В 2013 году к бизнес-омбудсмену поступило 61 обращение. Основные темы, которые волновали бизнес, — земельно-имущественные отношения, административные барьеры, взаимодействие предпринимателей с контрольно-надзорными органами, вопросы оказания финансово-кредитной поддержки, бездействие должностных лиц органов местного самоуправления. Еще многих волновал вопрос монополий: сельхозпроизводители не могут войти в крупные торговые сети.
Конечно же, в основном предприниматели жаловались на органы власти на местах. Структура жалоб выглядит так: 30% — вопросы федерального уровня, 10-12% — краевого, около 60% — местного уровня. С начала 2014 года бизнес-омбудсмен получил уже почти три десятка обращений.
«Основное число обращений — от малого бизнеса, прежде всего от индивидуальных предпринимателей. Уполномоченный помогает не только малому и среднему бизнесу, но и крупному. Конечно, у крупного бизнеса достаточно своих ресурсов для защиты своих интересов, да и качество ведения бизнеса там выше», — отметил господин Нестеров. При этом, по его словам, почти третья часть обратившихся оказались сами неправы. Однако работа с ними велась.
Уполномоченный в прошлом году активно налаживал контакт с госорганами. Заключены и реализуются соглашения о взаимодействии с прокуратурой края, ГУВД, Управлением Роспотребнадзора по АК, ГУ МЧС, УФАС, Управлением Росреестра и др., а также с ведущими бизнес-объединениями. Эти документы позволяют более оперативно, с учетом мнения экспертов из предпринимательского сообщества решать многие вопросы. И эта работа будет продолжена, заверил Нестеров.
«Формирование экспертно-консультативного совета при уполномоченном, а также института общественных помощников невозможно без такого партнерства. Кроме того, сейчас проводится работа с юридическими организациями о медиативном соглашении, т. к. сегодня один из больных вопросов в бизнесе — межхозяйственные или внутрихозяйственные споры, в которые уполномоченный не вправе вмешиваться. Есть намерение по созданию структуры для разрешения таких споров», — подчеркнул Павел Нестеров.
Еще одна важная цифра: при содействии уполномоченного за прошлый год под экономическую амнистию попали 35 предпринимателей Алтайского края.
Рассказывая о своей работе, бизнес-омбудсмен подчеркнул, что он не приемлет образ предпринимателя, создаваемый некоторыми СМИ. Это утверждение он пояснил на конкретном примере. «В СМИ прошел сюжет, что бабушке в Павловском районе заварили калитку. Массмедиа писали: коммерсант, лицо кавказской национальности, обидел бабушку. Она лазит через забор, сломала ребра. Первая реакция у людей негативная. Потом ко мне в слезах обратилась жена предпринимателя. Я выехал на место. И оказалось, что это простой газоэлектросварщик, русский человек, непьющий. Он — предприниматель, оказывает услуги по сварке. Сделал много добротных объектов. На земельный участок у него есть регистрационное свидетельство», — сказал уполномоченный. Высказал он неудовлетворение и тем, что некоторые политические партии пытаются сколотить электоральный капитал на таких историях, популистски выступая против бизнеса.
Губернатор Алтайского края Александр КАРЛИН остался доволен работой Павла Нестерова. «Хорошо, что у предпринимателей есть уполномоченный. Когда такой же появится у чиновников?» — задал губернатор риторический вопрос.
Как отметил в беседе с корреспондентом «МК» Эдуард ЧЕРЧЕНКО, исполнительный директор алтайского отделения «Деловой России», появление в стране и крае института уполномоченного по защите прав предпринимателей — полезная вещь. «У бизнеса сегодня масса препятствий. Каждый лишний голос в его защиту — это хорошо. По инициативе российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова по экономической амнистии вышли на свободу несколько тысяч предпринимателей.», — сказал Черченко.
По информации Черченко, на краевом уровне Павел Нестеров взаимодействует со всеми предпринимательскими объе-динениями.