Реклама медуслуг — вне закона

Исключение составят только медицинские выставки, семинары, конференциии специализированные печатные издания

 С нового года законодатели перешли в решительное наступление против рекламы абортов, народных лекарей и лекарств, отпускаемых по рецепту. Более того, новые поправки в закон «О рекламе» ужесточают требования не только к рекламе методов народной медицины и услуг по искусственному прерыванию беременности, но и медицинских услуг в целом.

Исключение составят только медицинские выставки, семинары, конференциии специализированные печатные издания

 Речь идет о редакции части 8 статьи 24 Федерального закона (ФЗ) «О рекламе», вступившей в силу с 1 января 2014 года. Под запрет, в частности, попала реклама медуслуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. Такая реклама разрешена лишь на медицинских выставках, семинарах, конференциях или в специализированных печатных изданиях для медиков и фармацевтов.

Есть первые жертвы

В Барнауле пресечены новые факты распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг, сообщает управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (ФАС).

21 января управление ФАС признало двух барнаульских предпринимателей, распространявших ненадлежащую рекламу медицинских услуг, нарушившими Федеральный закон «О рекламе».

Признаки нарушений специалисты управления выявили, правда, еще в 2013 году: было установлено, что реклама таких медуслуг, как массаж, прессотерапия, депиляция и эпиляция, размещалась одним из барнаульских салонов-парикмахерских в наружной рекламе, а также салоном красоты — на сайте в сети Интернет.

Как поясняют в ФАС, нарушение заключается в том, что потребителю не предоставлялась информация в полном объеме. Речь идет о том, что не было информации о противопоказаниях и необходимости консультации специалиста. Кроме того, выяснилось, что у предпринимателей и вовсе не было лицензий на разрекламированные медуслуги, а это также прямое нарушение законодательства.

В итоге комиссии антимонопольного ведомства признали рекламу медуслуг «ненадлежащей», а обоих рекламодателей и распространителей — нарушителями Федерального закона «О рекламе» (п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24).

«Новые поправки в закон «О рекламе» ужесточают требования к участникам рынка рекламы лекарственных препаратов и медицинских услуг, — поясняет начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции управления Наталья БУЯНКИНА. — Согласно изменениям законодательства, с 1 января 2014 года полностью запрещается реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и методов реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная медицинская подготовка. Теперь такую рекламу закон разрешает лишь на медицинских выставках, семинарах, конференциях или в печатных специализированных изданиях для медработников.

Кроме того, усилена административная ответственность за допущенные нарушения: выросли суммы штрафов, а также в настоящее время административные взыскания могут применяться как к рекламодателю, так и к рекламораспространителю». (См. «Справку «МК».)

Запреты

С 1 января 2014 года вводится запрет на распространение рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности. При этом части 11 и 12 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» утрачивают силу, а статья 7, содержащая перечень товаров, реклама которых не допускается, дополняется пунктом 9, устанавливающим, что реклама услуг по искусственному прерыванию беременности не допускается.

Кроме того, с 1 января вводятся требования к рекламе методов народной медицины, которая отныне должна соответствовать пунктам 2-5 и 7 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Следовательно, народные целители не должны рекламировать конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования; выражение благодарности физлицам в связи с использованием объекта рекламирования; создавать представления о преимуществах объекта, ссылаясь на проведенные исследования, обязательные для государственной регистрации объекта рекламирования; содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья и, наконец, создавать впечатление ненужности обращения к врачу.

Вводится также запрет на проведение рекламных акций с раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.

По понятиям

Согласно частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», народная медицина — методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. При этом право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медпомощи, проведению медэкспертиз, медосмотров и освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

При этом медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, с учетом мнения Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае, если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Перекресток мнений

— Как вы оцениваете поправки в Федеральный закон «О рекламе»?

Ольга Логачева, директор Барнаульского филиала ЗАО «Группа компаний «МЕДСИ»:

— Настолько подробная информация по всем услугам порой очень вредит пациенту. В каком плане? Мы же все хорошо разбираемся в медицине. Если я не математик, то я никогда не доказываю теорему Пифагора обратным способом. Если я не музыкант, то никогда не отличу, соната Бетховена — это ля мажор или си-бемоль? Потому что я не профессионал. Но в медицине разбираются все. И эта излишняя информация нашим потенциальным пациентам на протяжении многих лет привела к тому, что мы стали все медицински подкованы на уровне дилетантов.

И если смотреть с этой точки зрения, то эти поправки, скорее всего, правильные. Только врач, специалист с высшим медицинским образованием может дать отдельному человеку индивидуальную рекомендацию. Потому что каждый имеет свой букет заболеваний и стандарт здоровья. И если кому-то пиявки — хорошо, кому-то они совсем не идут. Кому-то иглоукалывание помогает, а кому-то — только навредит. И люди, доверяясь рекламе, не советуясь с профессионалами, идут на свой страх и риск и получают плачевный результат.

Во-вторых, к сожалению, медицина ушла в плоскость бизнеса и не совсем добропорядочные бизнесмены пытаются нажиться на этом. Это очень большой крен и опасность в росте предоставления недобросовестных медицинских услуг.

Алексей МАЛИКОВ, генеральный директор ООО ЦВМР «Пигмалион», «Галатея», доктор медицинских наук, профессор:

— Когда клиника, например как наша, раскручена, можно написать «Пигмалион», и будет достаточно. А если это начинающая медицинская компания, то это серьезный барьер для развития. Поправки в закон очень резко ограничивают их возможности в плане продвижения на рынке. Им очень сложно будет объяснить, что они за компания, чем они занимаются, какие услуги предоставляют. Например, условно компания «Пилигрим». Что это за компания, чем она занимается и чем конкретно может помочь пациенту? Поэтому у пациентов возникнут определенные сложности в выборе клиники, потому что реклама будет ограничена лишь названием, а не набором конкретных услуг. Например, у человека болит спина, звонит он в лечебное учреждение, которое предоставляет услуги по лечению остеохондроза. Ему говорят: «У нас есть невролог, но не факт, что он будет лечить остеохондроз». И пока найдет этот человек нужную клинику, ему придется обзвонить с десяток медицинских центров. По моему мнению, эти поправки — очень серьезный в этом плане минус, и тут есть над чем подумать нашим законодателям, в том числе и на региональном уровне.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру