Семейное счастье Шилиных

Калманские фермеры за делами успевают еще и семерых детей растить

 Славится Алтайская земля замечательными людьми. Вот и героями этого материала стали наши земляки с богатой душой и открытым сердцем. Знакомьтесь: большое семейство Шилиных из Калманского района.

 

Калманские фермеры за делами успевают еще и семерых детей растить

 «Ты меня ждала?»

С Анной и Виталием Шилиными встретились вечером. Сейчас пора сенокоса, старшие мужчины с утра в полях, да и у хозяйки дел невпроворот. Со скотиной нужно управиться, молоко свести, да и малышня постоянно внимания требует. «Вы приезжайте к нам осенью, времени побольше будет, сядем, поговорим, а сейчас, ну правда, некогда», — пыталась отговорить меня от поездки Анна по телефону. Но журналисты — люди настырные, узнав об этой уникальной семье в одной из командировок в Калманский район, не захотелось откладывать встречу на потом. Заверив Анну, что много времени не займу, вопросами не замучаю, мне все же удалось напроситься в гости.

Еще на подходе к дому слышны детские голоса. Кто-то задорно хохочет, кто-то о чем-то спорит. Во дворе встречает Виталий, вытирая руки от мазута, поясняет: «Мы только с покоса вернулись, вот деталь у трактора полетела, надо подремонтировать. Вы проходите в дом, а я, с вашего позволения, дела закончу». Перепоручив меня супруге, уходит опять «ковыряться в своих железяках». Анна, несмотря на мои опасения после телефонного разговора, оказалась симпатичной женщиной с добродушным улыбчивым лицом. Первым делом она ведет меня знакомиться со своими домочадцами: «Это Илюша, это Данил, девочки — Рената, Наташа и Лиза. Иван и Николай — это старшие сыновья, сейчас с отцом». У меня не получается с первого раза запомнить всех, кроме маленькой Лизаветы, которая сама приступила к расспросам.

— Ты к нам приехала? — спрашивает заинтригованная визитом незнакомого человека девчушка.

— Приехала. А ты меня ждала?

— Нет, не ждала, но все равно хорошо, что ты приехала, — поясняет свой интерес Лиза, усаживаясь ко мне на коленки.

Пообщавшись с малышней, мы уединяемся с Анной на кухне, чтобы шумная детвора не помешала разговору. Позже к нам присоединился и Виталий, отложив на время свои мужские дела. Я прошу супругов рассказать о себе, о своей большой семье.

На Алтай Шилины приехали после развала Союза из Казахстана.

— Я вернулся из армии, а большой страны уже нет. Поделили ее на мелкие государства. Работы нет, денег нет, а у меня жена, маленький ребенок. Сначала мой брат на Алтай уехал, а потом мы вслед за ним подались. Буквально с одним чемоданом приехали, — вспоминает Виталий.

Местом жительства был выбран Калманский район, село Бураново. От совхоза, куда устроился работать Виталий, получили комнату в общежитии, затем ведомственную однокомнатную квартирку. Позже родственникам удалось продать казахстанскую квартиру, вырученных денег хватило на то, чтобы купить каркас недостроенного дома с прохудившимися стенами. Но лиха беда начало, был бы клочок земли да умелые трудолюбивые руки. Потихоньку-помаленьку Шилины отстроили большой дом, с просторными светлыми комнатами, большой кухней, где хватило места всем членам растущей семьи. К этому времени у них уже было двое сыновей, а спустя еще несколько лет появился на свет самый маленький, Илюшка.

«Вы хотели девочку?»

Казалось бы, вот оно — семейное счастье: сыновей родили, дом построили. Что еще нужно? Живи да радуйся! Но вставшим крепко на ноги Шилиным захотелось подарить частичку тепла тем, кто волею судьбы лишен родительской ласки и заботы.

— По телевидению часто показывают передачи о детках, которые воспитываются в детских домах. Смотришь на этих малышей — и сердце кровью обливается. Думаешь, ну как так получилось, что эти малютки оказались никому не нужны? Вот и стали мы думать, чтобы взять в семью девочку. Старшие сыновья уже совсем взрослые стали, в город учиться поехали, Илюшка заскучал, да и нам с отцом непривычно стало в опустевшем доме, — вспоминает Анна.

— Когда еще пацаном в училище учился, у нас в группе ребята из детского дома были. Из 18 человек только четверо сумели себя в жизни найти. Остальные — кто спился, кто наркоманом стал. Трудно без родительской поддержки им на ноги встать, — приводит свои доводы Виталий.

Несмотря на то, что мысли у супругов были схожие, решение принималось совсем не просто. На то, чтобы сделать решительный шаг и взять на воспитание ребенка, ушло больше года. Виталий признается: сомнения были разные, но самое главное — важно было понять, сможешь ли полюбить этого ребенка как своего, родного, подарить ему ту же ласку, тепло и заботу?

— В течение года мы просматривали каталоги с детьми, изучали биографии. По фотографиям ребенка не поймешь, не почувствуешь. Однажды приехали в детский дом и там увидели Ренату. Девочка сразу запала нам в душу — белокурая, как ангелочек, добрая, ласковая. Мы сразу с мужем решили, что она будет нашей дочкой, — рассказывает Аня.

Выяснилось, что у Ренаты есть старший брат Данил, воспитывающийся в этом же детском доме. Но это не стало поводом для отказа от принятого решения. «Берем обоих!» — на семейном совете постановили Шилины.

— С Ренатой мы успели немного познакомиться, пообщаться, и она была рада пойти в нашу семью. А вот с Данилом не сразу контакт удалось найти. Мальчик не хотел уезжать из детского дома, ждал, что его заберет мама. Нашли подход, убедили, — вспоминает Анна.

— Данилу было восемь лет, уже не малыш, взрослый человечек со своими взглядами на жизнь, — добавляет Виталий.

Спустя какое-то время Шилиным позвонили из органов опеки: «Вы хотели девочку? В приюте есть две малышки, приезжайте». Сказать, что им уже не надо, просто не повернулся язык. Да и дети, узнав о малышках Наташе и Лизе, стали уговаривать родителей взять девочек в семью.

— Наташе на тот момент было два года, а Лиза — и вовсе десятимесячный грудничок. Мы серьезно поговорили со всеми домочадцами, детки совсем маленькие, требуют большого внимания и заботы. Я понимала, что мне придется непросто. Но ребятня была настроена решительно, обещали помогать, нянчиться с девочками, — вспоминает Анна.

Семейное дело Шилиных

Приехав на Алтай, Виталий Шилин сменил не одну профессию, работал слесарем в совхозе, где чинил тракторы и комбайны, затем ушел в ГАИ (ГИБДД), трудился егерем в Калманском обществе охотников и рыболовов, спасателем в МЧС. Но давно мечтал о собственном деле, которое позволит содержать в достатке большую семью, чувствовать уверенность и стабильность. Год назад удача улыбнулась. Виталий стал участником федеральной программы «Начинающий фермер» и обладателем гранта в 1,5 млн рублей.

— Приходит как-то муж домой, глаза горят. И давай мне рассказывать об этой программе, перспективы рисовать. А мне как-то не по себе. Думаю: это же такие деньжищи, такая ответственность. Я маленько пыл-то его остудила, и стали мы все всерьез обдумывать, — вспоминает Анна.

— Всю зиму мы бизнес-план просчитывали, все до мелочей старались учесть, чтобы каждая копейка в дело пошла да потом еще сторицей вернулась. Решили молочным животноводством заняться, так как это дело нам больше по душе, — добавляет Виталий.

На средства гранта Шилины купили 16 дойных коров и 28 нетелей. Собственными силами построили животноводческие помещения, приобрели доильное оборудование, кое-какую технику.

Слушаешь о каждодневных делах и заботах начинающих фермеров — и не перестаешь удивляться, как на все это хватает времени, а главное — сил. А дома еще куча ребятишек, мал мала меньше. На мое искреннее удивление, Шилины поясняют: каждый член большой семьи при деле, у каждого есть свои обязанности — в доме порядок навести, посуду помыть, за малышами присмотреть. Как оказалось, Рената и Данил очень любят готовить, постоянно удивляя домочадцев чем-нибудь вкусненьким. Даже у маленькой Наташи, которой сейчас четыре годика, есть свои маленькие обязанности: аккуратно составить на полку детскую обувь и подмести пол в коридоре.

В фермерском деле главные помощники — старшие сыновья Иван и Николай.

Несмотря на то, что парни еще учатся, все свое свободное время они посвящают работе на ферме. Старший Иван уже точно для себя решил, что после окончания вуза, где он учится на зоотехника, будет жить в родном селе. Планы у него вполне серьезные — создать собственное фермерское хозяйство и заняться мясным животноводством. Средний, Николай, пока окончательно не расставил жизненные приоритеты, но родители уверены, что сын сделает правильный выбор, и примут его, каким бы он ни был.

Совсем скоро Шилины впервые за много лет отправятся на отдых. Поездка предстоит дальняя — в Республику Казахстан, где у Анны живут мама и брат с сестрой. На хозяйстве останутся старшие сыновья.

— Как подумаю, что так надолго придется все бросить и уехать, так сердце кровью обливается. Справятся ли? Тут ведь дело такое: чуть прокараулил — все пропало, — переживает Аня.

— Да что ты так волнуешься? Распишем план: что когда нужно делать, да и сотовая связь имеется. Будем звонить, контролировать, — успокаивает жену Виталий.

Благодаря своим поступкам Шилины волей-неволей стали предметом обсуждения в районе. Про них писала местная пресса, попадали они на страницы и краевых изданий. Вот и местные жители не перестают судачить о многодетной семье, кто-то с восхищением, а кто-то и с недоверием.

— Есть злые языки в селе, которые распускают слухи, что мы детей взяли только ради того, чтобы за счет их пособия жить. А недавно мне один сосед заявил: «Ну, что? Грант выиграли, теперь ребятишек можно назад в детский дом вернуть?» Ну как такое может человеку на ум прийти? — удивляется Виталий.

— А если вам сейчас позвонят и предложат еще взять девочку или мальчика из детского дома?

— Я даже не знаю. Наверное, нет. Этим ребятам нужно помочь крепко на ноги встать, образование дать. А там глядишь — и внуки пойдут, — говорит Виталий, поглядывая на жену, пытаясь понять, согласна ли она с его мнением. Но смотришь на эти открытые, добрые лица — и почему-то кажется, что родительской любви и заботы у них хватит еще не на одного ребенка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру