Инъекция от боли

Помогут ли умирающим новые поправки к закону

 О скором вступлении в силу поправок к закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» рассказал депутат Госдумы от Алтайского края Николай Герасименко на пресс-конференции 24 марта в Барнауле. Закон в новой редакции должен упростить процедуру получения онкобольными обезболивающих препаратов. В настоящее время на поправки готовится заключение Правительства РФ, вступление в силу произойдет уже в начале 2015 года. Что меняет новый документ для людей, чья жизнь невыносима без обезболивающих наркотиков, корреспонденту «МК» рассказали эксперты.

Помогут ли умирающим новые поправки к закону

 Правовая неграмотность — корень зла

Действующий ныне закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» вызвал в свое время множество споров и кривотолков, когда произошло резонансное самоубийство контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, страдавшего от нестерпимых болей, вызванных болезнью, и не получившего обезболивающего лекарства. Инцидент обнажил проблему, и до того существовавшую для тысяч людей по всей стране, — фактическую сложность процедуры получения наркотиков тяжелобольными людьми.

О том, как обстоят дела с процедурой получения онкобольными обезболивающих препаратов, рассказывает депутат АКЗС доктор медицинских наук, профессор Александр ЛАЗАРЕВ, заведующий кафедрой онкологии АГМУ, главный врач Алтайского краевого онкологического диспансера.

«По большому счету, непреодолимых проблем с выдачей онкобольным обезболивающих наркотиков и сейчас нет. Если сравнить эту процедуру в России со всем цивилизованным миром, будь то страны Запада или Европы, в нашей стране — гораздо проще. Например, в Америке 40% онкобольных не получают наркотиков вообще. Поэтому обезболивающая терапия в России — это небо и земля по сравнению с другими государствами», — отмечает Лазарев.

По его словам, проблема скорее в другом. «Исполнитель, то есть конкретный врач отдельно взятого медицинского учреждения, должен хорошо знать действующие приказы на назначение наркотических и сильнодействующих препаратов. Это главная сложность, разрешение которой снимет актуальность всех прочих вопросов автоматически. Онкобольной испытывает затруднения при получении обезболивания только из-за того, что его лечащий врач не знает регламентирующих приказов и правил назначения препаратов. Пренебрежение к законодательству, незнание законов служит причиной для всякого рода коллизий», — утверждает главврач онкодиспансера.

Практика сегодняшнего дня показывает, что в ряде случаев запреты, по его словам, идут от самих исполнителей. Например, не выписывают наркотики, если не сданы ампулы предыдущей партии. Эта норма нигде и никем не записана. «Обсуждаемые поправки к закону акцентируют внимание на правильных вещах. Но, по сути, изменения в законе могут и не изменить ситуацию де-факто. Если бы врачи хорошо знали свои обязанности, то и сегодня проблем бы никаких не было. Рецепты и сегодня можно выдавать на срок до трех месяцев для тяжелых больных, даже до года, согласно Приказу № 1175», — заверяет Лазарев.

Как отмечалось на пресс-конференции, подписывать документ о назначении обезболивания теперь может один врач (онколог или терапевт), а не три, как раньше. «В каждом учреждении такое право главный врач может дать определенному числу исполнителей, — подчеркивает Александр Лазарев. — Это также самостоятельные решения, принимаемые на местах. Для каких-либо сложных случаев все равно будет назначаться консилиум, поскольку препараты сильнодействующие, они сами могут быть опасны для больного». Эта поправка (о праве подписи документа одним специалистом-медиком), уверен он, облегчит жизнь для больных, но вместе с тем возложит повышенную ответственность за выписку обезболивающих препаратов для конкретного врача. «А ответственность, как известно, брать на себя никому не хочется! Взять, к примеру, то же требование при выдаче новых ампул с лекарством вернуть использованные предыдущие. Это иллюстрирует желание врачей перестраховаться, они запускают этот механизм, чтобы контролировать обратную связь», — считает Лазарев.

Наркотики — под контроль

Как пояснили «МК» в пресс-службе регионального управления по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю, сегодня проблему утечки наркотиков в сфере обеспечения онкобольных обезболивающими едва ли можно считать острой: их отпуск поставлен под довольно жесткий контроль. В случае если по какой-то причине родственники больного сдают не все использованные ампулы, пишется официальное заявление о причинах несдачи ампул в полном объеме. Эти меры практикуются на местах для проверки целесообразности использования лекарств. Контролирующая функция управления заключается в выдаче допусков конкретным медицинским работникам к наркотическим и психотропным веществам по заявлению главврача. На местах, в конкретных больницах, соответственно принимают решения о выдаче наркотиков больным в соответствии с показаниями. «Поправки к закону, безусловно, упрощают жизнь для жителей отдаленных деревень, которые смогут получить рецепт на более длительный период. Однако отмена необходимости возврата ампул может привести к росту утечки наркотиков, а потому вызывает опасения», — утверждают в пресс-службе наркоконтроля.

Валентина КАРПОВА, президент благотворительного фона «Светодар», единственного хосписа в Барнауле, созданного на частной основе, поделилась опытом организации паллиативной помощи онкобольным на сегодняшний день.

Всего в хосписе, по ее словам, на данный момент пребывает более 20 человек. Поступают самые тяжелые больные, которые есть в городе, со всех больниц. Родственники больных привозят их уже, как правило, с готовыми рецептами на наркотики, поясняет она. «Могу сказать, что для родственников, получающих наркотики, вся процедура хождения по инстанциям — колоссально изматывающая. Однажды к нам привезли больную, а я просчиталась с количеством препаратов. Думала, что осталось десять ампул с обезболивающим, а оказалось всего пять. День наступил, а колоть нечего. У онкобольных ведь боли наступают через два-четыре часа. Когда поражены все органы, мозг, больной ослеп — это просто жуткое состояние, в котором для живого человека находиться невыносимо. Я потратила на получение лекарств весь день благодаря административным «препонам», «убив» время на поездку в аптеку на конец света. О мерах, которые планируется принять в следующем году, услышала с надеждой на то, что больше не придется дрожать за каждую ампулу, боясь ее потерять».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру