Как отметил в своем вступительном слове губернатор Алтайского края Александр КАРЛИН, более четверти городов и районов края являются зонами активного развития туризма. В 2013 году общий туристический поток в край составил более 1,6 млн человек. Однако руководство региона ставит перед собой еще более амбициозные задачи — увеличить число туристов до 2,5 млн человек. Карлин считает, что у края есть все возможности для этого, тем более что регион является третьим в стране туристическим центром, уступая только Краснодарскому краю и Кавказу.
На Алтае есть потенциал, и многое делается для развития сферы туризма. По насыщенности объектами историко-культурного наследия территория занимает одно из первых мест в Сибири. Много делается для развития и укрепления материально-технической базы учреждений, представляющих культурно-историческую ценность: проводится капитальный ремонт и реконструкция музеев (Германа Титова и Михаила Калашникова), открываются новые объекты (музеи Екатерины Савиновой и Михаила Евдокимова), на очереди — создание музея Валерия Золотухина в селе Быстрый Исток и Ивана Пырьева в Камне-на-Оби. В регионе реализуется ряд интересных туристических проектов, например, разработаны и уже пользуются популярностью у туристов маршруты «Малое и Большое Золотое кольцо Алтая».
«Мы формируем туристический продукт в современном понимании. «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Большое Золотое кольцо Алтая» — это не просто названия, за ними стоит четкая и выверенная работа. Вообще, созданию этих брендовых маршрутов предшествовала большая работа. Это и обустройство транспортных магистралей, и создание объектов придорожного сервиса и многое другое. Например, «Большое Золотое кольцо Алтая» — маршрут транснациональный, чтобы он начал действовать, мы на протяжении нескольких лет обустраивали транспортные артерии», — подчеркнул Карлин.
В регионе созданы два туристических кластера, «Белокуриха-2» и «Золотые ворота», действует туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь». С 2007 года на территории «Бирюзовой Катуни» отдохнули порядка 1,5 млн туристов. Александр Карлин подчеркнул, что для успешного развития туризма необходимо активное взаимодействие с бизнес-сообществом. «Взаимоотношения с бизнесом правильно складываются тогда, когда государство вкладывает серьезные средства в его поддержку. После того, как мы стали придерживаться этого принципа, бизнес-сообщество стало меняться», — отметил губернатор. Он подчеркнул, что в последнее время администрация региона активно работает над продвижением турпродукта Алтая. «Я рассматриваю форум в качестве очень серьезной возможности дополнительного позиционирования Алтайского края как региона исключительно привлекательного с точки зрения туризма. С другой стороны, форум дает возможность очень серьезного профессионального общения, обмена передовыми практиками, совместного обсуждения проблем, которые имеют место быть в туристической отрасли. Площадка такого высокого уровня — это дополнительный способ решения этих проблем», — считает Карлин.
Он подчеркнул, что мероприятия, подобные сегодняшнему форуму, позволяют получать новые знания, которые используются во благо развития региона. «Мы прекрасно понимаем, что если у нас что-то получается в последние годы, то это потому, что мы не пренебрегаем советами, знаниями и даже критикой, если она имеет под собой основания», — заключил глава региона.
Участников форума от имени начальника Рос-туризма Александра Радькова приветствовал его заместитель Николай КОРОЛЕВ. Проведение такого форума, безусловно, важное и нужное событие в туриндустрии, оно сыграет не последнюю роль в продвижении туристических продуктов. Развитие внутреннего и въездного туризма — одна из приоритетных задач, обозначенных Президентом РФ. «С развитием внутреннего туризма все больше появляется возможностей для продвижения территорий. Алтайский край является одним из уникальных регионов, который привлекателен не только для туристов, но и для инвесторов», — отметил Николай Королев. Он добавил, что работа форума будет способствовать продвижению Алтайского края и его развитию, а также укреплению межрегиональных связей.
Исполнительный директор Ассоциации тур-операторов России Майя ЛОМИДЗЕ поблагодарила гостеприимных хозяев за возможность увидеть Алтайский край весной: «До сих пор приходилось видеть эти красоты только осенью и зимой, а теперь открою для себя новые грани». Она отметила, что форум важен не только для края, но и для России в целом. По словам Ломидзе, для того, чтобы такого рода форумы оказались результативными, необходимо участие в них представителей бизнеса. С этой точки зрения «VISIT ALTAI» — правильно организованное мероприятие. Во-первых, потому что в нем принимают участие «профессиональные покупатели», которые приехали специально для того, чтобы познакомиться с туристическим продуктом, с разными его гранями. Во-вторых, форум международный. Это делает его полезным для развития не только внутреннего, но и въездного туризма. «Этот туристический сезон обещает быть непростым, ситуация кризисная, но по нашей оценке, в ней очень серьезно может выиграть внутренний рынок. В частности, Алтайский край. На внутреннем рынке спрос будет расти, и надо пользоваться этим моментом. Нужно рассказать тем, кто не готов ехать за границу, а готов отдыхать внутри страны, чем привлекательна ваша территория. Им нужно уделить особое внимание», — подчеркнула Майя Ломидзе. Она отметила, что потенциал края велик и его следует развивать в том направлении, вектор которого взят руководством региона.