Уголовный ответ на квартирный вопрос

В Барнауле будут судить преступную группу, которая воровала жилье

 В краевом центре завершено расследование сложного уголовного дела. Перед судом по обвинению в хищении муниципальной собственности предстанут члены организованной преступной группы. Расследованием занимался Андрей Мамонов, заместитель начальника второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю. Следователь рассказал «МК» о подробностях уголовного дела.

В Барнауле будут судить преступную группу, которая воровала жилье

 Началось все с того, что в 2005 году 52-летняя жительница Барнаула, немало лет проработавшая риелтором, познакомилась с паспортисткой ЖЭУ, которое обслуживало общежития на Потоке. Знакомство было ценным: паспортистка знала, какие комнаты пустуют, в каких живут неблагополучные семьи и т. д. С помощью сотрудницы ЖЭУ аферистка-риелтор сначала прописала себя в комнате, где жил алкоголик, а в другую комнату, которую занимал наркоман, прописала своего сына. В третью комнату уже сама паспортистка прописала свою дочь. Женщина, которая в этой общежитской комнате была прописана, практически там не появлялась.

Прописав своих, преступники заняли выжидательную позицию. И дождались — хозяева всех трех комнат один за другим отправились в мир иной. Впрочем, произошло это, как установили потом следователи, без участия аферистов. Освободившиеся таким образом комнаты были приватизированы — на имя отца мошенницы-риелтора и ее сына, а также дочерью паспортистки.

Общежития в качестве объекта махинаций с недвижимостью подходили просто прекрасно. В девяностые годы заводы передали их муниципалитету как непрофильные активы. При этом единственным документом, который подтверждал проживание человека в конкретной комнате, являлась поквартирная карточка, которую вели паспортистки. По словам следователей, с этими карточками была полная неразбериха. Конечно же, такой бардак был только на руку мошенникам.

К 2007 году преступная группа фактически сложилась. Заправляла в ней бывшая риелторша. Кроме нее в банду входило еще пять человек, в том числе ее сын, та самая паспортистка ЖЭУ, начальник и бухгалтер управляющей компании. Иногда к своим махинациям банда привлекала еще троих.

Завершив по-тихому первые дела, аферисты начали подыскивать в общежитиях другие пустующие либо незаконно занятые жильцами комнаты. Обнаружив такие помещения, преступники подделывали на них документы и предоставляли эти бумаги в районные администрации Барнаула. После получения положительного решения о приватизации мошенники регистрировали право собственности на эти объекты недвижимости в Росреестре.

Помимо комнат преступников интересовали и нежилые помещения в тех же общежитиях. Не отказывались ни от чего: переписывали на себя кухни, бытовки, могли отгородить часть общего коридора. Подделывали документы, чтобы перевести помещения в разряд жилых.

Однако вскоре комнат и бытовок в общежитиях преступникам показалось мало. Они занялись квартирами. Следователь Мамонов в качестве примера рассказал об одном таком случае. Квартира, в которой проживал одинокий старик, была приватизирована им еще в начале девяностых, когда никакого регцентра еще и в помине не было. Пенсионер даже и предположить не мог, что ему нужно получить какое-то новое свидетельство. После его смерти мошенники подделали документы на эту квартиру и отнесли их в администрацию района. «Сделка с недвижимостью» прошла без проблем.

Члены преступной группы фабриковали документы пачками — от ордеров на вселение до свидетельств БТИ. При задержании у аферистов нашли целый чемодан различных поддельных документов.

Размах незаконных действий преступной группы впечатляет. С мая 2007 по сентябрь 2011 года ее членами было, выражаясь языком следствия, незаконно похищено 23 жилых и нежилых помещения, совершено пять приготовлений и одно покушение на хищение недвижимости. Сумма ущерба муниципалитету составила 15,7 млн рублей.

За вознаграждение банда «помогала» и сторонним. Например, работал в советское время человек на заводе, получил от него комнату в общежитии. Прошло много лет, все документы где-то потерялись. А с ними и саму комнатенку потерять было немудрено. Тут «на помощь» и приходили мошенники. Они подделывали ордера на вселение, приватизировали комнату на заказчика и приносили ему готовое свидетельство за вознаграждение. В ходе расследования уголовного дела заказчикам «приватизации» своих комнат удалось уйти от ответственности: срок давности привлечения за подделку документов к тому времени истек, а хищений, собственно, они не совершали: право жить в этих комнатах у них было.

Хотя заявления от подозревавших неладное соседей поступали в правоохранительные органы еще с 2007 года, возымели эффект они лишь спустя несколько лет. С 2011 года мошенников взяли в оперативную разработку. За ними было установлено наблюдение, телефоны прослушивались. В сентябре того же года преступники были задержаны, в квартирах провели обыски.

Следователям пришлось изрядно потрудиться, чтобы разобраться во всех махинациях преступной группы. Предварительное следствие длилось более полутора лет, материалы уголовного дела составили 88 томов, обвинительное заключение — более 6 тыс. страниц. В силу многоэпизодности и количества участников ОПГ следователями была проделана большая работа по сбору и закреплению доказательств: проведено и проанализировано порядка 60 почерковедческих, оценочных и технических экспертиз, допрошено более 200 свидетелей. Кроме того, в ходе расследования уголовного дела следователем был наложен арест на имущество обвиняемых и тем самым возмещен ущерб государству на сумму 3,8 млн рублей.

Стоит отметить, что в ходе расследования выяснялась причастность работников районных и городской администраций к мошенническим действиям. К слову, именно поэтому расследованием занимался второй отдел, который специализируется на коррупционных преступлениях. Однако версия не подтвердилась: представители власти оказались чисты перед законом.

В районных администрациях были изъяты все документы по спорной приватизации. Одна из участниц преступной группы заключила т. н. «досудебное соглашение» и стала сотрудничать со следствием. Она помогала разобраться со всем этим ворохом бумаг, а также выявить те похищенные квартиры, о которых следователи еще не знали.

В марте 2013 года подозреваемым было предъявлено окончательное обвинение. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере, совершенное организованной преступной группой — 17 эпизодов), ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину), ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере), ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (приготовление к мошенничеству — 5 эпизодов), ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество, совершенное в крупном размере организованной группой), ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа, предоставляющего права, в целях его использования — 6 эпизодов). Обвинительное заключение направлено в суд.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру