экология ли это, беспорядочный ли образ жизни или плохая наследственность, но число бесплодных семей в Алтайском крае сегодня сохраняет завидную 15-процентную стабильность уже не первый год, впрочем, как и в России в целом. В прошлом году в Центре сохранения и восстановления репродуктивной функции Алтайской краевой клинической больницы зафиксировано 22 500 посещений. «Все обратившиеся бесплодны. Причем если раньше это заболевание в большинстве своем было женским, то сегодня 40% бесплодия приходится на мужскую часть населения», — поясняет заведующая отделением сохранения и восстановления репродуктивной функции Оксана Борисова. Врачи бьют тревогу. Репродуктологи, андрологи, генетики и психологи активно работают с этой категорией граждан. А нерешенная проблема, в свою очередь, становится причиной кардинальных изменений в семьях: одни вскоре распадаются из-за нежелания принимать перспективу — дожить до старости, не познав вкуса материнства или отцовства; другие смиряются со своей нелегкой участью и продолжают жить дальше, порой потопляя свою боль в работе или общественной деятельности; третьи пытаются решить проблему посредством усыновления чужого ребенка, оставшегося без попечения родителей. Хотя психологи и говорят почти хором, что ребенок не должен служить лейкопластырем на глубокой ране приемных родителей, но именно бесплодие является первопричиной обращений потенциальных усыновителей в детские дома и дома ребенка.

Бесспорно, ребенку комфортнее расти в семье, не чувствовать себя ущербным, впитывать семейные ценности, которые со временем станут стандартом для построения собственных взаимоотношений. Поэтому и материальная поддержка гражданам, принявшим чужого ребенка в свою семью, сейчас очень весома. Размер единовременного пособия при всех формах устройства в семьи детей, лишенных родительского попечения, варьируется от 15,8 до 16,5 тысячи рублей на одного ребенка и выплачивается за счет средств федерального бюджета, единовременное пособие гражданам, усыновившим детей, составляет 20 тысяч рублей и выплачивается из средств краевого бюджета. С 1 января 2013 года гражданам, усыновившим ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет или детей, являющихся братьями и сестрами, выплачивается из федеральных средств по 105 тысяч рублей на каждого такого ребенка.

«Сравнительно недавно у нас был случай, когда семья взяла из детского дома девочку, а через шесть лет все вместе приехали за ее братом, и, несмотря на то что воссоединение детей в новой семье произошло с разницей в шесть лет, на каждого выплачено по 105 тысяч рублей», — рассказывает Лариса Багина, начальник отдела специального образования, опеки и попечительства Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.

Стоит также отметить, что в нашем регионе есть мера социальной поддержки усыновителей, которой нет ни в одном субъекте РФ. Если ребенок был под опекой или патронатом в течение трех и более лет, то ежемесячная выплата родителям уже при его усыновлении сохраняется в полном объеме. Сегодня с учетом районного коэффициента данная выплата чуть больше 8 000 рублей в месяц и выплачивается до совершеннолетия усыновленного ребенка.

Динамика впечатляет

Невольно напрашивается вопрос: действительно ли сегодня усыновляют детей из-за желания подарить им семью, или же для того, чтобы поправить свое материальное положение? Динамика усыновления детей впечатляет. Стали чаще усыновлять детей с ограниченными возможностями здоровья. В прошлом году их число превысило в три раза предыдущие показатели. В первом полугодии текущего года 85 детей обрели новых родителей и вошли в число тех 1 321 ребенка из числа усыновленных гражданами России, которые проживают на территории Алтайского края.

Что же касается подростков, то их не активно принимают в замещающие семьи. Сегодня в детских домах края 80% детей — это девчонки и мальчишки 12-13 лет, которые больше, чем малыши, ждут своих родителей. Но сложилось такое мнение, что легче адаптировать в семье малыша, чем подростка. Может быть, это вполне обоснованно, если говорить о возвращенных детях из приемных семей в детские дома, которые по статистике на территории края составляют менее 0,5% от общего числа ребят, воспитывающихся в замещающих семьях. Наблюдается странная тенденция. Назад в детские дома их приводят чаще родные бабушки. «Однажды они переоценили свои возможности и не справились с повзрослевшими внуками», — объясняет парадоксальную ситуацию Наталья Колпакова, педагог-психолог высшей категории, директор краевого центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс». В стенах этого центра уже пять лет будущие родители готовятся стать настоящими друзьями малышам, которых готовы принять в свою семью, подарить любовь и осторожно ввести в социум в качестве родного дитя. Два года назад, с 1 сентября 2012 года, процедура серьезной подготовки будущих опекунов и усыновителей стала в стране обязательной. От нее освобождены только близкие родственники детей, оставшихся без попечения родителей, и граждане, уже однажды получившие такой статус опекуна или усыновителя, которые успешно воспитывают чужого ребенка в своей семье. На территории края действует 13 организаций, ведущих подготовку будущих родителей воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Барнауле это краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс» и детский дом № 8. Если раньше было достаточно собрать документы о состоянии здоровья супругов, отсутствии судимости и финансовых возможностях пары, то сегодня, обращаясь в органы опеки и попечительства, необходимо иметь на руках также свидетельство о том, что школа будущих родителей пройдена успешно. «Некоторые кандидаты в замещающие родители просят выдать справку-разрешение на усыновление и отпустить их с миром, не усаживая за парты. В таком случае ведем разъяснительную работу о необходимости подготовки к осознанному родительству», — поясняет директор центра «Семья плюс». Если же эта спешка от страха не успеть своевременно собрать документы, когда ребенок уже выбран и дело стоит только за тем, чтобы забрать его в семью, то и такая ситуация предусмотрена законом.

В этом случае необходимо в органах опеки и попечительства написать заявление о предварительной опеке, забрать ребеночка домой и спокойно заниматься сбором необходимых документов. А обучение в Академии замещающей семьи в таком случае будет только на пользу, потому что все практики по ответственному родительству можно отрабатывать дома с малышом. Обучающиеся в ходе занятий обязаны овладеть программой, которая рассчитана на 56 часов, 40 из которых нужно посетить очно (это пять дней по восемь часов), независимо от занятости участников группы, и 16 часов — самостоятельный курс с учебными фильмами, решением ситуационных задач в области возрастной психологии и педагогики. По окончании процесса обучения психологи проводят итоговый тест. Из 22 баллов нужно набрать максимальное количество, чтобы получить заветное свидетельство и двигаться навстречу долгожданному малышу.

«Сначала люди воспринимают наши курсы как препятствие на пути к скорейшему принятию в семью ребенка. После пяти дней плодотворной работы они уже делятся положительными эмоциями и сетуют, что не обратились к нам раньше, когда растили своих родных детей, потому что увидели, сколько важных моментов без помощи специалиста упустили в его воспитании», — поддерживает беседу Ирина Гилева, педагог-психолог, методист высшей категории краевого центра «Семья плюс».

«Мы не читаем лекций»

Оказывается сегодня вопрос о том, кто может стать замещающим родителем, волнует многих. За месяц краевой центр «Семья плюс» готовит к новой роли более 50 усыновителей и опекунов. По возрасту это, как правило, граждане от 30 лет, как отмечают специалисты, достаточно образованные и хорошо ориентирующиеся в вопросах усыновления. Чаще всего это бесплодные пары, на втором месте люди, вступившие во вторые браки и не имеющие общих детей, на третьем — одинокие женщины.

Группа набирается большая, до 25 человек. Вначале все кандидаты проходят психологическую диагностику, где выявляется родительский ресурс, готовность открыться чужому ребенку как родному и умение адекватно реагировать на неприятности и форс-мажоры. В штате центра «Семья плюс» есть свой психотерапевт, который готов работать с семьями в индивидуальном порядке. Слушателей курса настраивают сразу, что их психоэмоциональное состояние проверяют не для того, чтобы произвести отсев из числа потенциальных усыновителей. Специалисты выявляют лишь те слабые места в семейных парах, на которые необходимо обратить особое внимание. Стоит отметить, что обучение проводится абсолютно бесплатно.

«Мы не читаем лекций своим слушателям, наша работа строится на практических занятиях, большую часть из которых составляют психологические тренинги», — рассказывает Гилева.

Претенденты в усыновители рисуют портрет своего будущего малыша, чертят план дома и выделяют в нем место каждому из членов семьи (в том числе ребенку), пишут письма будущему сыну или дочке, сочиняют эссе на тему «Отцовство и материнство — это…». Часто специалистам приходится читать по-настоящему трогательные, но при этом вполне искренние слова об ответственном отцовстве и полном любви и нежности материнстве. Это практически последний этап занятий, а поэтому в их мини-сочинениях уже видна положительная динамика: «Здравствуй, мой дорогой, любимый и самый долгожданный на свете малыш! Очень хочется, чтобы ты поскорее был рядом. Я познакомлю тебя с эти миром. Он замечательный».

Кстати, стихийно знакомить ребенка с многочисленными родственниками и друзьями с первых дней пребывания в семье психологи не советуют. На первое время ему достаточно общения с мамой, папой, иногда бабушкой. Лучше больше с ним разговаривать. По статистике, на общение с детьми родители уделяют от двух до четырех часов в день, в лучшем случае до шести в выходные и праздники. Этого, по мнению специалистов, очень мало. С ребенком надо говорить всегда и везде: на улице, за обедом, при просмотре любимых передач или мультфильмов, во время похода по магазинам. На каждом возрастном этапе нужно быть другом для него, не доминируя над ним, а шагая рядом, наблюдая за его самостоятельностью и инициативой. И, главное, нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не переделывая его, а проявляя любовь, тем самым воспитывая малыша своим положительным примером.

А что касается интеграции детей с новой семьей, то здесь, по мнению психологов, не стоит забывать, что каждый из членов семьи, входя в новую ячейку общества, несет с собой оригинальный сценарий из семейной жизни его родителей. Один сценарий из детства демонстрирует мама, со вторым приходит папа, а с третьим — из чужой семьи, где были тоже свои правила, — к ним приходит ребенок. Задача усыновителей в том, чтобы из этих трех отрывков жизненного спектакля слепить один, в котором каждому члену семьи будет приятно играть свою роль и служить верой и правдой созданному семейному театру. Обратиться за консультацией к специалистам центра «Семья плюс» можно по адресу: пр. Ленина, 54а, или по телефону: 8 (3852) 36-63-97.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру