Ленточные боры Алтая: ложная тревога?

Экологи волнуются, чиновники успокаивают

 Тема ленточных боров поднимается на Алтае регулярно, — в разном контексте и в разных местах. Экологи яростно доказывают, что ленточные боры находятся под угрозой полного исчезновения, чиновники утверждают, что ситуация вполне благоприятная, а лесохозяйственная деятельность в регионе отвечает всем требованиям закона.

Экологи волнуются, чиновники успокаивают

Депутаты на защите леса

5 июня, в День эколога, в Барнауле прошла пресс-конференция, посвященная проблеме вырубок в ленточных борах и лесных заказниках. На пресс-конференции выступили экологи и общественники: Александр Назарчук, председатель правления краевой общественной организации «Украинское землячество на Алтае», Иван Ялымов, депутат Мамонтовского районного совета депутатов, Валерий Горбунов, депутат Егорьевского районного совета депутатов, депутат Каменской городской думы Василий Железовский, Валерий Олишевич, председатель комиссии по законодательству и самоуправлению Мамонтовского совета народных депутатов.

Модератором конференции выступил председатель Геблеровского общества Алексей Грибков. Суть его доклада сводилась к тому, что все больше жителей Алтайского края выражают обеспокоенность тем, как осуществляется лесопользование в крае. На этом фоне возникло неформальное общественное объединение — «Общественный совет Алтая по защите лесов».

По словам Грибкова, в Алтайском крае очень мало особоохраняемых природных территорий. По сведениям общественника, «они занимают всего лишь 4,5% от общей территории региона. Для сравнения — в Новосибирской области эта цифра составляет 8,2%, в Кемеровской области — 15%, а в Республике Алтай — 26% от всей территории. За ним слово взял председатель правления краевой общественной организации «Украинское землячество на Алтае» Александр Назарчук. Александр Григорьевич сразу же встал на защиту ленточных боров, его выступление получилось весьма импульсивным:

— В регионе появились люди, которые грабительски уничтожают уникальное природное явление, которое есть у нас на Алтае, — ленточные боры. Четыре реки — Барнаулка, Касмала, Кулунда и Бурла — существуют сегодня только за счет боров, но они значительно обмелели. Я ответственно заявляю, что, если ситуация будет развиваться так, как это происходит сейчас, мы останемся без леса.

Представитель Мамонтовского районного совета депутатов Иван Ялымов рассказал о том, что в их муниципалитете развернулась целая кампания, направленная на прекращение рубок в уникальных ленточных борах Алтайского края.

— Мы своими глазами видим, как три ленточных бора в нашем районе беспощадно уничтожаются. Люди, которые вырубают лес, в одночасье решили, что он принадлежит им. Без зазрения совести его пилят, получая баснословную выгоду, — заявил Иван Ялымов.

По мнению депутата, именно сейчас наступило время, когда лес должны защищать жители Алтайского края. Г-н Ялымов рассказал, что в их районе идет широкомасштабная заготовка первосортной древесины. Также он утверждает, что на местах крупных рубок происходит перерождение леса из хвойного в лиственные породы.

В качестве «контрольного» аргумента Ялымов выдвинул тот факт, что река Касмала уже практически не движется, а в прошлом году в их районе были произведены замеры влажности. В определенный момент эти показатели составили 11-13% — а такие цифры характерны для пустыни.

По словам представителя Егорьевского районного совета депутатов Валерия Горбунова, в их муниципалитете также обеспокоены состоянием ленточных боров. Депутат рассказал, что под обращением к президенту РФ с просьбой «защитить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и прекратить уничтожение уникальных сосновых боров в Алтайском крае» уже стоит больше 25 тысяч подписей. Помимо жителей Мамонтовского и Егорьевского районов эту инициативу, по словам депутата, поддерживают еще в восьми муниципальных образованиях Алтайского края.

На пресс-конференцию был приглашен заведующий кафедрой лесного хозяйства Алтайского государственного аграрного университета доктор сельскохозяйственных наук Александр Маленко. В своем выступлении он подчеркнул, что вся его научная и производственная деятельность связана с хвойными лесами.

— Ленточные боры являются интразональной системой. Они не должны были здесь быть, но их создала природа. В последние годы это уникальное природное явление превратилось в объект промысла. Если так пойдет и дальше, ленточные боры будут вырублены через пять-семь лет, — такой неутешительный прогноз дал доктор сельхознаук.

«Лес боится дураков и пожаров»

Не прошло и нескольких дней после этой дискуссии, как в Управлении лесами Алтайского края состоялся семинар на тему «Развитие устойчивого лесопользования в России и его продвижение в Алтае-Саянском экорегионе». Кроме работников лесной отрасли края, ученых, представителей Департамента лесоустройства, лесного планирования и проектирования, на этом семинаре присутствовали заместитель губернатора Алтайского края Яков Ишутин и руководитель Алтае-Саянской экорегиональной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Александр Бондарев. Вспомнили на семинаре события 1997 года, когда на Алтае были сильные лесные пожары, уничтожившие огромные лесные массивы. Отдельно была затронута тема ленточных боров.

— Я даже термина такого не слышал — «варварская рубка», — рассказал собравшимся Яков Николаевич. — Сегодня вырубка идет в тех пределах, которые наметил Департамент лесоустройства. Вчера мы с Александром Ивановичем Бондаревым на вертолете облетели леса, и он был приятно удивлен. Мы не увидели ни одного хоть сколько-нибудь крупного участка, где бы проводилась сплошная рубка.

Ишутин убежден, что все разговоры по поводу «варварских рубок» — политические игры, не больше.

— Ни одного гектара сплошной вырубки в ленточных борах нет. Если мне кто-то не верит, давайте сядем в вертолет и вместе удостоверимся в правдивости моих слов, — заявил вице-губернатор, заслуженный лесовод РФ, несколько десятилетий отработавший в лесной отрасли. — На отдельных участках интенсивность выборочной рубки может доходить до 30%, и производится она с одной-единственной целью — для снижения плотности лесных насаждений, для того чтобы, согласно классической науке лесоведения, в бору появился свет, необходимый для развития молодой поросли. Лес не боится топоров, он боится дураков и пожаров.

Также Ишутин объяснил, зачем нашему региону нужны лесодеревообрабатывающие комбинаты:

— Сегодня мы работаем по схеме строительства ЛДК именно потому, что это самый передовой в мире опыт переработки древесины. На комбинатах стоит самое современное оборудование. Все материалы выпускаются в соответствии со стандартами мирового уровня. При этом мы восстанавливаем леса гораздо больше, чем рубим. Конечно, нарушения есть, но они устранимы.

Ситуацию, связанную с ленточными борами, также прокомментировал заместитель начальника управления лесами Алтайского края Владимир Шершнев:

— Мы уделяем особое внимание ведению лесного хозяйства именно в ленточных борах. Тем более что испокон века они относились к защитным лесам. Там всегда проводились исключительно выборочные санитарные рубки. Сегодня законодательство дает право проводить рубки спелых насаждений до 30%. Сплошные рубки возможны только в том случае, если насаждения погибли.

Тем не менее Владимир Шершнев не стал скрывать, что факты нарушения лесопользования имеют место быть, и лица, которые занимаются незаконной рубкой леса, неукоснительно несут административную, а в иных случаях уголовную ответственность.

— Самое страшное для ленточных бо-ров — это пожары, — считает г-н Шершнев. — Прекрасно, что мы сохранили коллективы тех лесников, которые относятся к лесу как к живому организму и делают все для того, чтобы сохранить его. У нас одна из самых отлаженных систем охраны леса от пожаров. Ежегодно на территории Алтайского края высаживается около шести тысяч гектаров леса, и по этому показателю во всем Сибирском федеральном округе с нами может сравниться только Красноярский край.

Также на семинаре была затронута тема лесополос. Яков Ишутин отметил, что уничтожение полос может привести к возвращению пыльных бурь, которые были на Алтае в 1960-е годы.

— Считаю, что сегодня нужна официальная государственная программа восстановления лесополос. Нам ежегодно нужно создавать по три-пять тысяч гектаров новых лесополос и реконструировать старые, иначе через 10-15 лет мы рискуем их полностью потерять, — подчеркнул Яков Ишутин.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру