Алтай — особая территория

Быть ли региону значимым аграрным субъектом

 На минувшей неделе депутаты АКЗС обсудили уже ставший историческим проект закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации». Впервые инициатива их создания в стране была заявлена губернатором Александром КАРЛИНЫМ на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года. С тех пор она прошла обсуждение на всех уровнях — от экспертных площадок и до министерских кабинетов. 

Быть ли региону значимым аграрным субъектом

 Законопроект получил предварительное одобрение на федеральном уровне и вышел на финишную прямую. В июне он будет еще раз рассмотрен на сессии алтайских законотворцев, итогом которой станет внесение законодательной инициативы в Госдуму.

О перспективах получения краем особого статуса, ожиданиях политиков, а также о том, изменит ли закон облик села и как воспримут решение аграрии — в материале корреспондента «МК».

Историческая судьба региона

Как указано в проекте закона, «цель наделения региона статусом особо значимого аграрного субъекта — повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, увеличение производства сельхозпродукции путем приоритетной и масштабной государственной поддержки регионов, играющих наиболее значимую роль в решении продовольственной безопасности РФ».

По большому счету он определит особые условия для российских территорий, имеющих наибольший потенциал в развитии сельского хозяйства. Также, в соответствии с текстом законопроекта, «документ будет способствовать созданию благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной функции».

Собственно благоприятные условия стоит понимать как стабилизацию цен на продовольственную продукцию на внутреннем рынке, стимулирование экспорта отечественной сельхозпродукции и замещение импортируемых товаров товарами собственного производства.

Государство окажет особым аграрным территориям дополнительную помощь. Речь идет, например, о выплате так называемых антициклических платежей, призванных стабилизировать доходы фермеров в случае, если рыночные цены оказались ниже целевых. Также, в соответствии с актуальной версией проекта, таким регионам будут предоставляться товарные кредиты под залог будущего урожая, финансовая поддержка на развитие их сельской производственной, инженерной и социальной инфраструктуры, работы по внедрению результатов исследований в производство, а также закрепятся минимальные закупочные цены на продукцию сельхозпроизводителей.

Особые регионы, помимо прочего, будут участвовать в госконкурсах на приобретение продукции для нужд государства. Предусматривается и такая форма поддержки, как проведение закупочных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, которые поддержат фермеров при достижении ценой на продукцию границ определенного диапазона.

Главный лоббист законопроекта Александр Карлин, присутствовавший на открытии слушаний, подчеркнул, что он имеет для региона исключительное значение. С момента объявления инициативы прошло шесть лет, и, по словам Карлина, сегодняшнее одобрение от лица профильного комитета Совета Федерального собрания указывает на то, что «идея была верной по своей сути». «Сегодня мы говорим о том, что законопроект получил предварительную поддержку в Совете Федерации. При этом верхняя палата поддержала нашу инициативу, идеологию, заложенную в проекте, активнее по сравнению с Госдумой. Сегодня хотелось бы призвать всех законотворцев, представителей разных политических сил консолидироваться вокруг данного проекта. Все должны стать членами одной партии. Имя этой партии — Алтайский край. Меньше всего хотелось бы, чтобы обсуждение законопроекта стало для тех или иных политических сил поводом «оттопыриться» в политическом смысле этого слова. Здесь не мелкая политика, а историческая судьба нашего региона», — заключил губернатор.

Главная цель законопроекта, по его словам, — устранение диспропорции в развитии регионов РФ. Закон, утверждает он, очень грамотно выстроен, позволяет вывести регион «на ресурс господдержки», а потому следует аккуратно отнестись ко всем новым поправкам, «не брать законодателей за горло», вводя изменения.

Дотации для аграрного края

Более чем двухчасовое заседание депутатов АКЗС, представителей аграрной отрасли в крае, сельхозпроизводителей завершилось единогласным одобрением законопроекта. Для реализации закона в крае есть все условия: компетентные специалисты и новые технологии, мощный научный потенциал, активно ведется строительство новых комплексов. Все это говорит о своевременности принятия законодательных мер поддержки аграрного потенциала алтайского региона, который наверняка внесет свою лепту в продовольственную безопасность страны.

Сергей МЕЖИН, заместитель начальника регионального ГУСХ, отметил, что, несмотря на значительную господдержку сельского хозяйства, наша территория находится в невыгодных условиях. «Поскольку край — донор для соседних регионов, нам приходится вывозить сельхозпродукцию по низкой цене, что влияет на сокращение прибыльности хозяйств. Получить выручку силами одного региона сложно, именно поэтому нужно поддержать такие регионы на уровне государства», — считает он.

Андрей ЭЛЕНШЛЕГЕР, профессор АГАУ, член совета по вопросам развития АПК и сельских территорий при АКЗС, отметил, что принятие закона важно в стратегическом значении. Не столько в связи со вступлением в ВТО или созданием Таможенного союза, сколько в связи с ситуацией, сложившейся на рынке, когда страна все больше становится зависимой от импорта. «Это создает угрозу продовольственной безопасности государства. Мер, принимаемых сегодня для изменения ситуации, недостаточно. Причин снижения реализации отечественной продукции много, в том числе лоббирование импорта. В настоящее время запустелой земли в стране около 40 млн га, 40 тыс. деревень разрушено, — утверждает он. — В крае за последние десять лет принимались меры, способствующие стабилизация села. Нам удалось сохранить большинство отраслей сельского хозяйства. Сегодня по многим показателям сельхозпроизводства мы лидируем. С принятием закона все «болевые точки» села будут учтены.

Одной из основных проблем остается кадровый вопрос. На сегодняшний день мы готовим кадры по заказу государства. На подготовку специалистов в зависимости от направления обучения тратится за пять лет от 700 до 1,5 млн рублей. Однако выпускники не хотят ехать в сельскую местность, в том числе из-за сохраняющихся жилищных проблем, низкой зарплаты. Можно говорить о необходимости вновь вводить распределение, но направление на работу должно быть подкреплено социальной поддержкой».

По словам Сергея СЕРОВА, председателя комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС, край отвечает всем требованиям, предъявляемым к особо значимым аграрным территориям: регион находится на первом месте в России по общей площади пашни сельхозугодий, сельское население — почти половина всего населения края, а доля экспортируемой продукции по некоторым наименованиям доходит до 70% ежегодно. Таким образом, принятие закона, по сути, утвердит необходимость поддержки региона, который уже много лет играет роль продовольственного донора для Сибири и Дальнего Востока, куда без переработки уходит более половины алтайской продукции.

Как отметил спикер АКЗС Иван ЛООР, законопроект может встретить противодействие со стороны ряда субъектов РФ. «Надеюсь, нам удастся убедить регионы и преодолеть «местечковый подход», отторжение законопроекта идеологами равенства господдержки для субъектов России. Это, возможно, будет самый трудный этап. Решение вопроса откроет принципиально новый поход к концепции поддержки сельского хозяйства, изменит взаимоотношения крестьян и государства», — резюмировал Лоор. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру