В Париж на старом «Москвиче»

Проект на грани авантюры — состоялся

 Алтайский экипаж ралли «Пекин — Париж» не просто добрался до финиша, но и стал призером. Проект смог состояться только благодаря настойчивости энтузиастов региональной Федерации автомобильного спорта и финансовой поддержке администрации края. Наш экипаж на стареньком М-412 стал настоящим послом Алтая, благодаря чему алтайский регион по пути следования ралли завоевал сердца многих людей, которые теперь хотели бы его посетить.

Проект на грани авантюры — состоялся

На грани авантюры

Алтайский экипаж в составе водителя Бориса Лыткина и штурмана Евгения Смирнова на автомобиле «Москвич-412» стал единственным участником из России на старте V Международного ретро-ралли Пекин — Париж. И не просто участником, но бронзовым призером в своем классе и седьмым в общем зачете классических автомобилей 1942-1975 года. Ралли стартовало 29 мая от Великой Китайской стены и финишировало 29 июня в Париже. Всего на старт вышли 96 участников, а до финиша добрались лишь 82. Не обошлось без трагедии:

12 июня на трассе Тюмень — Омск после лобового столкновения с выехавшим на встречную полосу автомобилем погибла 46-летняя гражданка Великобритании Эмма Уилкинсон.

«Проект на грани авантюры», — такой тон разговору с журналистами задал председатель Алтайской федерации автомобильного спорта (АФАС) Сергей Поспелов. Причем трудностей хватало не только технического и финансового плана, но и организационного, но теперь все позади. И можно вспомнить, как все было...

Как вспоминают алтайские автогонщики, на старте почти все иностранные участники панически боялись России, став, очевидно, жертвами набора стереотипов: дикая страна, рэкет, беспредел на дорогах, отсутствие всякого сервиса и т. д. Никто не верил, что с русскими можно иметь дело. Но возникавшие проблемы решались почти молниеносно и, по большей части, совершенно безвозмездно, и мнение о России изменилось кардинально. И люди — нормальные, не берут даже денег за ремонт. Настоящий шок для иностранцев.

Немалый вклад в улучшение имиджа Отчизны внес и член алтайской группы сопровождения Николай Юшков, владеющий автотерминами английского языка. Оказалось, это огромная проблема: переводчиков было много, но терминами практически никто не владел, и Юшкову удавалось успешно «разруливать» многочисленные проблемы, возникавшие в пути у иностранцев. В знак благодарности и уважения — только у Николая есть футболка, где свои автографы оставили все участники.

Дорог нет, только направления

По словам Евгения Смирнова, легких дней не было, но больше всего из трудных запомнились девять дней в Монголии, где дорог как таковых вообще нет. Особенно последняя ночь на высоте 2 200 м над уровнем моря. При температуре –5 °С, когда вода замерзла в баках. Ребята впервые пользовались там навигатором, так как без него в принципе ориентироваться невозможно. Монголия стала очень серьезной проверкой как для автомобилей, так и для людей.

Запомнились Швейцария с Австрией, которые очень похожи на наш Горный Алтай и по климату, и по живописнейшим видам. Большое количество перевалов и узких дорог.

Когда ехали через Украину, запомнилась сценка на таможне. Наша группа сопровождения ехала замыкающей, и, когда на таможенном контроле в ответ на английское: «Passport, please!» прозвучало «Пожалуйста!» на чистейшем русском языке, украинские таможенники прямо обрадовались: «Слава богу, хоть кто-то говорит по-русски!». И даже во Львове, известном своими антироссийскими настроениями, когда в местном клубе ретро-автомобилей общались в неформальной обстановке, все очень сожалели о распаде Советского Союза. Кстати, машина сопровождения — «Волга-3102» — прошла более 18 тысяч километров без поломок, и по пути была сделана только плановая замена масла.

В отличие от других экипажей распределенные обязанности (Борис Лыткин — водитель, а Евгений Смирнов — штурман) выполнялись строго от начала до конца ралли. «Борис — очень классный водитель, и при этом весьма выносливый. Так что необходимости подменять его не было», — рассказывает Евгений.

Члены экипажа провели друг с другом в очень тесном соседстве много дней — как обстояли дела с психологической совместимостью? Отвечая на этот вопрос, Смирнов согласился, что в таких мероприятиях и соревнованиях эмоции нередко, что называется, «перехлестывают через край». Но это нормальные рабочие моменты. «Мы даже спали в одной кровати», — вставляет реплику немногословный Борис. Хотя места хватало всем: большие хорошие гостиничные двухместные номера, где спокойно могли разместиться шесть человек, и разместить можно было кого угодно. В частности, фотограф Николай Синегубов из команды сопровождения питался и проживал абсолютно бесплатно. А поскольку администрации отеля и в голову подобное не могло прийти — поселить кого-то дополнительно «на халяву», то Николай проехал почти все ралли.

Но показанный нашей командой результат говорит сам за себя. И если бы были какие-то серьезные проблемы, непонимание, то экипаж просто не добрался бы до финиша.

«Москвич» — узнаваемый бренд

Если поначалу к нашему автомобилю и участники, и зрители относились с недоверием, то потом все больше цокали языками и удивлялись, что он — почти полностью стандартной комплектации, лишь усилены каркас, амортизаторы и подвеска, — дошел до финиша без единой поломки.

Немного непонятная ситуация сложилась с определением итогового места нашего автомобиля. Как пояснил Евгений Смирнов, если один автомобиль одновременно побеждает в двух номинациях, то тогда выбирается какая-то одна и вторую он получить уже не может. «За счет этого произошла подвижка в классе, и мы поднялись на третье место. То есть в своем классе — на третьем месте, а в абсолютном зачете — на седьмом», — поясняет Евгений Смирнов.

«Когда возникли проблемы с амортизаторами у британских участников (Ford Coupé, 1940 года выпуска), то наши ребята помогли им самым фантастическим способом. Монголия, стоянка на берегу озера, где вокруг на сотни километров нет никакой цивилизации, кроме автомобилей участников, и вдруг приносят фирменные амортизаторы. Это постарались наши ребята, поскольку в те же самые дни там проходил фестиваль джиперов «Большой Алтай», и с ними нам передали амортизаторы. «Когда мы их передали британцам, они опешили: «Сколько денег должны?» Мы сказали: «Ребята, вы ставьте, потом разберемся»», — продолжает Евгений.

Алтайский «москвич» на всем пути оказывался узнаваемым и незабываемым брендом. Подходили совершенно незнакомые люди и практически у всех были одни и те же воспоминания: «Да, такой автомобиль был у моего отца», «Я сам начинал с такого же, это был первый автомобиль в моей жизни, и очень приятно это вспомнить» и так далее. Была у них очень интересная встреча в Словакии. Подходит парень, начинает говорить на вполне понятном русском: «Вы знаете, у меня тоже «москвич». — «Какой?» — «2140». Человек, который вполне может себе позволить иметь другой автомобиль, но «Москвич» для него — что-то такое, без чего он жить не может.

Нашим не раз по пути предлагали продать автомобиль, оставить в той или иной стране. Они отвечали: «Давайте мы сначала дойдем до финиша, потом рассмотрим ваше предложение». Цену, правда, не обсуждали: зачем обсуждать то, чего не собираешься пока делать? Но если бы этот разговор состоялся на финише и предложили бы хорошую цену, то, не исключает Евгений, «возможно бы и согласились».

Париж встретил сдержанно

Кстати, Николай Юшков несколько прояснил ситуацию со стоимостью некоторых автомобилей — участников ралли. Например, по его словам, у водителя Bentley под № 11 в Монголии сломалось сцепление, и он звонит тому человеку, у которого купил машину, и предъявляет продавцу претензии: мол, машина ненадежная и придется менять сцепление. Тот прилетает в Улан-Батор, встречает автогонщика и говорит: «Я тебе привез сцепление, но проблема в том, что ты еще не рассчитался за автомобиль, 1,5 млн евро. Пока ты не рассчитаешься, я тебе не отдам сцепление. Что будем делать?» Через четыре часа ему пришла эсэмэска, что деньги перечислены, и он поменял сцепление и еще в дорогу дал четыре.

Очень много участвовало автомобилей со своей собственной историей. Уже вышеупомянутый Bentley, кстати 1929 года, — участник известнейших международных гонок в Ле-Мане (Франция) в 1934 году, где показал свою максимальную скорость — 129 миль в час. Еще один из участников — Citroёn — в свое время стал победителем ралли Париж — Дакар. «И стоимость в денежном эквиваленте не всегда соответствует его исторической ценности», — утверждает Николай.

В Париже наш экипаж встречал только корреспондент «Российской газеты» и два русских эмигранта, давно живущих во Франции, которые были гидами у алтайцев. Вообще, на финише все было очень просто: большинство участников встречали только родственники, друзья и знакомые. Массовку создавали зеваки, которых ежедневно толпы в чреве Парижа. Бросилось в глаза, что много было инвалидов-колясочников, бабушек-дедушек и так далее. Через два часа на площади уже никого не было, а на следующий день в шесть часов утра машины участников ралли попросили убрать с площади. Для Парижа это очередное событие не очень высокого ранга... Но не для участников. Второго шанса в жизни может и не быть: ралли Пекин — Париж состоялось лишь пятый раз за сто лет.

Добавим, что многие автолюбители и целые автоклубы в странах, лежащих по маршруту ралли уже сегодня готовы, в случае организации автопробега на территории Алтайского края, приехать и принять в нем участие, утверждает Евгений Смирнов. «Если мы возьмемся за организацию такого большого соревнования, то, думаю, несколько человек, с которыми мы познакомились в пути, обязательно и с удовольствием прибудут. И в дальнейшем это может стать крупным событием в автомобильном мире, причем не только за Уралом», — выразил надежду штурман.   

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру