Конференция, проходившая на трех площадках в форме круглых столов и мастер-классов, дала участникам возможность не только разобраться в актуальных проблемах бизнеса и обсудить их с коллегами, но и заглянуть за горизонт в будущее.
Речь шла о таких насущных вопросах, как взаимоотношения власти и бизнеса, переход от их взаимодействия к сотрудничеству, стратегии роста, глобальные финансовые возможности для бизнеса, перспективы развития малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО, о частно-государственном партнерстве, правах работодателей и многом другом.
На мастер-классах известные бизнес-тренеры и просто успешные бизнесмены делились опытом зарабатывания денег, бизнес-схемами и инновационными проектами, а также способами привлечения инвестиций. Целевая аудитория состояла из владельцев и руководителей компаний Барнаула, Новосибирска, Томска, Новокузнецка, Кемерово и других городов СФО, всего около 150 человек.
На первой площадке, в частности, тон дискуссии задал «бизнес-ангел» (частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты, стартапы на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале. — «МК».) из Томска Николай Бадулин, поставивший «провокационный», по мнению модератора Андрея Макосова, директора барнаульского филиала одного из федеральных банков, вопрос: «Нужно ли инновационное предпринимательство, малый инновационный бизнес или достаточно раскрученных отраслей и проектов типа АПК, горнорудных предприятий или «Алтайвагона»?».
Инновационная составляющая в программах поддержки бизнеса, представляемых как властью, так и финансовыми учреждениями, достаточно часто упоминается, и говорить о том, что это не интересно и не нужно, — неправильно, парировал Андрей Макосов. Вопрос в другом — какими методами это направление развивать. Не у всех на сегодняшний день имеется четкое понимание инноваций и того, что с ними делать.
Сегодня успешный предприниматель должен владеть инновационными инструментами — это аксиома. Некоторые из них государство обязывает иметь как непременное условие развития. О подобном инструментарии и отношении к нему со стороны предпринимателей рассуждала Татьяна Басаргина (директор ООО «Ключевые решения»). «Сейчас на 20 территориях России идет вебинар на тему информационной безопасности. Заинтересованность к лекциям наших, алтайских преподавателей проявили и Москва, и Санкт-Петербург, и даже Республика Беларусь. И в то же время очень мало предпринимателей с Алтая обратили внимание на этот вебинар», — сокрушалась она. А ведь сегодня информационные технологии являются основой основ.
Алтай — аграропромышленный регион, но уровень владения информационными технологиями среди сельхозтоваропроизводителей очень низкий. Вместо того чтобы участвовать самостоятельно в электронных торгах, агробизнес делится львиной долей прибыли с перекупщиками и теряет на этом очень много.
Со стороны бизнеса слово взяла Татьяна Ишенина, руководитель отдела маркетинга одной из рекламных компаний. Она в категоричной форме ответила на вопрос, поставленный в начале дискуссии: «Я считаю, что это не вопрос: нужны ли инновации краю. Наша компания как раз является инновационной. Инновации — это наша работа. Инновации — это как эволюция. Если мы не будем эволюционировать, то мы вымрем. И все равно придут другие люди и воспользуются этими инновациями. Я бы задала такой вопрос: а насколько заинтересована власть в развитии наших инноваций? Какие есть возможности для развития инновационного предприятия?». Инновации, по ее словам, это — дорогое удовольствие. Поэтому это понятие включает в себя и финансовую поддержку. «Ни одно приглашение к участию в круглом столе не было на бесплатной основе, постоянно с какой-нибудь финансовой подоплекой», —
с недоумением говорила она. — А инновации — это дорого. И я бы была благодарна, если бы люди, заинтересованные в нас, обращались к нам не с протянутой рукой, а с помощью».
В целом лейтмотив дискуссии таков: на самом деле власть не прочь выделить деньги. Если, конечно, к ней идут не с проектом чебуречной. Власть — администрация края и лично губернатор — заинтересована в развитии Алтая, привлечении интересных инвестпроектов, которые поднимали бы имидж региона. Но нужно найти ту проблему, которая бы заинтересовала в этом плане и власть, и СМИ, и финансовые учреждения. Каждый бизнес знаком с такой ситуацией, когда на начальном этапе приходится самому платить, чтобы о тебе заговорили: «Сначала ты работаешь на имя, потом оно — на тебя». Интересные проекты готовы поддерживать как исполнительная, так и законодательная власти. Сегодня принимаются законы на пользу бизнесу, а не во вред, по той же, например, системе налогообложения. На последней сессии АКЗС депутаты приняли закон о патентной системе, и край стал лишь вторым регионом в стране, который продвинулся в этом направлении. Также ведут себя и банки. Они идут на кредитование либо надежных, либо перспективных проектов, сулящих мультипликативный эффект. Власть и банки готовы к диалогу. Нужны интересные проекты от бизнеса.