Не опоздать к раздаче
Приказом Минрегиона создана межведомственная группа по развитию городских агломераций, заявил глава администрации Барнаула Игорь Савинцев, открывая совещание. Это значит, по его словам, что утвержденные на уровне федерации пилотные проекты и финансироваться будут из федерального бюджета. «Самое главное — не опоздать к раздаче этих финансовых ресурсов из казны государства», — подчеркнул мэр.
И, по словам Савинцева, вице-губернатор края, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаил Щетинин уже «дал отмашку» на подготовку горадминистрацией совместно с ГУЭИ пилотных проектов по развитию Барнаульской агломерации, которые могут быть представлены центру.
С этой точки зрения наибольший интерес представляет концепция развития общественного транспорта агломерации — с рядом инвестиционных проектов, которые потребуют многомиллионных вложений.
Троллейбус или трамвай
Качественные транспортные связи — один из ключевых факторов, определяющих целостность агломерации, способствующих развитию маятниковой миграции (трудовые, учебные, бытовые и культурные поездки).
Именно миграция — главный механизм образования агломераций. Уже сегодня люди ездят на работу в Барнаул не только из Новоалтайска и Первомайского района, но и в обратном направлении. 6-8 тысяч жителей из 25 тысяч трудоспособного населения Новоалтайска работают в краевом центре.
Поэтому нужно укреплять межмуниципальные транспортные связи, считает директор МУП «Горэлектротранс» Александр Семыкин. Маршрутную сеть Барнаула и Новоалтайска, по его словам, необходимо рассматривать как единую транспортную систему в рамках агломерации. Билеты на общественный транспорт должны быть единого образца и иметь хождение в Барнауле и Новоалтайске, причем тариф должен формироваться по зонному принципу.
Должна быть создана и единая система межмуниципальных маршрутов, обслуживаемых совместно транспортными предприятиями двух городов для минимизации порожних рейсов. Сегодня транспортное сообщение между городами обеспечивается шестью автобусными маршрутами. Через станцию «Алтайская» ежедневно проходит 14 электропоездов.
Одно из важных направлений развития транспортной системы агломерации — обеспечение экологической безопасности, снижение уровня загрязнения окружающей среды. По заключениям экологов, сегодня примерно 89-90% вредных выбросов в атмосферу в городах «поставляет» именно автотранспорт. Доказано, что при сгорании одной тонны топлива в атмосферу выбрасывается до 350 кг вредных веществ, среди которых окислы углерода, азот, бензопирен, микрочастицы углерода, или попросту сажа.
Для улучшения экологической обстановки необходимо сохранение и развитие сети электрического транспорта для городского и межмуниципального сообщения, настаивает Семыкин.
Перспективный проект в этом направлении — развитие троллейбусного сообщения между Барнаулом и Новоалтайском. Руководитель Горэлектротранса привел пример междугороднего крымского троллейбусного маршрута, связывающего Симферополь с курортами Южного берега Крыма. Это, кстати, самый длинный троллейбусный маршрут в мире — 86 км. Есть еще несколько примеров успешной реализации междугороднего троллейбусного сообщения в разных городах мира.
Александр Семыкин напомнил, что в январе 2013 года Горэлектротранс Барнаула ввел в эксплуатацию два троллейбуса с автономным ходом до 60 км. Такие троллейбусы, по сути, электромобили, заряд аккумуляторных батарей которых происходит во время движения машины по линиям контактной сети. Опытная эксплуатация на разных маршрутах, в том числе автобусных, показала перспективность использования троллейбусов с автономным ходом на городских улицах.
Применительно к транспортному обслуживанию Барнаульской агломерации Семыкин предложил два варианта. Первый из них предусматривает как раз использование троллейбусов с автономным ходом. Стоимость внедрения — около 242 млн рублей. Второй предполагает строительство троллейбусной линии до Новоалтайска и в самом городе. Общая стоимость — 675 млн рублей.
Также руководитель Горэлектротранса предложил проект пригородного трамвая — интерурбана — особого вида рельсового транспорта, соединяющего соседние города и пригороды. Интерурбаны отличаются от поездов тем, что организация их работы гораздо ближе к трамваю, что выражается в более легком подвижном составе, частых остановках и легком строении пути. Затраты, по подсчетам Семыкина, составят около одного миллиарда рублей.
Троллейбус до Новоалтайска, пожалуй, наиболее приемлемый вариант, согласились участники совещания. Как подчеркнул Игорь Савинцев, это наиболее экологически безопасный из всех существующих транспорт. Что же касается интерурбана, то, по мнению мэра Барнаула, это совершенно другой уровень инвестиций и тут уж точно не обойтись без помощи федерального центра.
Заместитель начальника крайуправления по транспорту, дорожному хозяйству и связи Виктор Прозоров согласился, что тема электротранспорта — это будущее агломерации. Но нужно, считает он, обратить внимание на то, что есть автобусы, которые работают в этой же маршрутной сети. И, скорее всего, пассажир выберет автобус: он быстрее и зимой теплее. Что касается интерурбана, то, по словам Прозорова, по мосту через Обь электропоезда и трамваи ходить не смогут, потому что для каждого вида напряжение в контактной сети несоизмеримо.
В лес по грибы
Что же касается туризма, то заведующая профильным отделом администрации Барнаула Татьяна Сибиркина напомнила, что основная цель создания агломерации — объединение территорий для налаживания взаимовыгодного сотрудничества. И действительно, по ее словам, в рамках агломерации легче развивать экономику, в том числе и туризм.
Туризм может стать дополнительной возможностью для развития предпринимательства, создания новых рабочих мест и площадок для изучения культурных и исторических достопримечательностей.
В связи с этим администрация Барнаула выступила инициатором работы с территориями, входящими в Барнаульскую агломерацию. Были проведены встречи с руководством Новоалтайска и Первомайского района. Акцент в переговорах был сделан на развитии школьного туризма. Процесс обсуждения показал, что у членов агломерации существует взаимный интерес друг к другу. В результате стороны разработали однодневные туры. Так, в программу однодневного тура по Барнаулу вошли обзорная экскурсия по городу, посещение аквапарка, музеев, планетария и зоопарка. Для того чтобы туры стали доступнее для жителей Новоалтайска и Первомайского района, были достигнуты договоренности по удешевлению стоимости при групповом посещении кафе и ресторанов города, аквапарка, музеев.
Предприниматели Барнаула тоже поддержали идею туров и согласились на предоставление скидок на свои услуги от 30% до 60%. «То есть для школьников Первомайского района и Новоалтайска посещение аквапарка обойдется в 250 рублей, при стоимости 500 рублей за час», — утверждает Татьяна Сибиркина.
В то же время, по ее словам, Первомайский район ждет барнаульских школьников с ответным визитом для показа своих культурных и исторических достопримечательностей.
В Барнауле уже идет подготовка к принятию гостей на двухдневные туры. Администрация города провела круглый стол с представителями гостиничного и турбизнеса. На нем отельеры, по словам Татьяны Сибиркиной, согласились подготовить льготные предложения по размещению школьников в период зимних каникул, что должно значительно удешевить стоимость программ.
Глава Первомайского района Алексей Рубцов согласился с предложением начать с детского туризма и в свою очередь напомнил, что 22 декабря на территории базы отдыха «Берендей» пройдут соревнования на собачьих упряжках. Он пригласил всех желающих организованно, на автобусах там побывать. «Еще один интересный перспективный момент: часть Первомайского района лесная и там очень много грибов. И каждую осень жители Барнаула и Новоалтайска в неорганизованном порядке туда ездят, а мы потом их организованно ищем. Потому что осенью нет такого дня, чтобы кто-нибудь там не потерялся. Поэтому я предлагаю что-то типа грибного тура», — высказал он оригинальную идею.