«Надеюсь только на Бога... и на Путина»

Барнаульская пенсионерка с высшим образованием вынуждена просить милостыню

 Часто приходится слышать выражение: «все мы люди». Но что подразумевает говорящий? То, что каждый из нас принадлежит к роду человеческому? Или, может быть, то, что никто не идеален? Я лично трактую его по-другому. Мне оно напоминает о том, что, кто бы рядом со мной ни стоял — политик, бизнесмен, охранник или бомж, — он равный мне. Мы оба хотим дышать, кушать и радоваться жизни. Одинаково нуждаемся в сочувствии, понимании и поддержке. Важно помнить об этом не только тем, кто нуждается в помощи, но и людям, которые могут ее оказать.

Барнаульская пенсионерка с высшим образованием вынуждена просить милостыню

 Голодные годы войны

Валентина Федорова родилась в 1939 году. Двумя годами позже гитлеровская Германия всей своей мощью обрушилась на Советский Союз. Нетрудно догадаться, что детства, каким мы его себе представляем, у нее не было. Сначала голодные годы войны, затем неимоверные усилия для становления величайшей державы на руинах полуразрушенной страны. С самого детства Валя привыкла трудиться не покладая рук во имя светлого будущего. Не было даже тени сомнения: оно обязательно наступит. Не сегодня, так завтра. Не для нас, так для наших детей. Но надеждам не суждено было сбыться. Валентина Евтеевна вынуждена вот уже девять лет просить милостыню возле церкви...

...С 11 лет совсем юная Валя уже познала тяжелый труд. Вчетвером девочки 10-12 лет вручную, лопатами засыпали в грузовые автомобили щебень, гравий и песок. За день приходилось загружать и разгружать более десяти машин. Отучившись десять классов, девушка поступила в институт не сразу. Семья была небогатой, поэтому Валентине пришлось год проработать на стройке, чтобы заработать деньги на проживание в другом городе. «Но высшее образование — это ведь залог успеха во взрослой жизни!» Как глубоко она заблуждалась...

Время учебы в Новосибирском инженерно-строительном институте Валентина Евтеевна вспоминает как самые счастливые годы жизни. Было нелегко, так как студенты, согласно новой программе, «совмещали теорию с практикой». Звучит это выражение, конечно, красиво и грамотно, но в данном случае его можно перефразировать без потери смысла: днем работаем на стройке, а вечером учимся. На вопрос: «Почему тогда эти годы лучшие?», старушка отвечает: «Лучшие не потому, что жилось легко, а потому, что была вера в то, что делаем благое дело».

После получения диплома нужно было отработать три года по распределению. Валентине досталась работа в Прибалтике. Там она встретила свою любовь и родила ребенка. Из-за ухудшения отношения к русским пришлось выбирать «меньшее из двух зол»: либо остаться с любимым мужчиной и бояться за безопасность сына, либо уехать в более спокойное место с ребенком, но без мужа. «Счастье детей важнее всего», — решила женщина и вместе с ненаглядным чадом отправилась в Барнаул. «По закону, если пять лет прожить в городе, то имеешь право получить жилье. Вот уже с 1970 года жду!» — жалуется Валентина Евтеевна.

До перестройки женщина успела поработать в нескольких строительных компаниях. Все это время ей «рассказывали сказки», что она уже вот-вот получит собственное жилье. «Строили общежитие на Георгиева — отдали вьетнамцам, строили общежитие на Тимуровской — отдали чехам. Все квартиры отдавались кому угодно, но только не мне! — негодует старушка. — Я никогда не была партийной, может быть, в этом моя ошибка. У меня и дед, и прадед священнослужителями были. Может быть, и это свою роль сыграло, ведь были гонения на церковь». Пока работала, она даже подумать не могла, что останется без крыши над головой, так как выделялась ведомственная квартира.

Беда не приходит одна

Затем начались серьезные проблемы со здоровьем. Сначала Валентина Евтеевна перенесла операцию по удалению желчного пузыря, а затем развилась язва двенадцатиперстной кишки. Из-за болезни пришлось уволиться с работы, следовательно, потерять ведомственную квартиру. «Тогда я пошла просить обещанную квартиру, а бывший начальник мне ответил, что жилья нет и помочь он ничем не может. Вот и все. Я заплакала и ушла», — вспоминает она. Ирония судьбы: женщина, которая 30 лет строила дома для барнаульцев, была вынуждена снимать квартиру и платить за прописку.

Но даже такая вопиющая несправедливость не стала главной бедой в ее жизни. Через год после возвращения из армии сильно заболел сын. Только когда речь зашла о здоровье ребенка, старушка заплакала впервые за время беседы. «Он задыхается, харкает, скапливается жидкость... Два раза делали операцию, но ничего не помогает», — сквозь слезы рассказывает Валентина Евтеевна. Из-за болезни сын не может работать, поэтому все расходы легли на бедную старушку. Понимая, что пенсии не хватит ни на лечение, ни на питание, она подрабатывала техничкой в магазине, пока другая женщина была в декретном отпуске. Когда срок декрета кончился, Валентине Евтеевне указали на дверь. Последующие поиски заработка успехом не увенчались.

…Время шло, а сын все не поправлялся. Знакомые посоветовали, что нужно везти его на обследование в Германию, так как местные врачи не могут поставить диагноз. Женщина обивала пороги различных инстанций в поисках помощи. Безрезультатно. Было бы хоть свое жилье — откладывали бы по копеечке. А так — расходы превышают доходы. «Я получаю пенсию 10 тысяч, но совсем ничего не остается. 8 500 — за квартиру плюс коммунальные. Уже нужно заплатить 10-11 тысяч рублей. А еще прописка — 2 000 с человека. А на что кушать? На что лечить себя и своего ребенка?» — задает вопросы, на которые нет ответов, Валентина Евтеевна.

На паперти

Потеряв надежду на помощь чиновников, старушка пошла в церковь. Там батюшка Михаил благословил ее. С тех пор Валентина Евтеевна стоит на паперти. Положение все такое же бедственное, но на лекарства сыну хватает. «Первое время было очень стыдно... Подадут — отойду, поплачу, и так по кругу, — вспоминает старушка. — Вы думаете, мне приятно стоять, терпеть оскорбления и унижения? «Стоишь побираешься, как тебе не стыдно!» — вот такое я выслушиваю. К сожалению, не каждый может войти в мое положение. Молодые относятся с пониманием, а вот пожилые чаще осуждают».

Именно в это время Валентина Федорова написала письмо прeзиденту России Владимиру Пyтину. Главной мыслью было: «Почему человек с высшим образованием, честно работавший всю свою жизнь, теперь вынужден просить милостыню». Только после этого чиновники проявили интерес к Валентине Евтеевне: пригласили в администрацию и сказали собирать документы. «Два года я собирала их. Только потом поставили в очередь. И снова жду», — вздыхает старушка. — Надежды уже почти не осталось. Надеюсь только на Бога … и на Пyтина. Я ему доверяю. Как он за десять лет поднял авторитет России, как привил любовь к Родине молодежи. Обратите внимание, почти каждый едет с флажком России».

Самое печальное, что судьба Валентины Евтеевны — это лишь капля в океане похожих судеб. Сотни тысяч, а может быть, и миллионы людей просят милостыню на улицах. И далеко не каждый из них виновен в том, что именно так сложилась его жизнь. Да, были тяжелые времена Великой Отечественной, распада Советского Союза и следующие за ним «лихие» 90-е, когда существенная часть народа была за гранью нищеты. Но на фоне благоустроенной страны, где множество людей ездят на дорогих машинах и питаются в шикарных ресторанах, человек, взывающий о помощи, — это позор всем тем, кто имел возможность ее оказать, но не сделал этого.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру