Алтайские вкусняшки

Региональные производители осваивают рынок детского питания

 Вопрос здорового питания уже давно стал темой национальной безопасности. От того, что мы едим, зависит наше самочувствие, настроение и работоспособность. Особенно это актуально для растущего детского организма. Чем сегодня могут порадовать наших малышей алтайские производители, выяснял корреспондент «МК».

Региональные производители осваивают рынок детского питания

 Почему не занята «золотая ниша»?

Недавно в магазине стала свидетельницей разговора двух молодых мам, которые, стоя у прилавка с детским питанием, бурно обсуждали ассортимент фруктовых пюре для малышей. Одна из мамаш рекламировала известного заморского производителя, призывая вторую отдать предпочтение именно ему. Ее собеседница, напротив, присматривалась к отечественным баночкам, возражая, что наш производитель ничем не уступает зарубежному, а вот цена на порядок ниже.

Вот интересно, подумала я, а если бы в этом ряду «затесалась» баночка пюре нашего, алтайского производства, чему бы отдали предпочтение наши мамочки?

Но, увы, пока выпуском продуктов питания для детей с первых дней жизни на Алтае занимается только одно предприятие, специализирующееся на производстве молочного ассортимента — компания «Модест». Причем продукция этого производителя уже давно и прочно завоевала доверие и авторитет у привередливых мамаш не только Алтайского края, но и близлежащих регионов.

Казалось бы, вот она, «золотая ниша» для наших пищевиков, которая всегда будет приносить стабильный доход, тем более на волне демографического подъе-ма. Почему же до сих пор ассортимент детского питания для самых маленьких столь скудно представлен алтайскими производителями? Ответ на этот вопрос мне подсказала заведующая лабораторией ЗАО «Модест» Галина БУХТОЯРОВА.

— Производство продуктов питания для детей первых лет жизни — очень трудоемкое и ответственное направление. Жесткий контроль качества идет на каждом этапе производства, начиная от поставок сырья и заканчивая выходом готовой продукции. К тому же это достаточно дорогостоящий вид деятельности: только за разработку рецептуры и документации придется выложить серьезные деньги. А вот доход весьма скромный, ведь цена детских продуктов должна быть приемлемой. Без серьезных государственных дотаций взяться за это дело может далеко не каждый производитель, и удержаться на рынке без поддержки тоже весьма сложно, — утверждает Бухтоярова.

За историю существования «Модест» переживал и взлеты, и падения. Сейчас, говорят специалисты, опять же благодаря бюджетному финансированию, у предприятия начался новый этап развития. Недавно здесь была запущена современная линия розлива и фасовки молочной продукции, которая увеличила производительность предприятия практически в два раза. Это стало возможно благодаря участию компании в краевой программе «Здоровое питание населения», в рамках которой из краевого бюджета было выделено 20 млн рублей на техническое перевооружение предприятия.

— Сегодня перед нами стоят уже другие проблемы и задачи. Например, вопрос увеличения объемов сырья. Проблема в том, что покупать молоко для нашей продукции мы можем только у проверенных производителей, соответствующих жестким ветеринарным и санитарным требованиям. На данный момент работаем только с единственным поставщиком, и получаемых объемов уже катастрофически не хватает, — поясняет завлабораторией компании «Модест».

Сосиски на школьный стол

Если к продукции для грудничков алтайские производители пока настороженно приглядываются и прицениваются, то продукты питания для детей старшего возраста все чаще появляются в ассортименте наших пищевиков. Так, на прилавках магазинов представлен богатый выбор мясных деликатесов для детей старше трех лет. Сардельки, сосиски по особой рецептуре сегодня выпускают рубцовский, каменский мясокомбинаты, бийский «Пятачок» и барнаульские «Алтайские колбасы».

— Детские мясные деликатесы — это лидер продаж. Они пришлись по душе не только маленьким, но и взрослым потребителям, тем, кто предпочитает натуральную, здоровую пищу. При производстве детского ассортимента мы используем только высококачественное мясо говядины и свинины, молоко, с минимальным добавлением соли и специй. К тому же они вполне приемлемы по цене, — говорит Наталья САМОЙЛОВА, генеральный директор ООО «Пятачок».

По словам Самойловой, с розничной реализацией детского ассортимента проблем у предприятия нет. Эту продукцию можно найти на полках как крупных торговых сетей, так и небольших магазинчиков. А вот попасть на столы школьных столовых и детских садов, на что и делалась изначально ставка, оказалось не так-то просто, а зачастую попросту невозможно.

— Для этого нужно пройти через конкурсные торги, а всем известно, что на них выигрывает производитель, предложивший продукцию подешевле. И у нас цена не сказать что заоблачная, но мы не можем конкурировать с поставщиками, которые реализуют сосиски по цене ниже ста рублей за килограмм. Вот и выходит, что, с одной стороны, учреждения образования должны соблюсти условия тендерных торгов, с другой, есть закон, который запрещает подавать на школьный стол продукцию низкого качества. Но ведь понятно, что в дешевых сосисках попросту не может быть хорошего мяса, — рассуждает руководитель «Пятачка».

«Мечталки» против «Сникерса»

Ну и, конечно же, любимое лакомство детей — это сладости. Сегодня на прилавках магазинов представлен богатый ассортимент всевозможных конфет, леденцов, мармеладок и печенюшек как отечественного, так и импортного производства. Тем не менее наши кондитеры не намерены уступать этот рынок заморским компаниям. Например, кондитерская фабрика «Алтай» в этом году предложила своим маленьким потребителям не просто вкусную, но и полезную продукцию, только из натуральных компонентов. Так, в состав батончиков «Хит Мюсли» вошли сушеные фрукты и ягоды, овсяные и кукурузные хлопья, зародыши пшеницы, причем все только местного производства. Конфеты «Мечталки» обогащены молоком и кальцием, а в начинку печенья «Детская отрада» входят ягоды спелой клубники.

— Процесс воплощения идеи в жизнь достаточно сложный и трудоемкий. Изначально необходимо было разработать рецептуру, подобрать компоненты, поставщиков сырья. Все это сопровождалось многочисленными лабораторными и промышленными исследованиями, проверками и согласованиями.

Но, пожалуй, самым сложным было пробиться к потребителю с новой продукцией. Да, нам удалось попасть на прилавки торговых сетей, но каких усилий это стоило! — рассказывает начальник отдела разработки новой продукции КФ «Алтай» Гульнара МУСИЙКО.

Кстати, в принятой в прошлом году программе «Развитие индустрии детских товаров» в числе многочисленных мероприятий также предусмотрены меры поддержки по продвижению продукции местных производителей. В частности, предполагается создание специализированных и фирменных магазинов, проведение выставок-ярмарок, а также мероприятий, направленных на популяризацию алтайских товаров для детей на российском и зарубежных рынках.

Спрос рождает предложение

За расширение ассортимента детского питания именно алтайского производства обеими руками голосуют и детские доктора. Они уверены, что доступность и высокое качество этих товаров позволит современным родителям с пеленок приучать своих деток к правильной и здоровой пище.

— К сожалению, большинство детей сегодня питаются неправильно. Специализированное детское питание, особенно импортное, стоит недешево. Поэтому многие родители рано начинают вводить в рацион малышей взрослые продукты: колбасы с повышенным содержанием жиров и соли, пельмени, покупные котлеты и другие полуфабрикаты. Как результат, мы имеем целый комплекс серьезных проблем у наших маленьких пациентов. Это и артериальная гипертензия, и заболевания почек, эндокринной системы, ожирение, достаточно распространен в последнее время и детский диабет, причем в очень тяжелых формах.

Хочется надеяться, что, если увеличится доля продуктов питания для детей наших местных производителей и ассортимент будет доступен по цене семьям со скромным достатком, родители смогут уделять вопросу качественного питания своих малышей более пристальное внимание. К тому же есть такое понятие, как генетическая память. Мы живем на Алтае, у нас веками формировалась устойчивость к определенным видам продуктов, и то, что привозится к нам из-за океана, не всегда может быть для нас полезно и безопасно, — считает кандидат медицинских наук доцент кафедры педиатрии АГМУ Денис ФУГОЛЬ. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру